Небольшой по размерам дворец Марли в Петергофе можно было бы назвать и большим парковым павильоном. Первоначально здание предназначалось для проживания гостей, затем стал мемориальным музеем одеяний Петра Великого. Император был зачинщиком строительства, а назван дворец Марли в Петергофе в честь одной из резиденций монархов Франции. Дворец в Марли-ле-Руа под Парижем понравился Петру своей камерностью и уединением. Поправка проекта императором с добавлением второго этажа сделала дворец Марли в Петергофе правильным кубом.
Здание почти не имеет декоративных элементов, кроме балкона второго этажа с ажурной решеткой. Крыша выполнена из двух ярусов, первый вогнутый, второй прямой, с башенкой наверху. Восточным фасадом дворец Марли в Петергофе выходит на Большой пруд, размерами 170 на 80 метров. Только водоемами он и схож с французским тезкой. Пруд обсажен шеренгами деревьев в один ряд, их кроны сформированы в прямоугольные.
Дворец Марли в Петергофе, его история и окружение
Вторая после Великого посольства длительная поездка Петра Первого в Европу проходила в 1716-17 годах. Во Франции он пробыл целых два месяца, встречался с 7-летним королем Людовиком Пятнадцатым. Переговоры велись с реальным правителем в статусе регента, герцогом Филиппом Орлеанским. Поселить Петра и свиту хотели в Лувре, но царь выбрал гостиницу Ледигьер, там и принимал малолетнего коллегу.
Марли под Парижем Петр Первый посетил наряду с Версалем, Фонтенбло, Трианоном и другими ансамблями. Еще больше времени провел он в научных учреждениях и на предприятиях, на крупных стройках и других практических объектах. На родину он привез не столько впечатления, сколько новые знания и практические умения. Память о полезной поездке Петр решил увековечить, назвав французским именем дворец Марли в Петергофе.
Соседняя достопримечательность
Ближайший значимый объект, с которым соседствует дворец Марли в Петергофе – искусственный водопад, каскад Золотая гора. Возле подножия этого сооружения – два Менажерейных фонтана, один из них попал в кадр. Высокий столб воды удивляет диаметром струи, но это технический обман. Дело в устройстве выходного сопла, по легенде предложенное Петром Первым. В трубе диаметром 30 см острием внутрь укреплен конус, круговая щель для воды совсем узкая.
Фактически вверх вздымается не монолитная струя, а полая водяная колонна с воздухом внутри. Зрелище получается впечатляющее, словно вырос гигантский кипарис – альбинос, хотя таких и не бывает. С выбранной точки сьемки гладь Большого пруда почти не видна, заслоненная рядами деревьев. Зато просматривается прилегающая парковая территория, ограждающая кирпичная стена и даже морские просторы Финского залива.
Еще немного истории
Следующее фото сделано с этого же направления, но ниже, с уровня плоскости зеленого газона набережной. Отсюда дворец Марли в Петергофе выглядит именно тем уютным и уединенным прибежищем, что пленило Петра Первого во Франции. Скончавшийся за два года до царского визита король-солнце, Людовик Четырнадцатый любил уютные прибежища. Правивший более 70 лет красавец сменил несколько фавориток.
Не отстал и правнук, встречавшийся с Петром еще ребенком, достаточно вспомнить маркизу де Помпадур. Жены и любовницы французских властителей часто ощутимо влияли на важные государственные дела. В России такого не было, если только дамы сами не становились правительницами. А это случалось, только Елизавета Петровна и Екатерина Великая на двоих властвовали почти 55 лет.
Западный фасад и Секторальный пруд
Конструктивно и в оформлении западный фасад, которым дворец Марли в Петергофе выходит на Секторальный пруд, абсолютно идентичен восточному. Одинаково все, вплоть до орлов на балконной решетке. Отсутствуют только четыре деревца в форме конусов, потому что их здесь просто негде разместить. Западный выход приводит на огороженную балюстрадой площадку, соединенную с тремя радиальными мостиками через Секторальный пруд.
Необычную конфигурацию этого водоема могла бы прекрасно передать высотная фотография. Словесно это можно выразить так, что пруд имеет форму разрезанного по диаметру колеса от телеги. Прямой берег проходит параллельно западному фасаду, половина окружности второго соединена с входом во дворец Марли в Петергофе, как спицы с осью колеса. Отлично подходят мостики-спицы для конфиденциальных бесед, незаметно никто не подойдет.
Недалеко от дворца Марли
Если говорить о нынешних временах, то территория западнее, чем дворец Марли, в Петергофе самая пустынная. Она только еще обустраивается, обретая дорожки и насаждения партеров западнее Секторального парка. Контуры растительного благоустройства уже проступили, установлено несколько скульптур на пересечениях дорожек. Самая оригинальная – царь Петр с малолетним Людовиком на руках.
Дальше к западу фотографировать уже нечего, территория музея-заповедника там заканчивается. Какой-то карьер, яхт-клуб на берегу, остальное – просто неблагоустроенный пустырь вплоть до частных построек. Поэтому забредающие сюда любопытные посетители, поплутав и разочаровавшись, возвращаются к дворцу и его водоемам. Здесь натура для фотографов самая благоприятная, особенно в ясные дни.
Можно залюбоваться на ровные ряды деревьев, строго параллельные линиям дорожек парка регулярного стиля. Очень тщательно обрезаны кроны деревьев, образующие сплошную стену над ровно стоящими стволами. Протяженность таких прямолинейных аллей отлично иллюстрирует понятие перспективы, не нужны пространные пояснения. И вовсе не нуждается в обоснованиях польза прогулок в таких местах.
Интересно, что в Большом пруду уже завелась рыба, любители рыбалки начинают наведываться со снастями. Раньше водоем и предназначен был для рыборазведения, которое практиковалось и в парковых прудах. Не удалось узнать, занесли ли рыбью икру водоплавающие птицы или это дело рук энтузиастов. Однако приличное количество чаек, которых здесь можно наблюдать, наличие рыбы подтверждает.
Но совсем не рыбным изобилием славится творение Петра, а своей огромной культурной ценностью. Нужно низко кланяться реставраторам или их памяти за восстановление разрушенного в войну сокровища. Дворец Марли в Петергофе – не последний по значению объект музея-заповедника, в самом здании тоже много интересного. Каждый приезжающий должен об этом знать и обязательно посетить творение Петра Великого.