Павильон Эрмитаж в Царском селе строился одновременно с переделкой Большого Екатерининского дворца, теми же архитекторами, окончательно оформлен знаменитым Растрелли. Строение расположено на искусственном островке, на который ведут подъемные мостики. Четверик, похожий на храмовый, по углам в диагональном направлении дополнен четырьмя пристройками. Павильон богато украшен архитектурными элементами, окрашен в лазоревый и белый цвета с обильной позолотой. По назначению Эрмитаж в Царском селе был местом общения узкого круга особо приближенных к российским императрицам.
После кончины Петра Великого Россией, за малыми исключениями, почти 75 лет правили женщины. Дворец в Царском селе заложила супруга Петра Великого, который его и открыл за год до смерти. Назван он первоначально именно именем Екатерины Первой. Перестраивали дворец и строили Эрмитаж в Царском селе при Елизавете Петровне и Екатерине Великой, которые на двоих царствовали почти 55 лет. Поэтому и внешний облик, и убранство всех резиденций определял женский вкус, а некоторые ликвидировал, как Измайлово. Однако вернемся к павильону.
Ближнее фото с высоты дает полное представление о расположении и составе элементов строения в плане. Прямоугольник со скошенными углами, от которых отходят галереи к пристройкам, имеет более широкие фасады на длинных стенах и узкие на коротких. Виднеющийся Большой Екатерининский дворец расположен на северо- западе, этого достаточно для определения направления всех дорожек.
Приведенная далее в обзоре высотная фотография показывает расположение павильона относительно Большого дворца. От его длинного корпуса павильон Эрмитаж находится в перпендикулярном направлении к юго-востоку, расстояние между ними составляет чуть более полукилометра. Парковая зона ранее была лесным массивом и сохранила былую природную естественность.
Своим уединенным расположением Эрмитаж в Царском селе, при помощи густой растительности и усилиями дворцовой охраны, обеспечивалась уединенность элиты. Технические новинки тех лет, в виде вертикальных подъемников, позволяли избегать даже контактов с прислуживающим персоналом. Пища приготовлялась в отдельно стоящей Эрмитажной кухне, чтобы даже запахи не тревожили покой вельмож.
Эрмитаж в Царском селе – внутреннее убранство
Первый этаж павильона Эрмитаж в Царском селе — чисто технический, обеспечивавший подачу еды наверх без участия прислуги. Верхний этаж состоит из центрального зала и четырех кабинетов, в которые ведут коридоры в галереях. Ранее один из кабинетов был верхней площадкой примитивного пассажирского лифта, — площадки с диваном, поднимаемой солдатами.
Бросается в глаза широкое использование лепных украшений, позолота которых на белом фоне смотрится великолепно. Так украшены дверные створки, колонны и стены, позолочены и настенные светильники. Особенно хороши шикарные багеты картин, частично затмевающих прекрасные работы живописцев на мифологические сюжеты.
Один из кабинетов перед нами, между окнами в углу на манекене демонстрируется парадное женское платье. По живописным произведениям восстановлен наряд Елизаветы Петровны, пошит современными модельерами. Накидка золотого шитья отражается в больших зеркалах, перекликаясь с позолотой их обрамлений, как и отделкой стеновых панелей и откосов окон.
Справа от наряда – аккуратный фигурный комод, украшенный неярким рисунком и позолоченными накладками. Назначение этого предмета – хранение скатертей и салфеток для сервировки. Произведением мебельного искусства выглядит стул с гнутыми ножками и узорами на деталях. Видимая в окна зелень растительности – тоже как бы деталь оформления.
Полностью охватить взглядом композиционное решение можно в следующем кабинете, на фото более общего плана, несмотря на слепящие солнечные лучи. Ближняя к окну часть комнатки почти сплошь увешана одинаковыми зеркалами с резными рамами, имитирующими растительные стебли. По бокам зеркал фигурные изогнутые подсвечники, каждый на несколько рожков.
Резные узоры и над зеркалами, над оконным проемом и даже на его откосах, на стенных панелях ниже зеркал. Все перечисленное позолочено, перекрестно и многократно отражается в многочисленных зеркалах и превращает небольшой кабинет в привлекательное помещение. Из предметов интерьера здесь только небольшой столик с птичьей клеткой, певчих пернатых в старину очень любили.
Детали – крупно и обзорно
Длительная эксплуатация, периоды запустения и особенно превратности военного периода нанесли ущерб всем культурным ценностям прифронтовых районов. Не стал исключением и парковый Эрмитаж в Царском селе, ведь город был оккупирован фашистами. В Большом дворце располагались казармы пехотинцев, сам павильон занимали фашистские зенитчики.
Разрушения были значительными, особенно пострадала лепнина. Восстановление столь тонкой, буквально ажурной работы требовало привлечения квалифицированных специалистов, которых недоставало. Поэтому восстанавливать Эрмитаж в Царском селе пришлось продолжительное время, открыли его для посетителей только летом 2010 года.
Большой зал павильона Эрмитаж в Царском селе гораздо крупнее ранее осмотренных кабинетов по всем параметрам. Если малые комнаты восхищали своей отделкой, то здешнее великолепие просто ошеломляет. От богато сервированного стола взгляд переходит на стены, сплошь состоящие из окон, зеркал и украшений, и останавливаются на потолочной росписи.
Художественной росписью покрыт полностью весь потолок парадного зала, включая криволинейные участки перехода в стены. Автором оригинальной росписи считается итальянский мастер живописи и сценографии Джузеппе Валериани, расписывавший и потолки Екатерининского дворца. В его мастерской в Санкт-Петербурге работал известный портретист Дмитрий Левицкий. Более мелкие изображения выполнял Антонио Перезинотти.
Чудо-стол павильона Эрмитаж в Царском селе
Чудесному столу, самостоятельно доставляющему заказанные блюда каждому участнику императорской трапезы, удивляются только совсем несведущие люди. Но даже информированные о диковинке посетители рассматривают стол павильона Эрмитаж в Царском селе с интересом и подолгу. Здесь реставраторы воссоздали даже несколько столов, работают и механизмы подъема.
Названные выше российские владычицы любили поражать не знающих об устройствах павильона, особенно иностранцев, видом пустого зала. Именно таким он представал перед поднятыми лифтом гостями, все столы целиком убирались вниз. Оставался только прекрасный паркетный пол с затейливым рисунком. Сервированные столы выплывали в открывающиеся отверстия прямо на глазах публики.
Эта процедура демонстрируется и нынешним посетителям павильона Эрмитаж в Царском селе. Для этого нужно попадать на один из 4-х подъемов в день, и заплатить несколько большую сумму за посещение. Очевидцы описывают скрип канатов по блокам, но без солдатского мата, — подневольных людей заменили электромоторами. Такого зрелища лишены посещающие похожий павильон, тоже Эрмитаж в Кусково, в черте Москвы, там механизм утерян.
Разглядывая великолепие обеденного стола, нужно обратить внимание, что его столешница не монолитна. Центральная часть с общими блюдами отделена малозаметной щелью, она убирается для перемены блюд независимо от периферийной, с индивидуальными тарелками. Есть возможность отдельно обслужить и каждого посетителя, убрав и вернув его тарелку таким же способом, но об этом позднее.
Даже не говоря о техническом устройстве, обеденный стол вельможных персон поражает одной сервировкой. Сюда отобраны лучшие образцы фарфоровых изделий, воссозданные на современных производствах по образцам из Русского музея. Вызывают восхищение прекрасно оформленные подсвечники, сувенирная карета со сладостями и другие аксессуары.
Фарфор и хрусталь на столе хоть и не екатерининских времен, но подобраны изделия из исторических аналогов либо изготовлены по музейным образцам. Разнообразные фрукты для десерта и украшения стола искусно имитированы мастерами прикладного искусства, в том числе театральными декораторами. Муляжи исключительно натурально выглядят, чуть ли не пахнут.