Гончарный мастер класс в Измайловском кремле позволяет познать одно из древнейших ремесел человечества. Глиняную посуду люди лепили с глубокой древности, для прочности обжигая ее на огне. Затем изобрели вращающийся круг, на котором комок глины руками формовали в сосуд. Это был прообраз обрабатывающих станков, изобретенных позднее. Суть работы гончара осталась прежней до наших дней, изменился лишь способ вращения.
Предлагая посетителям развлекательного комплекса гончарный мастер класс, устроители шоу используют в рекламе демонстрацию самого процесса. Не придумать ничего более наглядного, чем превращение куска глины в готовое изделие. Подборка фотографий наглядно иллюстрирует все стадии работы, от подготовки до нанесения нехитрого орнамента. Процесс в исполнении мастера достаточно быстротечен, чувствуется четкость каждого движения. Более досконально работу показывает гончарный мастер класс, на который записываются заранее.
Гончарный мастер класс, от рекламы до подробностей
Рекламные сеансы на улице гончарный мастер класс организует периодически, их не увидеть при любом посещении. Ведущий последовательно показывает, как обращаться с глиняной заготовкой, крепить ее к железному кругу, начинать обработку. Первоначально выполняется центровка, чтобы комок не улетел из-за центробежной силы. Затем обжатием изнутри и снаружи формируется полый цилиндр, переменным усилием придается фигурная форма. В работе важны плавность и уверенность движений, недопустима спешка.
Важна в работе гончара тактильная чувствительность, пальцы рук должны через слой глины ощущать друг друга. Кроме собственных ладоней, иногда тыльной стороны рук, ведущий гончарный мастер класс использует простейшие приспособления. Придавать форму помогает тонкая пластинка, декорировать можно стержнем, обрезать кромки прочной нитью. Натянув ее у донышка, проводят под изделием для отделения от гончарного круга. Теперь мастер аккуратно берет пластичный еще сосуд руками, демонстрирует зрителям.
Человек не мог обходиться емкостями, случайно дарованными природой в виде полых камней или раковин. Какое-то время применялась ручная формовка, пока не был придуман гончарный круг. Составными частями были массивный маховик, ось и рабочий стол. Вращать одной рукой и работать с глиной второй было неудобно, либо использовался помощник. Ножной привод освободил обе руки, появилось регулирование числа оборотов, электрический привод. Предлагаемый гончарный мастер класс использует агрегаты заводского выпуска.
Мастерская Данилы
Выставлять демонстрационное оборудование на улицу не всегда удобно, отнимает силы и время мастера. Под постоянную мастерскую гончарный мастер класс использует полуподвальное помещение (цокольный этаж) здания в Измайловском кремле. Туда достаточно просто и удобно доставлять исходные материалы, глина ведь довольно тяжела. Запоминать нынешнюю вывеску не стоит, структурно подразделения здесь постоянно переподчиняются. Впрочем, бренд Данила-мастер должен всегда присутствовать.
Частный лицей предлагает не только гончарный мастер класс, им охвачено множество древних ремесел. Возле спуска видим и деревообработку с росписью на оконных наличниках, и кованые в кузнице решетки. На предыдущем фото мастера с глиняным изделием целый плетень из жердей увешен гончарными произведениями. Почти каждое музейное заведение здесь организует мастер классы, обделен лишь музей истории водки. Ладно хоть экспозицию разрешили, могло и ее не быть из-за запрета рекламы алкоголя.
Обстановка гончарной мастерской
Свои предложения у музея хлеба и свечного заводика, пластилиновой выставки и марципановой Сладкарни. Оружейный музей стрелять не дает, только подержать автоматическое оружие, частично разобрать винтовку. Зато гончарный мастер класс демонстрацию изделий держит на втором плане, главное здесь – творческое развитие. Аккуратно застеленные рабочие столы – для лекции и зарисовок, на переднем плане – механизмы. Впрочем, и здесь множество изделий на виду, они длительно сушатся и дважды обжигаются в особой печи.
Для обучения посетителей гончарный мастер класс использует заранее подготовленную глину, без грязи и примесей. Однако в ней присутствуют газовые включения и влага, которую обильно добавляют при формовании. Газы удаляются при подготовке комка, когда гончар мнет глину, перекатывает на столе. Воду удаляют сначала сушкой на воздухе, затем двойным обжигом в высокотемпературной печи. Нагревательный агрегат футерован огнеупорным кирпичом, спирали навиты на керамические вставки.
Шамотный кирпич, использованный в агрегате, нагревается до высокой температуры и долго удерживает тепло. Поэтому обращаться с разогретыми печью и изделием необходимо с особой осторожностью, используя защитные рукавицы. Перед открыванием дверцы необходимо отключить электрическое питание, чтобы случайно не замкнуть спирали. Горячее изделие выставляют на огнеупорную подставку для естественного охлаждения. Повторение обжига необходимо для закрепления свойств окаменевших сосудов.
Отходы и изделия во всем многообразии
Не вдаваясь в тонкости производственных связей, предположим, что сырье гончарный мастер класс получает по кооперации от кирпичного завода. На таких предприятиях обычно налажена и добыча глины из карьера, и ее подготовка. В кирпичном производстве неизбежно образование отходов на всех стадиях, большинство возвращается в процесс. Технологическая цепочка завода включает дробилку, в которой брак превращается в сырьевую добавку. В учебной мастерской отходы столь же неизбежны.
При проведении занятий неопытные участники допускают немало брака, не все забирают свои неказистые поделки. Отходы гончарный мастер класс вполне может вернуть на кирпичный завод, либо использовать у себя. Измельчают ли здесь бракованные изделия, неизвестно, в любом случае им не место в мусорном контейнере. В штучном производстве гораздо легче применить отходы в подходящих изделиях, ведь глины очень разнообразны. Домик из каолиновой глины – непривычного цвета, она – основа светлых силикатных кирпичей.
Это изделие не выполнить на гончарном круге, не только вращение использует гончарный мастер класс. Домик можно сформировать только прямолинейными усилиями, что похоже на заводское кирпичное производство. Прессование и обработка фигурных изделий прямоугольных очертаний аналогична и детской работе в песочнице. Но как бы изделие не создавалось, стадии сушки и обжига для всех одинаковы. Раскраска может проводиться и сырых произведений, и на любой следующей стадии, зависит от типа красителя.
Для росписи керамики используют различные краски, прежде всего исходя из порядка нанесения и будущего использования. Если изделие покрывают глазурью, красящие пигменты могут быть подглазурными либо надглазурными. При пищевом использовании посуды ужесточаются требования к химическому составу красок, особенно токсичных компонентов. Рельефную роспись создают, используя окрашенную пасту на основе глины, применяют и глину иного цвета. Фоновое окрашивание тоже разнообразно по методам и инструментам.
Рабочее место мастера и парадная экспозиция
Все разнообразие оснащения художника, готовящего и проводящего гончарный мастер класс, сосредоточено на его рабочем столе. Находится он прямо в мастерской, где и проводятся занятия, где сушат и обжигают изделия. Некоторый живописный беспорядок, характерный для многих творческих натур, выделяет определенное место только непременному нынче компьютеру. Однако самому творцу здесь все привычно и логично, каждая вещь и вещество на своем месте. Ведь художник не только учит посетителей, он здесь же выполняет шедевры.
О шедеврах — это не пустой звук, убеждает в этом визит в парадный выставочный зал. По соседству с мастерской, где проходил гончарный мастер класс, представлены лучшие работы его преподавателей. Эту экспозицию бессмысленно описывать по одному предмету, их слишком много, они крайне разнообразны. Бросается в глаза простейшее колесо у стола, люстра этого помещения – тоже на его основе. Явный намек на роль гончарного круга в появлении одного из главных транспортных изобретений.
Историки считают, что колесо изобрел неизвестный древний гончар, догадавшийся укрепить два круга на одной оси. Перевозка тяжестей на деревянных катках использовалась издревле, снабдить плоскость колесами было гениальным решением. Здесь тоже установлен круг, но гончарный мастер класс уступает место личному творчеству. Удивляет разнообразие выполненных работ, от скульптур и расписной посуды разных очертаний до декоративных панно. Представлены и изделия других промыслов, кованые вещи, картины, соломенное плетение.
Показываем укрупненно один из стеллажей, где буквально каждая вещица достойна отдельного описания. Полет фантазии ведущих гончарный мастер класс поражает, можно рассматривать с удивлением каждое изделие. Сколько оригинальных решений заложено в обыденных по назначению предметах! Одних ручек у чайников и кувшинов множество разновидностей, многие раньше видеть не приходилось. Короче говоря, осмотр экспозиции удовлетворит любого посетителя, даже равнодушного к процессу.