В одном из залов, посвященных древней Руси, всеобщее внимание привлекают храмовые ворота Софийского собора Новгорода, которые именуют Магдебургскими. Новгородские дружинники в своих походах добирались и до немецких городов, где поживились и этим боевым трофеем, созданным еще в 12-м веке. Ворота использовались по назначению, а копию для экспозиции государственного исторического музея создали российские литейщики и кузнецы.
Ворота снабжены коваными ручками, укрепленными в звериных пастях. Каждую створку украшают большие верхние пластины и по шесть пар малых, на них изображения на библейские и бытовые сюжеты, фигурка кентавра внизу справа.
Интерьер помещений музея восхищает посетителей; залы сами по себе представляют художественную ценность и заслуживают отдельного внимания. Стены богато украшены лепниной, дверные арки либо обрамлены резным деревом, либо тоже украшены лепниной, либо красочно расписаны.
Например, потолок одного из музейных залов выполнен в форме купола, характерного для многих православных церквей и соборов. Цветочный орнамент с использованием синей, красной и зеленой краски выполнен на желтом фоне. Рисунок практически повторяет декор Парадных сеней государственного исторического музея. Оригинальна люстра этого помещения, выполненная в виде диска с небольшими бортами. Изделие изготовлено из металлической узорной решетки филигранного исполнения, сходство с кружевами поразительное.
Следующая экспозиция представляет образцы архитектурных форм православного зодчества. На торцевой стене зала можно наблюдать разнообразие изображаемых образов и сюжетов. Фигуры и портреты православных святых, силуэты птиц и зверей соседствуют с растительными узорами, рельефная лепнина используется наравне с плоскими изображениями.
Показаны образцы арок классической формы, а также более редкая S–образная арка, скопированная с входа в Георгиевский собор древнего города Юрьева-Польского. На низких постаментах представлены фрагменты отдельных архитектурных деталей – основания и капители колонн, детали портиков и других конструктивных элементов.
Закономерно широкое представительство иконописных работ в государственном историческом музее – только выставленных более тысячи, запасники же содержат многократно больше. Одной из замечательных икон экспозиции, и вообще экспонатом со сложной историей, является крупная работа, запечатлевшая великого князя Василия III и его святого покровителя Василия Великого. Ранее икона находилась близ гробницы князя в кремлевском Архангельском соборе. История знает этого властителя как завершителя объединения российских княжеств.
Сюжет ее был вполне традиционен, однако если один из Отцов Церкви, формулировавших догматы и строивших основы церковной организации – святой Василий Великий был на изображении всегда, то московский князь вписан поверх другого образа.
Реставраторы выявили, что первым слоем был изображен святой Пафнутий, участник первого Вселенского Собора и поборник разрешения пребывать в супружестве священнослужителям ниже епископского сана, единомышленник Василия Великого. Безусловно, ценности иконы эта история не умаляет.
Самая древняя решетка для ограничения доступа в укрепленные сооружения (герса) доставлена в музей с Беломорья, из Новодвинской крепости. Подъем преграды для пропуска людей осуществлялся при помощи цепного ворота вручную, лишь подняв решетку возможно было впустить желающего в массивные крепостные ворота, экспонируемые здесь же. Дополняется стенд небольшим колоколом северного храма, витрины с бытовыми предметами жителей северных областей России расположены по сторонам ведущего экспоната.
Уже отмечалось, что в государственном историческом музее экспонатами являются даже все элементы конструкции здания. Это в полной мере может быть отнесено в адрес дверных проемов между залами и коридорами. Многие из них оформлены колоннами с арками на их капителях, различия заключаются в форме колонн и конструкции опорных частей, иногда отличаются и арочные.
В зале эпохи Ивана Грозного с потолком необычной конфигурации, окрашенном в золотистый цвет с серебристым растительным орнаментом, центральную часть площади занимает уникальный царский трон. Это копия престола Успенского собора московского Кремля, превосходящая по качеству оригинал в его нынешнем состоянии.
Реставраторы восстановили утраченные детали оформления, золотую и цветную роспись по описаниям архивных источников. Створки своеобразного сооружения содержат запись легенды о воцарении Владимира Мономаха. Установлено Царское Место на четырех фигурках животных, лев и гиена опознаны, а еще две представляют неизвестные науке виды, возможно – выдуманные либо исчезнувшие.
Неизменный интерес посетителей вызывает огромный глобус из листовой меди, помещенный в оправу из дерева ценных пород. Размер шара в диаметре равен росту среднего человека, вместе с подставкой высота изделия фирмы голландского картографа Блау больше 2-х метров. Шведский король Карл XII отказался оплачивать заказ своего предшественника, и практичный Петр I выкупил изделие, выторговав солидную скидку.
Глобус использовался по прямому назначению для обучения будущих мореходов в математико-навигационной школе, располагающейся в Сухаревой башне Кремля, затем сменил несколько мест пребывания, в итоге попав в государственный исторический музей.
Зал внешней политики и армии России в XVI – XVII веках содержит экспонаты, рассказывающие о военных противниках России этих времен, о начале формирования регулярной армии. Представлены образцы артиллерийских орудий, защитные доспехи и вооружение рыцарей противника и российских воинов. Живописные полотна исторической тематики оживляют и дополняют вещественную экспозицию.
Лестница на следующий этаж государственного исторического музея красива сама по себе, с мраморными ступенями и позолоченными решетками перил. Пролет украшен картинами известных художников, а в нише между маршами помещена подлинная скульптура трубящего ангела, некогда украшавшая разрушенные Красные ворота.
Эта триумфальная арка была впервые сооружена по повелению Петра Первого в честь Полтавской победы, неоднократно горела и восстанавливалась в честь коронации нескольких монархов. Последний вариант был построен в 1753 году, в период правления Елизаветы Петровны и венчался описанной бронзовой статуей.
Снос сооружения произведен в 1927 году ради расширения Садового кольца, но память о Красных воротах сохранена в названии площади и станции метрополитена.
Когда я первый раз была в ГИМе больше всего меня удивил тот факт, что перед закрытием там просто без предупреждения выключили свет. А мы-то привыкли, что если сильно увлечешься экспозицией, то ближе к закрытию либо объявляют по громкой связи, либо бабушки смотрительницы начинают всех теснить к выходу. А тут вот так просто — раз! — и мы в темноте. А вокруг — история древней Руси…
Буквально несколько дней назад ходил с детьми в Исторический музей, воспользовавшись случаем, что там проходят выставки детского «революционного» рисунка 1917 года, а также мужской моды позапрошлого века. Экспозиция настолько обширна, что обычно сил хватает только на первый этаж допетровской эпохи, где собраны в основном всякие древние черепки да кости. Поэтому всем советую поберечь силы для более поздних времён, которые представлены на втором этаже. Также уточняйте адрес временной выставки, потому что они часто проводятся в соседнем здании бывшего музея Ленина.
————А тут вот так просто — раз! — и мы в темноте. А вокруг — история древней Руси…
Да уж. Интереснее трудно было бы сказать.