Государственный исторический музей создан по инициативе наследника российского престола Александра Александровича Романова указом его отца и предшественника Александра II. Здание из красного кирпича удачно дополнило ансамбль Красной площади, уравновесив Собор Василия Блаженного. Стиль русского терема со множеством башенок разного размера удачно вписался в историческое окружение, внес народную нотку в крепостные стены и башни Кремля.
Структура музейной экспозиции разработана видными учеными, его будущими руководителями Уваровым и Забелиным, которые консультировались с ведущими историками Соловьевым, Ключевским и другими. Внутренние помещения ошеломляют дворцовой роскошью отделки, открывающейся перед входящими посетителями. Вестибюль в виде парадных сеней из каррарского мрамора расписан красочными орнаментами, на своде выполнены портреты правителей в порядке их восхождения на престол. Все 68 великих князей, царей и императоров Руси, от Игоря и Ольги до Александра III, нашли здесь свое почетное место.
По сторонам входной лестницы государственного исторического музея установлены бронзовые львы, стоящие на задних лапах и опирающиеся передними на воинские щиты. Именные вензеля обеих основателей хранилища состоят из заглавной буквы А в завитках и различаются только римской цифрой внизу. Взгляду поверх скульптур открывается торцевая стена сеней, оформленная как фасад дворца, с тремя окошками и балконом, огражденным позолоченной решеткой, увитой новогодней хвойной гирляндой. Под балконом открытая дверь входа в музейные залы.
Древняя история российских земель
Несколько первых помещений содержат экспонаты, иллюстрирующие древнейшие этапы развития человеческого общества, начиная от каменного века. Среди подсвеченных витрин зала бронзового периода размещена специальная платформа, распределяющая нагрузку от многотонного экспоната из массивных каменных глыб.
Это ритуальный дольмен из долины реки Колихо в Краснодарском крае, древней Тамани. Семейное захоронение сохранилось погребенным под песчаным оползнем, было отыскано при проведении археологических изысканий. В зале государственного исторического музея воссоздана конструкция дольмена, отдельные фрагменты размещены на ступенях подставки.
Находки археологов меньших габаритов размещены в застекленных витринах, это образцы посуды, орудий труда и оружия древних людей. На стене поверх витрин размещены схемы исследованных местностей с указанием мест раскопок, где были найдены представленные артефакты.
Между витринами установлена тумба с каменным изображением языческого Бога Солнца, найденным в сибирской Хакасии. Поклонялись ему скотоводческие племена, в местах обитания которых проводились изыскания археологов. Габариты и вес экспоната потребовали организации отдельного места размещения находки, датируемой двумя тысячелетиями до нашей эры.
Достаточно большое количество находок, относящихся к древнейшим периодам зарождения и развития человеческих сообществ на территории будущего российского государства, потребовало выделения под демонстрацию экспонатов нескольких просторных помещений. Организаторам экспозиции удалось избежать избыточно тесного размещения, чтобы не затруднять зрительного восприятия меняющихся материалов, способов и тонкости их обработки.
Изделия из кости и металла, разнообразная керамическая и глиняная посуда дополняются украшениями примитивного исполнения. Часто приметными экспонатами становятся обрамления дверных проемов, декорированные где резьбой по дереву, где искусным литьем или чеканкой.
По мере течения времени и развития культуры, отражающихся в содержимом музейных витрин, растет количество предметов украшения людей и их жилищ, становятся изящнее формы изделий. Однако центральным экспонатом одного из залов признается прямоугольный мраморный саркофаг простейшей конфигурации с двухскатной крышкой.
Красота розоватого камня не требует обильного украшательства, здесь они ограничиваются небольшими фрагментами орнамента. Саркофаг изготовлен предположительно в Греции, использовался на территории крымских владений Боспорского царства за 4 тысячи лет до нашей эры.
Допетровская эпоха
Оформление залов государственного исторического музея отличается разнообразием всех элементов помещений. Не повторяются рисунки на полу, окраска стен, конструкции и расцветки потолков. Лаконичное и строгое построение витрин характерно для экспозиции ювелирных изделий.
Белые постаменты, светлые или зеркальные задние стенки не мешают восприятию красоты предметов, только подчеркивая их совершенство. Затейливые статуэтки, изящные вазы и кубки сверкают золотыми поверхностями, их линии совершенны и не могут оставить равнодушными многочисленных посетителей.
Не обделяется зрительским вниманием стенд золотых памятных монет, выпускаемых в честь знаменательных событий, выдающихся личностей, памятных дат и по другим торжественным поводам. Ценность таких изделий многократно превышала стоимость драгоценных металлов, использованных для их изготовления, и только повышалась с течением времени. Многие подобные раритеты государственного исторического музея поистине бесценны.
Одним из самых удачных примеров декора в государственном историческом музее следует признать интерьер зала драгоценных культовых предметов православной церкви. Неповторимый орнамент пола с рисунками замысловатой конфигурации резко прерывается белоснежными постаментами, на которых размещены экспонируемые изделия тончайшей работы. Легкое остекление, выполненное без использования массивного обрамления, не отвлекает от рассмотрения разнообразной ритуальной утвари.
Пристально рассматривают заинтересованные посетители, независимо от вероисповедания и уровня их религиозности, прекрасные образцы ювелирного искусства российских мастеров. Филигранно выполненные модели христианских культовых сооружений, отдельных элементов их внутреннего убранства, предметов отправления религиозных ритуалов сверкают золотым блеском. Сами изделия и их отражения в зеркалах задних стенок и остеклении витрин заслоняют для посетителей все остальное окружение, заставляя углубленно изучать все детали тонкой работы искусных ювелиров.
Однако не только украшениями и драгоценностями интересна для посетителей многогранная по своему составу экспозиция государственного исторического музея. Предметы, используемые в повседневной жизни людей, также несут информацию, пополняющую исторические познания.
Информативна сама конструкция зала времен построения древнерусского государства, строение дверных и оконных проемов, повторяющих традиционные элементы российской архитектуры.
Оригинальны осветительные приборы – массивные, но ажурные люстры под сводчатым потолком, схожим по форме с залом храма. Живописные произведения на стенах иллюстрируют те эпохи, которым посвящены отдельные экспозиции.
Когда я первый раз была в ГИМе больше всего меня удивил тот факт, что перед закрытием там просто без предупреждения выключили свет. А мы-то привыкли, что если сильно увлечешься экспозицией, то ближе к закрытию либо объявляют по громкой связи, либо бабушки смотрительницы начинают всех теснить к выходу. А тут вот так просто — раз! — и мы в темноте. А вокруг — история древней Руси…
Буквально несколько дней назад ходил с детьми в Исторический музей, воспользовавшись случаем, что там проходят выставки детского «революционного» рисунка 1917 года, а также мужской моды позапрошлого века. Экспозиция настолько обширна, что обычно сил хватает только на первый этаж допетровской эпохи, где собраны в основном всякие древние черепки да кости. Поэтому всем советую поберечь силы для более поздних времён, которые представлены на втором этаже. Также уточняйте адрес временной выставки, потому что они часто проводятся в соседнем здании бывшего музея Ленина.
————А тут вот так просто — раз! — и мы в темноте. А вокруг — история древней Руси…
Да уж. Интереснее трудно было бы сказать.