Здесь стоит секретер с выдвижной столешницей для письма с соответствующими принадлежностями на крышке. Над секретером вывешены портреты родителей и друзей Пушкина.
Высокое бюро с застекленной дверкой содержит раскрытые книги, сверху расположен перекидной календарь.
На стене портрет Карамзина работы итальянского художника Джованни Дамон-Ортолани, выполненный в 1805 году.
Бальный зал
Внутренний балкон старинного здания, сооруженный под арочным потолком большого помещения, представляет возможность с высоты полностью осмотреть танцевальный зал особняки. Взгляду открывается угловое помещение, готовое к началу торжественного бала.
Наряженные в старинные парадные одежды манекены изображают готовых танцевать людей, лишь ожидающих первые музыкальные аккорды.
Расположение в углу дома, то есть наличие с двух сторон больших оконных проемов, обеспечивает хорошую естественную освещенность, дополняемую хрустальными люстрами.
Сам зал после входа в него позволяет увидеть все детали оформления этого помещения. на заднем плане можно рассмотреть и внутренний балкон.
Полуторная этажность здания позволила разместить несколько помещений на промежуточной высотной отметке, в частности детскую и кабинет. Наличие многочисленных окон определило и количество простенков между ними.
Эти промежутки использованы для размещения аккуратных полукруглых столиков с небольшими экспонатами, а на стенах – огромных зеркал, обеспечивающих отражение танцующих во время проведения бала.
В них также отражается насыщенная живописными произведениями противоположная стена и цилиндрические застекленные стеллажи с экспонатами.
Малая гостиная
Угловая комната – Малая гостиная посвящена возвращению Пушкина из ссылки в 1826 году. За вольнолюбивую позицию, высказываемую в ранних произведениях, и связи с декабристами поэт в 1820 году был сослан в южные регионы Российской империи, а с 1824 года был принужден не покидать имение Михайловское.
Именно это наказание не позволило Пушкину принять более активное участие в движении декабристов, не привело его на Сенатскую площадь и уберегло от еще более ранней гибели или иного наказания за выступление против самодержавия.
В центре помещения установлен круглый стол для чаепитий со стульями, схожий с гарнитуром одного дворянского семейства, где Пушкин часто бывал. Он был гостем семейства Олениных, глава которого был руководителем Академии художеств и Императорской библиотеки.
Пушкин был влюблен в его дочь Анну, но при сватовстве получил отказ из-за нахождения под полицейским надзором.
Расписной поднос с самоваром и кофейником, несколько чайных пар демонстрируют привязанность тогдашней знати не только к традиционному чаю, но и к заморскому кофе.
Меньшего размера столик, диван и два кресла у противоположной окнам стены располагают к дружеской беседе с близкими и друзьями, для чего и предназначено помещение. На столе два женских портрета и раскрытые книги.
Стены использованы для размещения многочисленных, в основном портретных произведений, выполненных различными художниками и графиками.
Персонажи портретов представлены образами людей, которые повстречались Пушкину во время долгой ссылки.
Тематические залы
Далее начинаются тематические залы, посвященные отдельным выдающимся произведениям Пушкина и их героям. Первым посетители музея Пушкина осматривают зал Евгения Онегина.
Этот роман в стихах, воспроизведенный затем на оперных и драматических сценах, любим многими читателями и ценился более других самим автором. Музейщики постарались воспроизвести в зале обстановку, напоминающую описанным Пушкину обстоятельствам сюжета.
Стеллажи для экспонатов в этом зале прямоугольной формы при небольшой ширине в плане, что делает их почти не мешающими общему обзору помещения.
В посвященном Ленскому углу расположен камин с закрытым кафелем дымоходом, на образовавшейся поверхности размещено большое зеркало в форме арки. На верхней каминной доске стоят бронзовые часы искусной работы.
В центре дальней стены выполненная Николаем Ге копия известного портрета Пушкина кисти Ореста Кипренского, одного из лучших изображений великого поэта.
В нише помещения, именуемого боскетной по старинной терминологии, похожей на беседку в парке, размещена экспозиция по Пиковой даме.
В центральной части портрет прототипа старой графини, княгини Голицыной, предположительно выполненный Митуаром, придворным портретистом Александра Первого.
Боковые стены украшены гравированными пейзажами, выше портреты, олицетворяющие противоположные стороны конфликтной ситуации, описываемой в произведении.