Музей Пушкина освещает все этапы его жизни и творчества, показывает окружающие поэта обстановку и людей. В музее, в отличие от мемориальной квартиры Пушкина на Арбате, выставлены не только личные вещи самого Пушкина, его родных и друзей, но и множество предметов искусства и быта пушкинской эпохи. Расположена экспозиция в старинном особняке, который является архитектурным и историческим памятником.
Пожар 1812 года уничтожил родовое деревянное имение князей Барятинских, земельный участок выкупил гвардейский прапорщик Хрущев. Постройкой нового дома руководили архитекторы Григорьев и Жилярди, восстановившие после пожара многие усадьбы и общественные здания.
Особняк выстроили на пересечении Пречистенки с переулком, названным Хрущевским в память домовладельца. Дом имел два фасада, обращенные на обе пересекающиеся улицы, и внутренний двор, на который выходили террасы с выходами из нескольких помещений.
Фасад со стороны переулка украшен четырьмя парами колонн с капителями, поддерживающими портик, отделанный лепниной, как и фасадная стена здания.
Решение о создании всесоюзного пушкинского музея было принято а 1957 году, и в 1961-м он открылся для посетителей. Формирование фондов хранилища производилось на основе принятия многочисленных даров, приобретения из частных коллекций и покупки на аукционах.
Здание было коренным образом отремонтировано в 1996 году, и постоянные экспозиции приобрели их нынешний облик.
Перед осмотром основной экспозиции
Посещение музея Пушкина начинается с билетных касс, расположенных во внутреннем дворе дома, который вместе с террасой, оснащенной кушетками для отдыха, перекрыт современным навесом из стекла и металла.
После оплаты посещения посетители могут приступать к осмотру внутреннего устройства особняка, в котором вполне мог бывать и Пушкин, но документального подтверждения этому не обнаружено.
Между тем жилище семейства Хрущевых-Селезневых было открыто для посетителей, здесь проводились многочисленные массовые мероприятия для высшего московского общества.
К основным музейным залам ведет широкая парадная лестница с белыми перилами на фигурных балясинах. Стены лестничного пролета украшены живописными полотнами, ступени ведут к женской статуе в античных одеждах.
Это одна из дочерей Зевса, муза лирической поэзии и музыки Эвтерпа, которая, по собственным словам поэта, была с детства его покровительницей.
С верхней лестничной площадки двери ведут в залы пролога и основной экспозиции.
Зал Пролога возле парадной лестницы посвящен выдающимся личностям XVIII столетия, в самом конце которого родился в Москве будущий великий поэт России.
Портреты знаменитостей эпохи развешаны на стене, в укрепленных на стенах демонстрационных витринах размещены прижизненные издания произведений предшественников Пушкина в прозе и поэзии.
Этими предшественниками были Ломоносов и Карамзин, Державин и Жуковский, творчество которых явилось фундаментом произведенного Александром Сергеевичем переворота в русской словесности и литературе в целом.
Исторические залы пушкинской эпохи
Пушкинская эпоха – первая половина XIX века представлена несколькими залами основной музейной экспозиции.
Просторный зал со светлыми голубыми стенами оборудован различными стеллажами, преимущественно в форме цилиндрических этажерок с остеклением, а также закрепленными к стенам демонстрационными витринами,
На стенах размещены многочисленные портреты и другие живописные полотна, выполненные мастерами изобразительного искусства пушкинской эпохи.
Площадь помещения равномерно освещается высокими торшерами, свет которых отражается от белоснежного потолка и дополняется боковой точечной подсветкой. Попадает и солнечное освещение через крупные оконные проемы, выходящие на Пречистенку.
В центральной точке зала выделяется пьедестал в форме колонны без капители, на котором установлена статуэтка Пушкина. Поэт стоит в характерной для многих его изображений позе со скрещенными на груди руками, часто именуемой позой Наполеона. Автором произведения был скульптор Теребенев, известный своими гранитными атлантами в портике петербургского Нового Эрмитажа.
На старинном комоде, представляющем немногочисленные предметы меблировки этого зала, внимание привлекают массивные бронзовые часы. Циферблат вмонтирован в живописную скульптурную группу мифологического содержания.
Искусное исполнение этого изделия подтверждает высокое качество работы литейщиков, занимающихся художественной обработкой металла.
Несколько выходов на террасу позволяли гостям семейства Хрущевых выходить подышать свежим воздухом, это же могут сделать посетители музея Пушкина.
Среди стеллажей и витрин особое внимание привлекает женский портрет, изображающий даму во вполне европейском наряде с народным русским головным убором – кокошником. Это Александра Федоровна, супруга императора Николая Первого, портрет которой исполнил известный немецкий живописец Франц Крюгер, любимый художник правителя, разбогатевший на российских заказах.
Изображение бывшей немецкой принцессы Гессен-Дармштадтской в русском уборе было данью моде, введенной Екатериной Великой, которая и сама позировала художникам в кокошнике.
Старинный головной убор замужних русских женщин выполнялся на твердой основе в форме гребня и носился по торжественным поводам.
Детский зал музея Пушкина
Экспозиция посвящает посетителей в атмосферу этого жизненного периода будущего поэта. Его детский облик запечатлен известным мастером портрета Ксавье де Местром на полотне, размещенном на дальней стене помещения. здесь же еще несколько портретов в разном возрасте и другие картины.
В нише книжный шкаф с любимыми детскими произведениями. На небольшом столике квадратной формы фотография и свеча в простом подсвечнике, поэмы Гомера – бессмертные Илиада и Одиссея.
Окошко в форме арки завешано белой занавеской с синей оторочкой, которая не препятствует попаданию солнечного света в помещение.
Как и детская комната, интерьер кабинета Пушкина восстановлен таким, каким он был в одном из московских жилищ поэта, до наших дней не сохранившихся.