Рассказ о Пиковой даме был бы неполным без демонстрации основной принадлежности карточной игры, послужившей причиной трагедии.
Изящный игровой столик представлен в экспозиции вместе с четырьмя стульями. Высокий бронзовый подсвечник на три свечи , боевой пистолет и несколько игральных карт не оставляют сомнений как в предназначении принадлежностей, так и в пагубности рокового пристрастия.
Поэме Медный всадник также посвящен один из залов музея Пушкина. Центральным объектом здесь является копия величественной конной статуи императора с посвящением от Екатерины Великой.
Именно она заказала монумент французскому скульптору Фальконе, рекомендованному в переписке известным философом Дидро. У этого автора действительно были качественные работы, но более камерного характера.
Памятник Петру обессмертил ваятеля навечно. Высокий черный постамент в виде колонны квадратного сечения выделяется на фоне остальных экспонатов.
В помещении представлены работы, посвященные основанию и строительству города на невских берега. Здесь и письменные свидетельства современников исторического события, и живописные работы этой тематики.
На стене в углу помещения представлено оружие и кираса тех времен, напоминающая о временах жесткого противостояния петровских войск с армиями Карла Двенадцатого.
Кроме петербургской тематики, широко освещена жизнь и правление Петра Великого, его реформы и военные победы.
В конце осмотра экспозиции посетители музея Пушкина видят парадный зал, посвященный последним годам жизни поэта и его ранению на дуэли с Дантесом, обстоятельствам лечения и смерти.
Сохранены многие черновики стихотворений и письма Пушкина, в том числе переписка с императором Николаем Первым о прощении за участие в дуэли вопреки существующему запрету.
Прощение Пушкин получил и прочел, узнав и об обещании императора позаботиться о семье и детях, которое и было выполнено.
Здесь выставлена одна из двух посмертных масок Пушкина, имеющихся в фондах музея. Всего же сохранилось 4 копии, непосредственно снятые с лица умершего, из примерно 15, заказанных Жуковским экземпляров.
По одной хранится в краеведческом музее Оренбурга и университете Тарту. Маску снимал опытный мастер литейной формовки Балин под руководством скульптора Гальберга. Балин и отливал гипсовые маски по снятой форме.
Прошедшие всю познавательную экспозицию посетители еще раз видят копию памятника Пушкину. Оригинал видят многие москвичи, проходящие по Тверскому бульвару столицы. Скульптору Опекушину, литейщикам статуи и каменотесам пьедестала работа безусловно удалась.
Лестница доступа в гардероб начинается от еще одной женской статуи в античном стиле. Остается забрать одежду и еще раз оказаться во внутреннем дворе старинного особняка . от быстротечного посещения впечатления и познания останутся надолго.
Представляется, что посетить музей А.С. Пушкина в Москве должен каждый, кто хотя бы раз приедет в российскую столицу. Это будет данью уважения и признательности великому поэту, основателю современного русского языка и литературы.