Музей Льва Толстого на Пречистенке – единственное отделение музейного комплекса великого писателя, не являющийся мемориальным. В этом здании он никогда не был, под экспозиции особняк определили из-за типичного для московских усадеб внешнего облика и внутреннего строения. Дом был построен после грандиозного пожара во время сдачи Москвы наполеоновской Великой армии, которая позволила в конечном итоге изгнать врага. Архитектор Григорьев, участник многих проектов восстановления московской застройки наряду с известными зодчими Бове и Жилярди, создал здание с изящным фасадом, колоннадой и капителями.
Учителем Григорьева был итальянец Кваренги, долго работавший в России. Известны такие работы мастера, как здания Академии наук и Гостиного двора в Москве, Александровский дворец в Царском Селе и Смольный институт Петербурга. Его влияние на ученика ощущается и во внутреннем оформлении, и в общей планировке дворянской усадьбы. Уютный внутренний дворик обеспечивает завершенность комплекса, вход с внутренней стороны здания оставляет парадную сторону без бытовых подробностей. Под музей классика, созданный сразу после его кончины в 1910 году, дворянский особняк выделили 10-ю годами позже.
Украшением внутреннего двора является очень уместный здесь памятник Толстому, выполненный известным скульптором Меркуровым в 1913, а сюда помещенный в 1952 году. Этот мастер создал такие заметные произведения, как статуи для памятников Достоевскому и Тимирязеву, а после революции – несколько ленинских образов, в том числе для Колонного зала Дома союзов.
Лев Николаевич изображен в состоянии глубокой задумчивости, с характерной позой – ладони под ремнем, которым подпоясана его рубаха свободного покроя. В создании памятника Меркуров использовал посмертную маску Толстого, снятую им по просьбе родственников писателя. Статуя памятника отнюдь не теряется на фоне произведений великих мастеров живописи и ваяния, которыми изобилует музейная экспозиция.
Исторические экспонаты музея Льва Толстого
Подле входа в особняк посетителей встречает бронзовая статуя Толстого, сидящего в кресле. Работу выполнил еще при жизни прототипа, в 1903 году, скульптор Илья Гинцбург, обучавшийся у известного мастера М. Антокольского. Гинцбургом увековечены в монументах многие деятели российской культуры, памятники его работы установлены в основном в провинциальных городах, за исключением фигур Менделеева и Плеханова в Петербурге (тогда – Ленинграде). Малые формы скульптурного творчества также привлекали этого мастера, известны статуэтки деятелей искусства и науки. Льва Толстого скульптор изображал несколько раз, статуя в музее самая удачная.
Письменный стол – бюро, представленный в экспозиции музея Льва Толстого, отличается гармонией функциональности предмета и его красоты. Стулья, а точнее полукресла этого гарнитура сочетают простоту форм сиденья и спинки с изящным оформлением поручней. Над столом портрет основателя графской ветви рода Толстых – Петра Андреевича, которому титул был жалован при коронации императрицы Екатерины I в 1724 году. В последующем графское достоинство отменяли и возвращали меняющиеся правители России.
Графское достоинство отнимал император Петр II по причине нелояльности, вновь именоваться графом было дозволено прадеду Льва Николаевича – Андрею Ивановичу Толстому, внуку первого графа Петра Андреевича. Вернула титул императрица Елизавета Петровна в 1760 году. Происхождение и предки великого писателя представлены на его генеалогическом древе, экспонируемом в музее Льва Толстого. На старинном изображении охвачено только пять поколений прямых предков писателя, однако исследователи достоверно определили родство на более длительном промежутке времени. Так, родословная матери – княгини Марии Николаевны Волконской начинается ни много ни мало с самого Рюрика, князя Новгородского.
На боковой стене этого зала – портреты, выполненные известными художниками. Один изображает деда писателя, графа Илью Андреевича. На втором портрете – Варвара Васильевна Голицына, в девичестве Энгельгардт, несостоявшаяся бабушка по материнской линии.
Дед матери Льва Николаевича – генерал, князь Николай Сергеевич Волконский отверг руку племянницы всесильного Потемкина, которая была любовницей светлейшего князя. Именно этот родственник был прототипом старого князя Болконского в романе Война и мир. Варенька Энгельгардт впоследствии вышла замуж за представителя другого дворянского рода, князя Голицына.
Девять залов музея хранят множество раритетов, связанных с жизнью и творчеством Льва Николаевича Толстого.
Сотнями исчисляется количество живописных, скульптурных и фотографических изображений, десятками тысяч – печатные издания произведений писателя. Рукописных страниц в фондах музея несколько миллионов. Стенды музея Льва Толстого содержат личные вещи писателя, изображения членов семьи и другие памятные экспонаты.