Тематические залы
Демонстрацией бесценных исторических реликвий деятельность музея Льва Толстого не ограничивается. Музейные работники и привлекаемые специалисты проводят научную и просветительскую работу, организуя тематические конференции и познавательные лектории о творчестве писателя. Для публичных мероприятий оборудован специальный зал с рядами кресел для слушателей и участников. Предусмотрена организация музыкального и визуального сопровождения мероприятий: здесь есть концертный рояль, мультимедийная система с большим экраном. Из экспонатов в зале только портреты Толстого на стенах и два бюста подле рояля.
Один из парадных залов особняка посвящен роману Война и мир, эпохе войны 1812 года и видным деятелям той поры. Под потолком исторические стенды с цитатами из романа, исчерпывающе комментирующими происходящие события. Стены увешаны живописными произведениями, изображающими эпизоды боевых действий, портретами их героев и участников. Сбоку плазменная панель для демонстрации киноматериалов, выше коллекция тарелок с рисунками на тему Войны и мира.
Здесь же бюсты полководцев между экспозиционными витринами. Витрины содержат рукописные страницы знаменитого произведения, первое печатное издание и иллюстрации к роману. Некоторые выполнены художником по советам автора, в соответствии с его видением изображаемого сюжета. Первым иллюстратором был М. Башилов, близко общавшийся с Львом Николаевичем. Есть в экспозиции работы Леонида Пастернака, отца знаменитого поэта и романиста, отказавшегося принять Нобелевскую премию под угрозой лишения гражданства. В 1990 году награду получил сын автора Доктора Живаго.
Потолок здесь, как и в других парадных залах, покрыт художественной росписью. Рисунки цветов и бабочек обрамлены лепным орнаментом, как и периметр помещения. Белая лепнина на светло-голубом фоне создает обстановку дворянской роскоши, умиротворенную и располагающую к созерцанию исторических реликвий.
Привлекает внимание посетителей камин из белого мрамора, с вогнутой нишей над ним в углу зала. На каминном перекрытии бронзовая скульптура с часами, изящные подсвечники по бокам. Топочная камера камина прикрыта резной деревянной ширмочкой, вышитый на тканевой вставке рисунок близок по стилю с потолочной росписью.
Парадная спальня приспособлена под экспозицию, посвященную роману на семейную тему — Анна Каренина, произведению не меньшего художественного значения, чем Война и мир. Мраморные колонны и сводчатый потолок создают атмосферу аристократического великолепия, которую подчеркивают конные статуи на высоких постаментах возле зашторенных окон. Стены помещения украшены женскими портретами, имеющими отношение к созданию романа. Внешность главной героини в описании Толстого похожа на облик старшей дочери великого поэта Марии Пушкиной – Гартунг, чей муж – генерал застрелился на заседании суда из-за ложного обвинения в присвоении чужого имущества. В юности Лев Николаевич был в числе поклонников этой красавицы.
Другая Мария, Дьякова – Сухотина, была одной из первых женщин в России, получившей развод с мужем в результате бракоразводного процесса. Расторгнуть супружеский союз тогда могла лишь церковь, и делалось это крайне неохотно. Инициатор развода лишался права повторного венчания, и на это пошел ради любимой женщины ее муж Сергей Сухотин. Сын Сухотиных Михаил, овдовев после первого брака, стал мужем старшей дочери Толстого, приведя в семью шестерых детей от покойной жены.
Под музейные экспозиции использованы не только парадные залы особняка, но и другие помещения. стены комнат почти сплошь увешаны многочисленными изображениями Льва Николаевича. Картины и рисунки выполнены многими художниками, в разной живописной технике, одиночно и в группах. Многочисленные застекленные витрины содержат рукописные и типографские тексты толстовских произведений, сгруппированные по годам написания и издания.
Книги Льва Толстого издавались не только в дорогих переплетах с тиснением, были и простые брошюрного типа выпуски для народного чтения, недорогие и доступные всем сословиям общества. Выпускались такие брошюры сериями с одинаковым оформлением обложек и читались до полного износа бумаги. В витринах книжки соседствуют с черновиками произведений, написанными рукой автора. Здесь же различные документы на официальных бланках, касающиеся великого писателя.