Губернаторский дом в Пензе стал таковым волей стечения обстоятельств, из-за административных реформ. Центром губернии город стал в 1796 году, в 1801-м губернию упразднили, включив в состав Саратовской. В этом же году все вернули назад, кроме резиденции руководителя. Ее отказался освобождать заселенный туда архиерей, первый после перерыва губернатор жил на частной квартире. Приютил чиновника местный деятель Колокольцев в своей усадьбе.
Три года губернатор Вигель руководил подчиненной ему территорией из съемной квартиры, ситуация неординарная. Разрешилась она неожиданно и к обоюдной выгоде сторон. Личные обстоятельства вынудили владельца переехать в деревенское имение, усадьбу он уступил за 20 тысяч рублей. Покупателем выступила губернская казна, а обитателем главного дома стал руководитель административного образования. Здание, построенное в 1790 году, досталось властям под Губернаторский дом в Пензе почти новым и относительно недорого.
Об истории и архитектуре
Дворянин и действительный статский советник, господин Колокольцев выбрал для своего жилища подобающий строгий стиль. Поздняя классика и сейчас вполне актуальна, Губернаторский дом в Пензе не кажется пережитком прошлого. Фасады выполнены равнозначными для обеих сторон, центральная часть украшена накладными пилястрами с ионическими капителями. Треугольные фронтоны лишены декоративных деталей, смотрятся как оформление официального здания. Нет украшений и на оконных проемах с простыми переплетами.
Классический стиль для казенного учреждения вполне подходил, легкий балкон скрыт высокими деревьями. Легкое ограждение почти невидимо, оригинальны поддерживающие консоли. Летом он виден только сбоку, с тротуара нынешней Советской улицы, от оборудованного входа. Только зимой здание просматривается с обочины противоположной стороны, когда нет листвы на деревьях перед домом. Памятные и информационные доски соседствуют с номерным знаком, видеокамерами и флагштоком советских времен.
При всей солидности облика, Губернаторский дом в Пензе не воспринимается как важнейшая городская достопримечательность. Национализированный в феврале 1917-го, он служил резиденцией губернского комиссара Временного правительства адвоката Керенского, князя Кутушева. Большевистскую власть здесь провозгласили в декабре того же года, с этого самого балкона. Здание занимал губернский Совнарком, затем отделы исполкома губернии и местной Чрезвычайной Комиссии, родоначальника карательных органов.
После длительной реконструкции начала тысячелетия, с 2011 года Губернаторский дом в Пензе приобрел музейную специализацию. Он стал филиалом областной картинной галереи имени Савицкого, оставив верхний этаж под губернаторские церемонии. Однотонная вывеска с изображением здания размещена на металлической усадебной ограде в ее северной части. Вход в музейную часть здания размещен с торца, парадный оставлен в распоряжении действующей администрации области.
Губернаторский дом в Пензе, музейная ипостась
Посетившие Губернаторский дом в Пензе наверняка обратили внимание на план города, который показывает его в состоянии 1880 года. Можно попытаться найти нынешнее здание, ориентируясь на остров Пески в форме вытянутой вниз груши. Объект примерно в середине схемы, где река Сура наиболее отклоняется к западу. Только надо учитывать, что по правому берегу нынешний остров показан без русла. Возможно, взята устаревшая картографическая основа, либо действительно Пески тогда островом не были.
Река Сура в районе Пензы уже течет на север, она в древности обозначала восточную границу Московского княжества. Расположение между Казанью и Саратовом послужило поводом разной подчиненности города, объявления и ликвидации губернии. Пенза и городом стала не сразу, полвека после основания в 1666 году оставалась укрепленным острогом. На строительство каменного укрепления здешнее градостроительство не замахивалось, поэтому в исторической памяти и в музейной экспозиции остался деревянный острог.
Парадный зал бывшей резиденции
Макет деревянного укрепления занимает центральную часть парадной экспозиции, которой Губернаторский дом в Пензе встречает посетителей. Остальные экспонаты представлены традиционными музейными витринами, комплектовали которые сотрудники местного краеведческого музея. Кроме того, имеется здесь целый ряд произведений живописи и скульптуры, старые фотографии и рисунки. Портретами вождей крестьянских восстаний отмечено пребывание в городе Пугачева и Разина.
Бюсты правителей династии Романовых появились здесь к празднованию 400-летия их воцарения на российском троне. Какой перепуг подвигнул пензяков в 2013 году отмечать эту дату, осталось невыясненным. Работы выглядят как подлинные произведения из камня и бронзы, но выполнены из специального стеклопластика. Вышло дешево, но красиво, бюсты всем приглянулись и были оставлены в экспозиции без ограничения срока. Ваятели местной мастерской скульптора Трулова старательно воспроизводили портретное сходство, не всегда идеально.
Не слишком оправданным выглядит, что экспозицию Губернаторский дом в Пензе дополнил манекенами в аристократических нарядах. Однако на фоне картинок старинных зданий, которые вывешены в простенках, и это не выглядит промахом. Противоположную стену украшает герб нынешней Пензенской области и портреты дореволюционных губернаторов. Бронзовые таблички называют незнакомые или подзабытые фамилии, многих просвещая о бывших руководителях губернии. Изображения выполнены разными художниками, явно по заказу.
Ранее многим читателям знакома была фамилия генерала Селиверстова, чье имя издавна носит Пензенское художественное училище. Бывший губернатор собрал значимую коллекцию живописи, завещал ее городу с деньгами в придачу. Здание построили, коллекцию выставили, дарителя увековечили в названии учебного заведения. Генерал после Пензы послужил шефом жандармов, увлечения искусством не мешали карательной работе. Погиб Селиверстов в Париже, работая главой шпионской сети, застреленный одним из объектов вербовки.
Известнейший губернатор и продолжение зала
Однако самым известным из бывших остается Михаил Сперанский, хотя и руководил губернией всего три года. Известнейший автор несостоявшихся реформ и преждевременной конституции правил здесь после ссылки. Те преобразования Сперанского на уровне империи, которые были внедрены, вызвали неудовольствие ущемленной аристократии. Оклеветанный и оправданный, после ссылки побывал пензенским и сибирским губернатором и вернулся в столицу. Снова вошел в созданный ранее по его же инициативе Госсовет, систематизировал законодательство.
Оставшиеся Романовы в бюстах занимают противоположный конец зала, здесь же еще одна краеведческая витрина. Знаменитые люди края предстают на фото вместе с личными вещами, документами и наградами. Макет пензенского острога доступен для подробного рассмотрения, настоящий небольшой кремль из древесины. Строение крепостных стен с крытыми галереями и сторожевых башен заставляют вспомнить ранее виденные аналоги. Музей-заповедник Коломенское демонстрирует схожие сооружения в своей коллекции.
Другие экспозиции Губернаторского дома
Губернаторский дом в Пензе периодически проводит выставки изделий местных заводов стекла и хрусталя. Популярный цикл Никольск – хрустальное сердце России привлекает внимание посетителей уникальными изделиями. Небольшая витрина с хрусталем, типа рекламного анонса, выставлена в коридоре возле лестницы на второй этаж. Само собрание расположено в городе Никольске, в 150 км к северо-востоку от Пензы. Основан местный музей стекла и хрусталя в 1789 году заводчиком Бахметевым, с 2005 года – филиал Пензенской картинной галереи.
Пока сохраняется возможность увидеть избранные шедевры прямо в областном центре. Бывшая заводская коллекция стала одной из крупнейших в стране, признается лучшей по содержанию. Далее музейная лестница ведет на второй этаж, где располагается собрание живописных произведений пензенских художников. Некоторые экспонаты выставлены начиная с лестничной клетки, здесь и осматривают их пришедшие в Губернаторский дом в Пензе. Там же представлены бальные дамские наряды, портреты артистов местного театра.
Экспозиция на лестничной клетке несколько неожиданна, словно предлагает передохнуть на кушетках перед картинами. Некоторые посетители этим пользуются, другие осматривают полотна и следуют в более привычное выставочное помещение. Представляемые здесь собрания не столь многочисленны, чтобы уставать при их просмотре. В планы краткого обзора подробный показ тоже не входит. Важно предоставить читателям представление о том, чем именно располагает Губернаторский дом в Пензе.
Постоянные экспонаты и временная выставка
Покажем только одну из стен выставочного зала, отведенного творчеству местных мастеров кисти. Рассчитывая на собственный визит сюда заинтересовавшихся читателей, не станем представлять сюжеты картин и их авторов. Сельские пейзажи, печки и неувядаемые натюрморты, вечный живописный жанр, увековечивают уходящую старину. Хотя это и считается здешней постоянной экспозицией, но творчество в городе на месте не стоит, поэтому пополнение неизбежно. Училище имени Селиверстова продолжает готовить новых молодых художников.
Обычной практикой наших обзоров является показ именно постоянных экспозиций, но Губернаторский дом в Пензе вынудил к исключению. Открывшаяся в декабре 2018 года выставка временного характера настолько необычна и красочна, что нельзя ее игнорировать. Венецианский карнавал, так она называется, демонстрирует запоминающиеся виды одного из живописнейших городов планеты. Дворцы и мосты, каналы и своеобразные местные водные такси – гондолы соединены с образцами карнавальных масок.
Некоторое представление об этом необычном городе дает наша публикация Венеция – культурная мекка Европы. Однако предлагаемая тематическая выставка демонстрирует гораздо больше видов, инсталляций представлено около полусотни. Маски тоже разнообразны, от изделий современных мастеров до оригинальных образцов начала прошлого века из Германии, Италии и Испании. В их изготовлении использованы разнообразные материалы, техники украшения и росписи, абсолютно авторского исполнения.
Венецианский карнавал является одним из древнейших, сохранившихся до наших дней народных обрядов. Безудержное веселье устраивалось перед 40-дневным постом, предшествующим празднику Пасхи, по летописям, с 1094 года. Карнавальные маски появились позднее минимум на два столетия и завоевали большую популярность. Запретил карнавалы в 1797 году последний император Священной римской империи Франц Второй после захвата города. Восстановили празднество в 1979 году, ежегодно его посещают полмиллиона человек.
Снова – Губернаторский дом в Пензе снаружи
Обращенный на запад внутренний двор бывшей усадьбы Колокольцева, вместившей Губернаторский дом в Пензе, довольно просторен. Из-за пониженного рельефа под главным зданием, его окружили подпорными стенами с проходными лестницами. Вместо парапетов установлены балюстрады и перила из металла, художественно обработанного кузнецами. За ограждение установлен памятник Константину Аполлоновичу Савицкому, первому руководителю художественного училища имени Селиверстова и картинной галереи по совместительству.
Сам являвшийся видным художником, академиком живописи и членом Товарищества передвижных выставок, Савицкий изображен с кистями в руке. Палитру в другой руке занесло снегом. Посетившие областную галерею видели размещенные там работы первого директора, хотя лучшие демонстрируются в столичных музеях. Как и на портрете в галерее, скопированном с работы Грандковского, хранящейся в Третьяковке, на памятнике Савицкий задумчив, словно обдумывает картину. Поясную фигуру выполнила скульптор Елена Преображенская.
Автор произведения до установки памятника не дожила, слишком долго подбирали место для его размещения. Возле самой галереи он не смотрелся, Губернаторский дом в Пензе выходит на оживленную улицу. Советская площадь и так загромождена, оставался внутренний двор. Зимой к памятнику подойти непросто, к тому же вход в музей – с торца. Зато скульптура видна из окон особняка, мимо нее проходят к губернаторскому входу. Уже говорилось, что третий этаж здания остался в распоряжении действующей власти.
В силу расположения Губернаторский дом в Пензе одним из фасадов выходит на Советскую улицу и обращен в сторону одноименной площади с собором. Зимой его можно разглядеть, когда нет листвы на высоких деревьях. Резиденция частично используется нынешним губернатором области в торжественных случаях, но чиновники и посетители друг другу не мешают. Так что приезжайте и посещайте, чуть к северу, в следующем доме, и картинная галерея. Километр к югу отделяет от живописного особняка музея народного творчества. Есть что посмотреть!