Провинциальные учреждения культуры нередко весьма интересны, таков пензенский музей народного творчества. Как и уникальный Музей одной картины, он организован при участии секретаря обкома КПСС Мясникова. Собрание формировалось при участии авторов произведений, мастеров прикладных жанров разных направлений. Образцом деревянного зодчества является и здание, в котором размещен пензенский музей народного творчества.
Последним владельцем особняка был лесопромышленник и покровитель ремесел С.Л. Тюрин, остаток его дендрария украшает усадьбу. Однако на территории в 2018 году установлен памятник другому уроженцу города, мореплавателю Загоскину. Бывший морской офицер исследовал Аляску и другие американские владения Российской империи. Дом прежде принадлежал его родной тете, будущий путешественник в нем часто гостил. Отцовский дом Загоскина ранее находился по соседству, но до наших дней не сохранился.
Вокруг музейного особняка
Достаточно просторная территория вокруг здания сохранила небольшой сквер на площади около 10 соток. Деревья здесь не менее чем вековые, наверняка застали хотя бы последнего владельца особняка. Посещение в зимний сезон в плане осмотра растительности не представительно, не тянет посидеть на садовых скамейках. Летом здесь настоящий парк в миниатюре, можно с удовольствием отдохнуть в тени деревьев. Неплохо устроился лесопромышленник, хотя бы вокруг жилища сохранил природные условия.
Памятник на территории усадьбы
Лаврентий Загоскин после флотской службы работал в Российско-Американской компании, осваивавшей богатства Аляски и других территорий Америки. Его труд 1840-х годов на столетие стал главным пособием русских колонистов. Главной утратой жизни он считал продажу Аляски Соединенным Штатам за 7 с небольшим миллионов долларов. Золото Клондайка, примерно тысяча тонн, пушнина не менее чем на 300 миллионов долларов и другие сокровища стали выгодой США. Сейчас это богатейший штат страны.
Даты на постаменте свидетельствуют, что про юбилей Загоскина вспомнили на десятилетие позднее. Лучше уж поздно, но забывчивость и на родине, и в месте упокоения выглядит странно. Одновременно бюст исследователя Аляски установили в парке Рязани, в офицерском мундире. Пензенский музей народного творчества предваряет бюст в сюртуке. Похоронили Лаврентия Загоскина у стен монастыря в Рязанском кремле, захоронение утрачено. Рязанский бюст путешественника исполнен скульптором Седовым, пензенский – Порватовым.
Оживление работы Русского географического общества, участвовавшего в увековечении памяти многих первопроходцев, связывают с избранием его председателем Сергея Шойгу. Инженер-строитель и лейтенант после военной кафедры, не служивший в армии, создал Корпус спасателей, затем МЧС. Попечительский совет возглавил тогдашний премьер Путин, результативность общественной организации резко возросла. Деятельность пошла во благо общества, а нам пора вернуться в пензенский музей народного творчества.
Творческое воссоздание особняка
Кружевные украшения из пропильной деревянной резьбы, которыми выделяется пензенский музей народного творчества, восстановлены самодеятельными умельцами. Семейная бригада братьев Сорокиных в 1970-х годах ювелирно выполнила непростую работу, воссоздав узорное великолепие. Общий вид парадного фасада представлен на заглавной фотографии, детали декорирования видны со всех ракурсов. Входное крыльцо расположено с востока, со стороны памятника Лаврентию Загоскину.
Однако парадный (западный) фасад особняка еще живописнее, это словно сказочный терем за фонтаном и ограждающей балюстрадой. Особенно привлекательны колонны с рельефной резьбой, различного стиля исполнения по ярусам ризалита. Эта выдающаяся вперед часть фасада особенно красочна, чего стоит только балконная решетка. Резные карнизные планки, такие же горизонтальные фризы, наличники окон, — все заслуживает внимания. Подмывает увидеть, что пензенский музей народного творчества представляет в экспозиции.
Осмотрим пензенский музей народного творчества
Реконструкцией кабинета бывшего хозяина усадьбы пензенский музей народного творчества отметил его заслуги в заявленной области. Сохранились сведения о его покровительстве и помощи талантливым мастерам из народа. В кабинете подлинные паркет и ковер, сохранился рабочий стол и другие предметы меблировки. На стенах старинные часы, карта Пензенской губернии и портрет хозяина. Рисовал Тюрина современный художник по единственной сохранившейся фотографии.
Новогодние аксессуары – вещь временная, а сохраненная и восстановленная обстановка рабочего кабинета останется надолго. Особенно впечатляет кессонный потолок, выполненный из глубоких впадин квадратной формы. Украшенный лепными, ярко ракрашенными орнаментами, он притягивает взгляд сразу при входе в помещение. Гармонична ему круглая люстра в форме диска, с бронзовыми рожками и накладками. Личные вещи лесопромышленника немногочисленны, это письменный прибор, счеты и деловые бумаги на столешнице, этажерка с книгами.
Деревянные изделия, одеяния и ткани
От кабинета начинается череда помещений, где пензенский музей народного творчества разместил разнообразные экспонаты. При образовании учреждения 30 оригинальных работ подарил резчик по дереву, самоучка Роман Кочурин. Из корней и пней деревьев, используя природные выросты, он мастерил настоящие шедевры. Между двумя витринами с более современными работами выставлено его Лукоморье, единая причудливая композиция. Много здесь изображений лесных жителей, довольно габаритных.
Мастер зафиксировал древние представления о строении мироздания, работа размещена по центру стенда. Земля на черепахе, она на слонах, — так, по древним поверьям, выглядела вселенная. Не только зверей и мифы отображал художник, на композиции из более светлой древесины – задумавшийся Лермонтов. Вспоминаются Тарханы с его музеем, находящиеся в Пензенской области, но поэт высматривает парус одинокий. Декоративные изделия и рамки молодых мастеров дополняются видами восстановленного особняка.
Выращивание и выделка льна, домашнее ткачество и пошив одежды издавна были на пензенской земле распространенным промыслом. Изделиям мастериц пензенский музей народного творчества предоставил отдельное помещение с витринами и подиумами. Даже современным модницам и швеям есть что подсмотреть в этой коллекции национальных одеяний. Разнообразие силуэтов, использование разных цветовых решений многим нравится и сейчас. Отдельный стенд с фотографиями зафиксировал выдающихся художниц по костюмам.
Свои работы в пензенский музей народного искусства охотно предоставили известная ткачиха Ванина, ковровая мастерица Медянцева. Работы последней выделяются нестандартностью, они на левой стене и в простенке между окнами. Выставлены и более простые, наиболее широко распространенные в крестьянском быту половики, полотенца и накидки. Как и в предыдущей комнате, скрупулезно подобрано сочетание декоративных элементов оформления. Портьеры и отделка стен выполнены в удачных сочетаниях гармоничных тонов.
Керамика местная и иноземная. Староверческие традиции
В историческое наследства пензенский музей народного творчества получил несколько заметных изразцовых экранов отопительных печей. Иностранная керамика от известных российских образцов заметно отличается, происхождение обозначено на информационных табличках. Особняк давно переведен на центральное отопление, радиаторы никто не скрывает. Печи в музейных залах и камин в кабинете остались значимыми экспонатами. Знатоки и любознательные граждане могут сравнить заморские образцы с местными изделиями.
Главным центром керамического производства в пензенской о губернии, затем области было и остается село Абашево. Населяли его в большинстве своем староверы, неохотно меняющие древние верования и негативно относившиеся к любому государству. Отсюда в здешних игрушках так много сатиры, иногда издевки над изображаемыми представителями власти. Представление о земной жизни как лестнице в небо отразилось в оленях с многоярусными рогами. Изделия абашевских мастеров нередко фантастичны, отличаются яркой росписью.
Ставшие уже непривычными черно-белые фотографии привлекают внимание из-за своих крупных габаритов. Довольно художественный поясной портрет показывает пришедшим в пензенский музей народного творчества одного из мастеров керамики. Тимофей Никитич Зоткин, работавший на Абашевской фабрике, продолжал древние традиции мастеров этого села. Глиняная игрушка, обожженная после покрытия глазурью или без него, прославилась без преувеличения на весь мир. Не только Эрмитаж и Русский музей, даже Лувр приобрел и выставляет эти изделия.
Пензенский музей народного творчества как зеркало быта
Являясь по сути своей краеведческим, пензенский музей народного творчества не мог не отразить быт населения. Выделенное для этой цели помещение оформлено отлично от других, с большими черными экранами на стенах. Напоминание ли это об отоплении по-черному, некогда на Руси распространенном, или прием декорирования, не выяснено. Возможно, не случайно радиатор отопления здесь укрыт от обозрения. Имитацию жилого помещения подчеркивает икона в красном углу, наискосок от входной двери.
Укрытые домоткаными половиками лавки вдоль стен, подвесная люлька младенца и керосиновые светильники, как в старину. Все эти нюансы, плюс лапти и прялка, демонстрируют типичные условия проживания крестьянского семейства. В интерьер ненавязчиво вписаны и музейные экспонаты, — детская качалка, корзины с коромыслом для переноски фруктов. Типично крестьянские занавески, хотя и удлиненные на манер штор, манекен с домашним одеянием завершают композицию.
Еще ракурс живописного особняка
Выбор старинного особняка под пензенский музей народного творчества – удачное решение, здание и экспозиция вполне созвучны. Деревянные кружева и даже металлические решетки на окнах – тоже мастерство самобытных художников. Сохранить сложившиеся традиции, не ожидая перехода изделий в разряд археологических находок, — самый надежный путь формирования национальной культуры. Музей привлекателен для любознательных людей, школьных экскурсий и профессионалов прикладного искусства.
Даже зимой, с заснеженными деревьями вместо зеленого фона, пензенский музей народного творчества привлекателен и внутри, и снаружи. Взаимное дополнение красоты облика здания и познавательности внутренней экспозиции налицо, как редко где приходилось наблюдать. Сочетанием простоты отделочных материалов, неярких расцветок и простых на вид узоров создано настоящее произведение того самого творчества. Не назовешь особняк ни вычурным, ни простецким строением, он просто красив и живописен.