Капитолийские дворцы – одна из главных достопримечательностей Рима и старейший публичный музей.
Это целый комплекс художественных галерей, разработанный в XVI веке самим Микеланджело. Ныне он занимает три дворца на площади Капитолия в Риме – одной из красивейших в городе.
Музеи расположены на самой вершине Капитолийского холма. Конкретное местонахождение – площадь Пьяцца дель Капитолия. Она примечательна тем, что, как и сам комплекс музея, появилась на свет благодаря разработке Микеланджело.
Почему именно Капитолия? Небольшой экскурс в глубь веков
Пьяцца дель Капитолия приобрела известность в народе задолго до открытия здесь публичного музея. Когда-то, еще во времена Древнего Рима, это был религиозный центр города. Именно в этом месте еще в V веке до н.э. был возведен знаменитый Капитолийский храм как символ почитания трех главных богов Древнего Рима – Юпитера, Юноны и Минервы. В истории он известен еще как храм Юпитера.
Позже храм был разграблен и неоднократно переживал пожар. Некоторые его здания были переделаны и использовались совсем по другим назначениям. В конце концов, храмовый комплекс окончательно пришел в упадок. Уже через 10 столетий вместо поклонения богам жители города шли сюда пасти домашних животных. К примеру, в истории зафиксировано, что в V веке уже нашей эры это место служило пастбищем для коз.
Со временем здание и сама площадь прошли тщательную реставрацию. Отправной точкой возрождения площади считается 1536 год. А первопричиной – визит в Рим короля Испании Карла V, Капитолия тогда уже сильно обветшала и представляла собой убогое зрелище, и чтобы предстать перед монархом в лучшем виде, папа Павел III издал указ отреставрировать площадь.
Выполнение этой задачи было возложено не на первого попавшегося архитектора, а на самого Микеланджело Буонаротти. Он тогда уже был известной при дворе личностью – считался лучшим художником и архитектором Рима.
К сожалению, он смог выполнить эту задачу лишь частично, успев воплотить в жизнь только малую долю своего грандиозного замысла. После ухода из жизни великого мастера его дело продолжили ученики. И вот в 1654 году площадь окончательно преобразилась, приобретя тот облик, который имеет и поныне.
Задолго до обоснования музеев площадь Капитолия была известна тем, что здесь заседал городской муниципалитет. А еще до новой эры находился Табуларий (государственный архив Римского государства). Сенат Рима собирался в одном из дворцов до 1870 года. Ныне этот палаццо включен в музейный комплекс и не случайно носит гордое название «Сенаторский дворец».
Как здесь появился публичный музей
История самого музея начинается в 1471 году, а его основателем считается папа Сикст IV. Первопричиной появления музея послужило решение папы подарить жителям Рима шикарную коллекцию бронзовых скульптур. Правда, доступной для широких масс она стала только в 1734 году. С 1870 года музей перешел в собственность города.
Подарок папы послужил началом формирования уникального музейного комплекса. На протяжении веков коллекции музея расширялись и пополнялись новыми экспонатами за счет пожертвований археологов и владельцев частных коллекций.
Ныне уникальные экспонаты занимают три палаццо на Капитолийской площади:
- Торжественный Сенаторский дворец, где в наше время разместилась мэрия Рима;
- Палаццо консерваторов с огромными пилястрами протяжностью в несколько этажей;
- Новый дворец, построенный в 17 веке, с огромной коллекцией классической скульптуры.
Все дворцы, вплоть до плитки, которыми они выложены, спроектировал великий Микеланджело Буонаротти. Они радуют глаз изысканным оформлением в стиле ренессанс и барокко.
Основой ансамбля считается Дворец Сенаторов с возвышающейся над ним колокольней. Но основная часть экспонатов размещена во Дворце Консерваторов и Новом Дворце.
Что посмотреть в Капитолийском музее
Вначале нужно попасть на площадь. Piazza del Campidoglio (а именно так называют площадь итальянцы) стоит в окружении дворцов. Форма трапеции дает хороший визуальный обзор. Подняться на холм можно по широкой лестнице Кордонато – одном из творений Микеланджело.
И вот мы на площади Капитолия. В центре – огромная конная статуя императора-философа Марка Аврелия, правившего в период, который впоследствии в истории назовут золотым веком античности. Раньше здесь стоял ее оригинал. В начале 80-х годов XX века его заменили копией. Это единственный экземпляр конной статуи античных времен, которой удалось уцелеть до наших дней. За статуей возвышается Дворец Сенаторов.
Во внутреннем дворике тоже есть что посмотреть. Именно здесь размещены остатки гигантской статуи императора Константина (ступня, палец, голова, часть руки). Хоть это лишь частицы работы, но на вид они просто громадные. К примеру, одна только голова имеет высоту более 3-ч метров.
Чем же удивляют своих посетителей дворцы?
- изделиями из фарфора
- коллекциями картин и флагов
- античными статуями
- бронзовыми скульптурами
- редкими монетами и наградами
- собранием древних надписей на мраморе и камне
Огромные залы, переполненные намеками на известные в истории личности и события. Доныне искусствоведами расшифрованы не все скрытые послания Микеланджело, воплощенные в оформлении комплекса.
Палаццо Сенаторов
На общем фоне капитолийских построек выделяется здание с торжественно оформленными фасадами, античными полуколоннами и монументальной двухсторонней лестницей. Это помещение государственного значения – знаменитый Палаццо Сенаторов. На площадь Капитолия выходит только один его фасад, над которым возвышается колокольня с фигурой богини Минервы.
Здание довольно древнее, прямо пропитанное историей. В I в. до н.э. на этом месте располагался Табуларий – государственный архив Рима. Нынешний палаццо Сенаторов с двумя башнями построен на руинах античного Табулария в X веке. Принадлежал он семейству Корси. С XII века здесь заседал римский муниципалитет.
За время своего существования этому дворцу пришлось повидать многое, пережить опустошение и возрождение. К началу XVI века это была довольно неприглядная постройка. Новую жизнь вдохнул в нее Микеланджело.
Когда папа Павел III принял решение возродить Капитолию, в проект ее реставрации включили и будущий Дворец Сенаторов. Микеланджело разработал проект возрождения, но не успел его выполнить. После смерти учителя этим занялись его последователи – Джироламо Райнальди и Джакомо дела Порта.
К 1605 году палаццо приобрел современный облик. По окончании реставрации в нем начали вершиться дела государственной важности. На протяжении почти 300 лет в стенах дворца заседали сенаторы, а с 1871 года – мэрия города.
И ныне Palazzo Senatorio не утратил своей значимости. Здесь разместилась мэрия города, занявшая большую часть здания. Конечно, она закрыта для обычных посетителей. Под музейные экспозиции отведена нижняя часть палаццо. В ней размещены:
- Зал флагов и знамён провинций
- Зал Советов с древней скульптурой Юлия Цезаря
- Промотека с коллекцией бюстов исторических личностей
- Лапидарий – коллекция эпиграмм на камне и мраморных плитах (более 100 надписей)
- Фрагменты древнеримского архива Табулария.
Особое внимание туристов привлекает центральная ниша под лестницей возле входа. Именно в ней стоит знаменитая статуя «Ликующий Рим». Посетители не упускают возможности сфотографироваться рядом с символом владычества Рима – богиней Минервой, которая держит в руке шар.
Слева и справа от центральной ниши находятся не менее интересные античные статуи – олицетворения рек Тибра и Нила. С правой стороны палаццо стоит копия древней статуи Капитолийской волчицы – молочной матери основателей города Ромула и Рема. Оригинал сохраняется внутри здания.
Дворец Консерваторов
Щедро украшенный фресками исторической тематики, дворец находится справа от статуи Марка Аврелия. Был возведен в XV веке специально для заседаний сенаторов. И ныне под ним хранятся остатки храма Юпитера.
Когда-то здесь заседали судьи и сенаторы (отсюда и название), а теперь расположен музей мраморных бюстов. Палаццо Консерватори хранит экспозиции из истории храма Юпитера, а также шикарную коллекцию античных скульптур.
В XVI веке палаццо был перестроен согласно проекту Микеланджело. И стал первым в истории архитектуры зданием, оформленным гигантскими пилястрами (они занимают несколько этажей). Благодаря этому дворец до сих пор вспоминается в учебниках по архитектуре.
Знакомство с экспонатами начинается со внутреннего дворика. Сразу привлекают внимание фрагменты огромной статуи. Это остатки 12-метровой мраморной античной статуи – Колосса Константина. Дворик украшают голова императора высотой более 3 м, гигантская стопа, части руки.
Самый примечательный экспонат – статуя римского цезаря-философа Марка Аврелия, гордо восседающего на коне. Это оригинал конной статуи правителя «золотого века» Древнеримского государства, выполненный еще во II веке до н.э. Вплоть до 1981 года он был размещен на центральном постаменте площади. Ныне заменен копией и находится в отдельном зале дворца.
Экспонат уникален тем, что является единственным оригиналом конной статуи, уцелевшей с античных времен. И сохранилась она только благодаря счастливой случайности. Христиане приняли Марка Аврелия за канонизированного церковью Константина Великого. Если бы не это, статую причислили бы к идолам и уничтожили, как это было с остальными статуями дохристианских правителей.
Особый интерес для туристов представляют:
- Пинакотека.
Одно из главных сокровищ музея – картинная галерея Пинакотека. В ней собраны работы известныхлучших художников XVI–XVIII веков. Здесь можно увидеть оригинальные полотна Рубенса, Тициана, Веласкеса, Караваджо и др.
- Статуя Волчицы.
В отдельном зале хранится оригинал статуи Волчицы, выкормившей легендарных основателей Рима. Время создания экспоната, символизирующего Древний Рим, – V век до н.э.
- Коллекция артефактов Кастеллани.
Одно из главных достояний – богатейшая коллекция артефактов VIII–IV в. до н. э., подаренная ювелиром А. Кастеллани.
- Фресковая роспись, посвященная поединку Горициев и Куриациев.
Отображает реальное историческое событие, дошедшее до наших времен благодаря рассказу Тита Ливия. Чтобы избежать кровопролитной войны между Римом и Альба-Лонгом, представители 2 семей решили определить лидера в Латинском Союзе путем поединка. Так и состоялся поединок между 3 братьями из рода Горациев и их соперниками – тремя братьями из семейства Куриациев. Ему и посвящена шикарная фресковая роспись.
- Статуи римских пап.
В зале Горициев и Куриациев, кроме фресок, есть 2 скульптуры. Первая посвящена папе римскому Урбану VIII и выполнена из мрамора его личным архитектором Дж. Бернини. Вторая, бронзовая, изображает папу Иннокентия X. Это результат работы талантливого скульптора Альгарди.
- Экспозиция монет и украшений.
Ранее размещалась в отдельном зале Дворца Консерваторов. Кроме монет разных времен, экспозиция включает драгоценные камни, печати, награды, ювелирные изделия. Ныне переехала в соседний дворец Каффарелли.
Палаццо Нуово
Относительно новое здание в ансамбле. Возведено в XVII веке по проекту Микеланджело. Сначала оно служило хранилищем для уцелевших античных скульптур, от которых папа Пий V захотел очистить Ватикан. Так было до тех пор, пока у одного из его последователей – папы Климента XII – не возникла идея превратить это хранилище в полноценный музей. Так в 1734 г. капитолийский Палаццо Нуово стал первым публичным музеем в городе.
Рассмотрим самые примечательные экспонаты:
- Фонтан Марфория.
Статуя из мрамора, изображающая морского бога, украшает двор музея. Примерное время ее появления на свет – 2 пол. I века. Фонтан известен в Риме еще и как место выражения недовольства властью. Среди жителей города существовала традиция собираться возле капитолийского Марфория и читать эпиграммы, обличающие представителей власти.
- Статуя богини Минервы.
Привлекает своими гигантскими размерами. Это великолепная работа с древней «датой рождения» – создана в V в. до н.э. Выполнена настолько искусно, что отчетливо видна не только одежда богини, но и застежки на хитоне.
Это самый масштабный экспонат первого этажа. Кроме него, на первом этаже будут интересны залы с древнеегипетскими артефактами и погребальными атрибутами, а также коллекция предметов восточных культур.
- Галерея богов и героев античности.
Длинные галереи с античными скульптурами – отличительная черта Нового Дворца. Так, поднявшись на 2-ой этаж, сразу попадаешь в галерею с сотней скульптурных изображений самых известных представителей античной мифологии.
- Танцующий Фавн.
Древний шедевр из красного мрамора прошел тщательную реставрацию и стал настоящим украшением античной коллекции скульптур. Не случайно Фавн запечатлен в танце. Ведь в мифах этот товарищ бога виноделия Диониса прослыл любителем выпить и повеселиться.
- Капитолийская Венера.
Выполненная из белого мрамора, грациозная Капитолийская Венера, прикрывающая руками обнаженное тело, – одна из самых красивых статуй античной богини любви в мире. Во время христианских набегов на античные памятки она чудом уцелела благодаря стараниям жителей города. Изобретательные ценители искусства предусмотрительно замуровали ее в тайнике и тем самым спасли от рук христиан. Нашли статую только в XVIII веке. В музей попала в качестве подарка жителям города от папы Бенедикта XIV.
- Галерея императоров с бюстами римских правителей.
В экспозицию входит 65 бюстов императоров, расположенных в хронологическом порядке. В центре зала находится статуя матери императора Константина. Стены украшены рельефами мифологической тематики.
- Зал философов.
Название зала говорит о том, что в нем собраны бюсты лучших мыслителей античности. Ранее они украшали библиотеки и частные коллекции богатых людей. Особенно много бюстов Гомера и Сократа.
- «Умирающий Галл».
Созданная в честь победы греков над галлами, экспозиция по праву считается шедевром мировой скульптуры и входит в перечень лучших достижений искусства античности.
- Скульптуры из черного мрамора.
Геракл в детстве, молодой и старый кентавры – центральные скульптуры Салона. Вдоль стен зал уставлен изображениями героев древних мифов и античных богов.
Как попасть в музеи Капитолия
На посещение всех трех дворцов, которые входят в состав комплекса, достаточно купить 1 билет. Они работают по одному графику и открыты для посетителей со вторника по воскресенье. Двери открыты для посетителей с утра до вечера (с 9:30 до 19:30).
Увидеть лучшие наследия древней культуры, собранные в Капитолийский музеях, можно всего за 14-15 EUR. Займет экскурсия не так много времени – 2-3 часа.
Добираться сюда удобно, ведь Капитолий находится в центральной части Рима. От Коллизея его отделяет всего 20 минут ходьбы. Ходит трамвай (конечная остановка), автобусы. Или можно воспользоваться метро (станция Colosseo).
Вот такие они – публичные музеи Капитолия. В Капитолийском музейном комплексе всегда много посетителей. Эти музеи относятся к числу наиболее посещаемых в Риме. И это не удивительно, если учесть их на редкость богатую археологическую коллекцию с бесценными экземплярами античного искусства.
Весь Рим буквально наполнен достопримечательностями. Он хранитель отголосков тысячелетней истории. Но на то, чтобы их обойти, потребуется как минимум месяц. Если же вы приехали в Рим на несколько дней, музеи Капитолия – место, которое точно стоит посетить. Так что начните с него свою небольшую экскурсию по Риму.
Интересная тенденция наблюдается. В Париже тоже убрали одну конную статую в подвал музея, заменили копией. А нога у лошадки тоже не держится самостоятельно, арматуру пришлось ставить. Вот и в Риме то же самое!
К чему не прикасалась рука гениального Микеланджело, все превращалось в шедевр! Несмотря на то, что проект закончил не он, а его ученики, мы, потомки, с восхищением можем оценить и площадь, и музеи, расположенные на ней.