Обойти Старый город Родоса считается чуть ли не обязанностью каждого приезжающего на остров туриста. Здесь был главный опорный пункт ордена госпитальеров, хозяйничавших до турецкого захвата. Мощные крепостные стены с башнями и бастионами охватывают территорию, издавна заселенную в районе порта Мандраки. Путешествие начинаем от набережной между двумя портовыми пирсами, в северо-восточной части поселения. Здесь сочетаются древние строения и современная туристическая индустрия, дворцы и музеи с точками торговли и питания.
Древнейшие поселения и морской причал существовали здесь с античных времен. Они известны начиная с 408 года до нашей эры. С 305-го по 280-й год в честь победы над македонцами строили памятник богу Гелиосу, покровителю острова. Получилось 30-метровое бронзовое изваяние, ставшее одним из чудес света, но простоял Колосс Родосский всего полвека. Статую, разрушенную в 225 году до нашей эры землетрясением, не восстанавливали из-за запрета оракула. Взамен поставили две колонны с оленем и оленихой по сторонам входа в гавань.
Крепостные сооружения появились во времена владычества рыцарей ордена госпитальеров, или всадников госпиталя святого Иоанна Иерусалимского. Право расположить базу на Родосе они приобрели коммерческим путем, но защищать были вынуждены с оружием. Самой укрепленной была столица острова, рыцарская крепость и представляет собой нынешний Старый город Родоса. Перед пешим походом показываем панораму объекта посещения с высоты полета квадрокоптера, чтобы сформировать общее представление.
Вся территория, которую занимает Старый город Родоса, обнесена сплошной крепостной стеной, пригодной для длительной обороны. Около десятка ворот в поселение тщательно охранялись, крепость дольше всех прочих выдерживала турецкую осаду. Постройки времен госпитальеров, более ранние византийские частично переделаны на мусульманский лад во времена османского владычества. Выделяются направленные на север выступы морских причалов, это старая гавань Мандраки, причал паромов и коммерческий порт.
Укрепления, набережная и портовые строения
Фортификационные сооружения, ограждающие Старый город Родоса, поражают своей мощью и основательностью до сих пор. Показываем один из бастионов южной части укрепления, похожий на увеличенную огневую точку более поздних эпох. Продуманно и грамотно расположены секторы для ведения оборонительной стрельбы, позволяющие поражать противника у самых стен. Для кладки использованы блоки природного камня, тщательно обработанные и уложенные на связующем растворе, с устройством боевых амбразур.
Грунтовая дорожка среди травяных газонов идет вдоль стен, разделяющих Старый город Родоса с более современными кварталами. Вдали виден один из причалов с огромным прогулочным паромом, подобные курсируют отсюда на другие острова архипелага Додеканес и на материк. Ландшафт разнообразят средиземноморские пальмы и цветущие кустарники, с разной окраской соцветий. Для привлекательности вдоль дорожки выставлены старинные орудийные стволы, каменные ядра значительного диаметра.
По дорожке вдоль стен можно дойти до амфитеатра античных времен, восстановленного до первоначального состояния. Сооружение сейчас активно эксплуатируется для устройства массовых мероприятий под открытым небом. Сравнительно недавно древнему театру присвоено имя великой актрисы Мелины Меркури, весьма почитаемой по всей Греции. Хотя эта видная достопримечательность – за крепостными стенами, ее часто включают в число строений Старого города Родоса.
Скульптура дельфинов и набережная вдоль стены
Недалеко от коммерческого порта на прибрежной скале установлена скульптурная группа из нескольких дельфинов. Она на Родосе – не единственная, но называется одним из символов острова, как минимум – порта Мандраки. Даже очертания на картах и космических снимках сравнивают с силуэтом дельфина, но без хвоста. От скульптуры видны причальные молы, пришвартованные корабли и яхты разных классов и водоизмещения. Проглядывают и камни морского дна, меняющего цвет в зависимости от глубины.
Со стороны побережья стена, ограждающая Старый город Родоса, подвергнута наиболее полной и тщательной реставрации. Непосредственно возле стены проходит оживленная автомобильная магистраль, огражденная высоким бордюром. Одновременно это и место отдыха уставших туристов, и ограничитель движения. Среди камня стен и асфальта трассы неожиданным выглядит дощатый настил прибрежного тротуара. Песчаный берег с пологим спуском в воду вполне пригоден для купания, чем некоторые туристы и пользуются.
Однако внимание большинства прибывающих в Старый город Родоса поглощено обзором крепостных стен либо портовых сооружений. Порт посмотрим позднее, а вот высота крепостной стены, ее монументальность производят сильное впечатление. Зубчатая кромка внешнего контура – вовсе не украшение, это устройство обеспечивало активную оборону. Перезарядка оружия требовала укрытия стрелкам, за зубцами они и проводили эту операцию. Почти на всем протяжении укреплений стены двойные, с насыпями между ними для обороняющихся.
Ветряные мельницы Родоса
Что касается портовых достопримечательностей, то одной из приметных являются старинные ветряные мельницы. Сохранилось только три, а ранее было размещено более десятка больших цилиндрических башен. Мол святого Николая был настоящим мукомольным причалом, где зерно с кораблей сразу шло в переработку. Это вовсе не давало экономии транспортных затрат, как утверждают некоторые обозреватели. Размещение мельниц в прибрежной зоне обеспечивало энергией ветра, раскручивающего жернова через приводной механизм от лопастей.
Вместо стационарных лопастей ветряные мельницы оборудованы несколькими спицами, на которые перед помолом крепили парусиновые чехлы. Сейчас в рабочем состоянии только одна установка, способная проводить демонстрационный помол. Остальные башни используются как музейные помещения, дополнены туристическими агентствами. Насыпь мола заканчивается одноименным с ним крепостным сооружением, фортом святого Николая. На высотной фотографии он плохо различим, лучше видно с набережной.
Форт святого Николая и ограничитель гавани
На переднем плане виден ограничитель акватории гавани для маломерных судов, ранее являвшийся элементом оборонительной системы. Это настоящая крепость в море, не менее мощная, чем ограждающая Старый город Родоса. Трудновато разобраться в назначении отдельных элементов сооружения, но неприступность стен налицо. Далее виднеется и форт святого Николая, построенный на месте византийского храма. Религиозной составляющей рыцари в свое время пожертвовали в угоду безопасности территории.
Форт святого Николая контролировал вход в старинную гавань Мандраки, именем которой потом назвали весь порт. Никаким иным путем попасть в Старый город Родоса возможности тогда не существовало. На территории островка несколько рубежей обороны с укреплениями разной высоты, увеличивающейся к центральной части. Такое расположение, типа эшелонированной обороны, позволяло вести огонь с нескольких высотных уровней. При строительстве укрепления сохранена верхняя часть колокольни, придающей ему дополнительную привлекательность.
Старый город Родоса, район Бурго (Хора)
Как уже сказано, Старый город Родоса имел больше десятка ворот, со стороны набережной это построенные при итальянской оккупации ворота Богородицы. На туристической схеме они обозначены красной стрелкой, ведут к разрушенному храму. Родосская крепость делится на районы Коллакио, где жили рыцари, и Бурго, место жительства буржуа. Именно в Бурго и попадают с набережной, там различаются еврейский и турецкий кварталы. Есть несколько оживленных площадей с процветающей торговлей.
Коллакио привлекает несколькими музеями, улицей Рыцарей и многими другими заметными достопримечательностями. На схеме, ориентированной по сторонам света, этот район располагается в северной части. По площади территории он гораздо меньше, как и рыцари составляли меньшую часть населения. При госпитальерах между Коллакио и Бурго существовала разделительная стена, позднее ее разрушили. Сейчас Старый город Родоса делится довольно условно, разделение сохраняется только в силу сложившейся традиции.
Руины храма Богородицы Бургосской
От ворот Богородицы до разрушенного во Вторую мировую войну храма расстояние не более 50 метров. При подходе прежде всего бросается в глаза тройная алтарная апсида, словно разрез на макете архитектурного объекта. Величественные арки и часть стен приведены в безопасное состояние и оставлены без дальнейшей реконструкции. Причиной отчасти является тесная конструктивная связь поврежденного святилища с действующими строениями. На фото видно сообщающееся здание с модным ателье, украсившим Старый город Родоса своими манекенами.
Западная стена бывшего храма, с заложенной кирпичом аркой входа, стало частью несущей стены здания более поздней постройки. С ней же соединена северная стена, вернее, ее уцелевший фрагмент. Его оставили как часть реликвии, обезопасив от обрушения, ведь вплотную проходит наружный газопровод. В смежном здании явно процветает торговля, верхний этаж занят жилыми помещениями. Переплетение эпох здесь вовсе не метафора, оно вполне материально, да еще в каменном исполнении.
Храм Богородицы Бургосской был классической крестовой планировки, с двумя боковыми приделами. Северный отсутствует совсем, на его месте проход от ворот Богородицы и поперечная улица. Южный обозначен блоками, остатки южной стены связаны с другим зданием. Здесь граница старинной и восстановленной кладки видна без исследований, даже несведущему в строительстве. Просматривается внутреннее церковное пространство с единственной восстановленной колонной и каменными метками на местах остальных.
Пространство бывшего южного придела превращено в выставку архитектурных элементов, не нашедших музейного размещения. Через него можно выйти в небольшой парк Дионису, отдохнуть в тени деревьев, пообедать в ресторане. Впрочем, такие возможности Старый город Родоса предоставляет на каждом шагу. Поэтому важнее определиться с объектами дальнейшего путешествия, соответственно и выбирать маршрут. Хотелось посетить здешние фонтаны, поэтому направляемся на площадь Еврейских мучеников.
От руин храма к еврейскому кварталу
Около 80 метров к востоку нужно пройти от руин храма Богородицы Бургосской до еврейского квартала. По дороге, еще не теряя из виду вскрытые храмовые апсиды, можно подыскать место для перекуса или чашки кофе. Таверны, кафе и рестораны Старый город Родоса имеет в явном избытке, свободные места найдутся всегда. Традиционно меню выставлены возле летних столиков или висят на стене здания. Обращают на себя внимание глухие оконные ставни жилых этажей, призванные спасать от зноя.
Евреи селились на Родосе традиционно, со времен эллинизма, наряду с представителями многих иных народностей. Они образовали целый квартал, занимались преимущественно торговлей и ремесленными промыслами, рыболовством. Современным центром общины стала площадь Еврейских мучеников, образовавшаяся при разрушении части домов во время Второй мировой войны. Почти все 4 тысячи родосских евреев были отправлены в Освенцим, уцелело примерно 40 человек. Однако община восстановилась, сохранив прежние традиции.
Центр площади украшен необычным фонтаном с тремя морскими коньками, отлитыми из металла, и мраморным бассейном. Снаружи он украшен керамическими плитками с изображениями различных морских обитателей. Неподалеку, в тени деревьев – монумент погибшим и сохранившаяся синагога, часть которой занимает Еврейский музей. Еврейское религиозное строение 1577 года считается древнейшим в Греции, Старый город Родоса ее бережно охраняет. Есть здесь и другие фонтаны, продолжим путешествие.
Площадь Гиппократа и центральный фонтан
Между двумя приметными фонтанами расстояние меньше 200 метров, площадь Гиппократа северо-западнее предыдущей. Во времена османского владычества на Родосе здесь селились преимущественно турки, имевшие значительные привилегии. Фонтан назван Кастеллания в честь ближайшего к нему дворца, бассейн у него также из мрамора, украшен резьбой. Выглядит как старинный фонарь с совой на вершине, еще одним из символов острова. Вода истекает из металлических кранов, расходящихся в разные стороны.
Эти отростки полюбили местные голуби, которые в изобилии населяют Старый город Родоса. Они приучились пить прямо из падающей струи, подобно домашним кошкам. К востоку от фонтана тот самый дворец Кастеллани, фактически древний супермаркет с коммерческим судом на верхнем ярусе. Так же именуют широкую каменную лестницу, полюбившуюся туристам для фотосессий. Фонтан же именуют по-разному, кроме названного, — и Синдриони, и фонтан Сократа. Надеемся на поправку следующих посетителей, уехавших на Родос после прочтения статьи. Севернее фонтана – здание с тремя арками, осмотрим одну из них.
Ничего особо интересного там не обнаруживается, старинная постройка приспособлена под торговые надобности. Ювелирные и сувенирные лавки, которые во множестве оккупировали весь Старый город Родоса. В отличии от плит на площади, пол под арками выполнен из поставленных на ребро морских камушков. Правда, посередине покрытие ровное, иначе коляска с ребенком могла развалиться от тряски. Ходить по галечной мозаике совсем неудобно, обладательницам туфель на высоком каблуке – неудобно вдвойне. Еще левее видны башни Морских ворот.
Портовые Морские ворота ведут в Старый город Родоса с восточной стороны, от причалов туристического и коммерческого. Построены они были еще госпитальерами, перестраивались, но основа была сохранена. На башнях размещались наблюдатели, высматривающие появление кораблей с товарами или неприятельским десантом. Западнее и севернее находится территория рыцарского района Коллакио, древнейшая часть поселения. Здесь расположен целый ряд любопытных объектов, напомним о их посещении.
Рыцарский район Коллакио в Старом городе
От восточной стены в Старый город Родоса идут две параллельных улицы, Сократа и Рыцарей. Обе тянутся на запад, приводя к мечети Сулеймана и Дворцу великих магистров соответственно. Эти достопримечательности оставим на окончание экскурсии, от площади Гиппократа направимся в северном направлении. Около 150 метров нужно преодолеть, чтобы подойти к одному из старейших, крупнейших по площади строений. Рыцарский госпиталь и конюшни их лошадей составляют несколько корпусов с общим внутренним двором.
Археологический музей Родоса
Весь комплекс передан под выставочные площади Археологического музея, которому была посвящена отдельная статья. Для освежения в памяти повторяем высотную фотографию с указателем на искомый объект. Здания образуют целый ансамбль, один из крупнейших, которые вмещает Старый город Родоса. От него начинается Иппотон, или улица Рыцарей, ведущая в западном направлении и заканчивающаяся Дворцом великих магистров. Живописно выглядит панорама гавани маломерных судов, пришвартованных к пирсам.
Указующая стрелка высотной фотографии направлена во внутренний двор, который в отдельной статье показан не раз. Напомним его облик с одной из галерей второго яруса, где также размещены археологические экспонаты. Мощные колонны аркады выложены из фигурно обработанных каменных блоков, как и сами дуги арок. Потолочные перекрытия оставлены деревянными, хотя наверняка реставрировались. По периметру галереи расположены двери в бывшие больничные палаты, где развернуты экспозиции.
Неоднократные раскопки, которым подвергался Старый город Родоса, приносили богатые урожаи находок. Однако, как и на материковой Греции, лучшие и самые сохранные образцы попадали в ведущие музеи других государств. Тем не менее выставочные площади Археологического музея Родоса не пустуют, особенно много здесь скульптурных произведений. Особую ценность представляют статуи и их фрагменты, иллюстрирующие разные исторические эпохи. Некоторые образцы в статье описаны, повторяться не будем.
При осмотре выставочных образцов обращают внимание на найденные отдельно головы, многие тела их, наоборот, лишены. Это следствие мусульманского владычества, внедрявшего исламские принципы изобразительного искусства. Они запрещают изображать людей, в особенности – их лица, поэтому статуи обнаруживают обезглавленными. Точно так же испорченными бывают живописные иконы, которые воины ислама портили насколько возможно. Обычно это уровень копья, поднятого в руке всадника.
Панагиа ту Кастру
Еще ближе к крепостной стене, которой огражден Старый город Родоса, расположена церковь Богородицы Крепости, или Панагиа ту Кастру. О ней тоже было написано, напомним парочкой фотографий. На высотном фото Археологического музея храм прекрасно виден, его восточная стена почти касается городской. Внутренний двор превращен в выставочную площадку под открытым небом, где среди цветущих кустов экспонаты выглядят особенно привлекательно. Здесь демонстрируются образцы напольной мозаики и архитектурные элементы.
Внутри помещения Панагиа ту Кастру лишены отделки, оставлены только фрагменты фресок старинного происхождения. Архитектура здания при этом воспринимается намного лучше, отсутствие ритуального оформления частично компенсирует выставка современной религиозной живописи. Однако наибольшую ценность имеют сохранившиеся древние изображения, выполненные древними иконописцами византийской школы. Наиболее сохранен образ святой Луции Сиракузской, мученицы за веру.
Имеет смысл напомнить о древности происхождения храма и его нескольких превращениях. Построена Панагиа ту Кастру византийцами в XI веке, через триста лет госпитальеры освятили здесь католический собор. В XVI веке османские завоеватели наскоро перестроили собор в мечеть, соорудив фонтан для омовения и минарет. До Второй мировой войны церковь была мечетью Энтерум, затем очистилась от всех поздних наслоений. Выстоявшие долгие столетия стены и сейчас могли бы принять православных прихожан, но таких планов пока нет.
Еще один фонтан и турецкий храм
Всего в 50 метрах к северу от Панагиа ту Кастру можно посмотреть еще на один фонтан, выполненный как мраморная колонна. Он украшает площадь перед одним из трех зданий музея современного искусства. Живописно и само строение, оборудованное высоким крыльцом с лестницей. Отсюда можно покинуть Старый город Родоса через ворота Независимости, они еще севернее, но наш осмотр не завершен. Предстоит небольшое возвращение назад и перемещение в западном направлении, можно освежить водой лицо и продолжить.
По улице имени великого Сократа добираемся до мечети Сулеймана Великолепного, издали опознаваемой по минарету и полусферам куполов. Постройка 1522 года удивительным образом дожила до наших дней в почти первозданном виде. И это несмотря на посвящение покорителю острова, установившему здесь османское господство. Она стала неотъемлемой частью здешнего ландшафта, украсив Старый город Родоса. Масштабы строения гораздо скромнее Голубой мечети в Стамбуле, но на острове крупнее нет.
Многие авторы обзоров нахваливают внутреннее убранство мечети, но осмотреть ее сейчас невозможно из-за реконструкции. После обновления мечеть Сулеймана, скорее всего, вновь примет прихожан. Греки хотя и провозгласили православие государственной религией, но свободу вероисповедания тоже оставили. Как и по всей стране, Старый город Родоса имеет храмы практически всех конфессий. Причисление его к объектам всемирного культурного наследия налагает в том числе и такие обязательства, как сохранение назначения.
Потрепанный вид мечети Сулеймана не добавляет прелести, Старый город Родоса редко показывает подобное состояние зданий. Более близкое рассмотрение демонстрирует значительный износ внешнего облика, но это самые устранимые дефекты. Главное, чтобы не было повреждений несущих конструкций, остальное легко поправить. Одной из любопытных деталей оформления выглядят солнечные часы, установленные на специальной тумбе. Нечасто встретишь этот нехитрый прибор, указывающий текущее время.
Дворец великих магистров
Главной достопримечательностью и подлинным шедевром, украшающим Старый город Родоса, по праву считают Дворец великих магистров. От мечети Сулеймана до него меньше 200 метров к северу, добраться – минутное дело. Фактически резиденция руководства ордена госпитальеров была второй крепостью, дополнительным рубежом обороны. Мощь укреплений, хорошее вооружение и мужество рыцарей позволило удерживать цитадель дольше всех крепостей острова. В итоге рыцарям оставили оружие и дали корабли, отпустив восвояси.
Корпуса зданий Дворца великих магистров образуют обширный внутренний двор, демонстрирующий искусство древних зодчих. Наряду с разнообразными архитектурными формами здесь собрана большая коллекция античных скульптур, другой такой Старый город Родоса не имеет. Собрали произведения искусства к приезду Муссолини, но итальянский диктатор здесь так и не бывал. Хотя жители острова не жаловали непрошенных освободителей, но скульптурное собрание оставили на месте.
После обретения Грецией независимости Дворец великих магистров закономерно стал музейным учреждением. Колоритно выглядит капелла замка, своеобразная по архитектуре, со статуей узаконившего орден римского Папы. Обширная коллекция мозаичных полов украшает парадные залы, есть отдельное помещение для копии скульптуры Лаокоона и сыновей со змеями. Кабинеты высших чинов госпитальеров дополнены выставочными залами с рыцарскими одеждами и атрибутикой. Вещи здесь действительно уникальные, нигде более не увидеть.
Посещая Старый город Родоса, не побывать во Дворце великих магистров абсолютно неверно и непростительно. Пожалуй, это одна из самых ярких достопримечательностей всего острова, особенно впечатляют укрепления и парадные залы. Многих после посещения начинает интересовать история одного из загадочных рыцарских орденов, со своеобразной иерархией и традициями. Что удивительно, они уже под флагом Мальтийского ордена до сих пор претендуют на роль некой надгосударственной силы.
Старый город Родоса, этюдные фото
В любом путешествии, в том числе посещая Старый город Родоса, фотографируешь все кажущееся интересным. Многое потом отбраковывается, отсеивается, как второстепенное или внимания не заслуживающее. Но иногда либо в голову придет, либо подскажут неожиданное толкование или остроумную подпись. Такую подборку фото предлагаем на суд читателей обзора, там засняты второстепенные улочки, мощеные крупной галькой, стенная скульптура и спящий кот. Возможно, в комментариях придут оригинальные идеи?
Совсем не горе, если никаких шедевров эти изображения не породят, и они останутся народом незамеченными. Но радостно будет обнаружить жемчужину мысли, которую вызвал бы Старый город Родоса в нашей интерпретации. Такая викторина напоследок позволит читателям немного разрядиться после напряженного путешествия по строкам обзора и иллюстрациям. Если серьезно, то хотелось бы вызвать читательский отклик, или хотя бы интерес к описанному объекту. Старый город Родоса достоин внимания туристов, это твердое убеждение.
Посчастливилось здесь мне дважды побывать. Это действительно самый солнечный, красивый и живописнейший остров Греции. Прогуливаясь по старому городу Родоса, представляешь себе, чем здесь люди раньше занимались, как жили. Мне старый город чем-то напоминает старинный базар — бутики, узенькие улочки, множество обувных мастерских.
Собирались в этом году на Родос, но придется отложить на год. А информация, как нарочно, со всех сторон притекает, и такая позитивная. Все, с кем я разговаривала, кто там побывал, и не по одному разу — все абсолютно в восторге.
С детства мечтаю по бывать на Родосе.
Я тоже хочу туда. Многие говорят, что там очень красиво.