Голубая мечеть (Мечеть Султанахмет)

golubaya-mechet-countryscanner-1.jpg

Голубая мечеть в Константинополе (Стамбул после переименования 1453 года) строилась в пику собору Святой Софии. Хоть и превратили мусульмане храм Византии в собственное святилище, мечеть Айя София была им чужеродной. Также затеянное грандиозное строительство должно было отвлечь подданных султана Ахмета Первого от военных неудач правителя. Хотя бы то хорошо, что не дошло дело до ликвидации святыни, яркого архитектурного шедевра.

Построена Голубая мечеть примерно в 500 метрах юго-западнее Святой Софии, между ними -площадь султана Ахмета. От огромного центрального фонтана видны оба строения, одинаково купольные и окруженные минаретами. Но и без них здания явно схожи, это бросается в глаза, подтверждается осмотром. Архитектура ислама базировалась на элементах византийской, добавив только религиозные аксессуары. Не получилось у османских зодчих превзойти, даже сравняться с храмом, десятью веками старше, чем Голубая мечеть.

Голубая мечеть и Айя София из парка султана Ахмета

Площадь и парк названы именем Ахмеда Первого, непонятно, за какие заслуги. Голубая мечеть тоже официально называется мечетью Султанахмет, но народное имя гораздо популярнее. Нынешнее население Стамбула довольно свободно ведет себя на газонах султанской площади. Радует глаз ее растительное великолепие, облагороженное умелыми садовниками. Прекрасно смотрится фонтан с бассейном диаметром 25 метров, вечерами искусно иллюминируемый. Фактически историческая площадь превращена в зону релаксации.

Голубая мечеть Стамбула, или мечеть Султанахмет, воздвигнута в противовес гораздо более древнему византийскому храму Святой Софии.

На этом живописном фоне возвышаются минареты, окружающие купола мечети, словно каскад струящихся вниз водопадов. По поводу шести минаретов вместо обычных четырех укоренились противоречивые версии. Ошибка зодчего из-за созвучия слов золотой и шесть, преобладающая в объяснениях, выглядит смехотворно. Неужели за годы строительства султан и двор, находящиеся совсем близко, не контролировали стройку? Из дворца Топкапы можно было не выходить, чтобы пересчитать 60-метровые башни.

Разный возраст, разные судьбы

Более реалистично стремление правителя к тому, чтобы Голубая мечеть стала равной главному храму в Мекке. Встреченное в штыки духовенством, равенство пресечено строительством дополнительного минарета Мечети Пророка за счет османской казны. Ранее, при завоевании Константинополя, переделку византийского храма султан Мехмед Второй провел по правилам. Многие туристы, посещая мечеть Султанахмет, стараются охватить нынешний музей Айя София, благо он практически рядом.

Построенный еще римским императором Юстинианом, христианский собор Святой Софии старше построенной неподалеку Голубой мечети на 1000 лет.

Внешний вид и интерьер собора уже описаны, малосведущим в религиях людям ситуация с ним непонятна. Мустафа Кемаль, прозванный отцом турок (Ататюрк), при свержении власти султанов провозгласил светское государство. Превращенному в мечеть византийскому храму присвоили статус музея, запретив любые богослужения. Говорят, что непрерывно идут переговоры о возвращении святыни построившим ее христианам. Однако не слышно об активности в этом Константинопольского патриархата, в противоположность украинской политике 2018 года.

Территория перед внутренним двором

Своим главным входом Голубая мечеть обращена на северо-запад, алтарной частью на Каабу в Саудовской Аравии. Кибла, или ориентация на святыню ислама, — неотъемлемая часть молитвенного ритуала мусульман. Перед запуском в космос первого приверженца Мухаммеда консилиумы устраивали для решения проблемы при непрерывном перемещении. Возвращаясь к входу, следует напомнить о площади Ипподрома. Она отделена от территории храма сплошной оградой, обсаженной кустами гортензий.

Парадный вход в Голубую мечеть находится близ площади Ипподрома с несколькими древними памятниками, отделенной от мечети старинной стеной и гортензиями.

Называя сооружение оградой, приходится при ближайшем рассмотрении признавать очевидную неправоту. Это капитальное сооружение из солидных каменных блоков в основании, таких же стоек и монументального перекрытия. Промежутки конструкции забраны металлическими решетками с прутьями, заделанными в толщу глыб. Верхние блоки образуют подобие крыши, непонятно, для чего. Продольная балка украшена красочным орнаментом, не исключено, что часть материалов отобрана именно на руинах ипподрома.

Остатки ипподрома и цветущие гортензии

Древнейшее спортивное сооружение на 100 тысяч зрителей уничтожено соплеменниками византийцев, крестоносцами Папы римского Иннокентия III. Византию на 50 лет превратили в Латинскую империю, забыв о походе на Иерусалим. Освободившись от пришельцев в 1261 году, прежнего величия Византия уже не достигала. Османам после воцарения в Константинополе ипподром был неинтересен, остатки потихоньку врастали в землю. Площадь Ипподрома составила вторую часть султанской, названной не в его честь, а в честь мечети.

Цветущие под осень душистые кусты гортензии высажены вдоль стены, ограждающей внутренний двор стамбульской Голубой мечети, или мечети Султанахмет.

Интересно было бы ее осмотреть, площадь Ипподрома хранит ряд приметных исторических сооружений. Египетский обелиск из Луксора датирован XVI веком до нашей эры, привезен и установлен на ипподроме при Феодосии I (390-й год). Ажурная колонна Константина VII образовалась после снятия медных листов теми же крестоносцами. Медная Змеиная колонна из Дельф чудом частично уцелела, как и Немецкий фонтан.  Однако в нашу программу это не входит, остается полюбоваться на цветение гортензий и идти в Голубую мечеть.

Внутренний двор и Голубая мечеть

Второй стеной, гораздо более внушительной, обнесен внутренний двор мечети Султанахмет, выглядящий подобно крепости. Вход внутрь бесплатен как молящимся, так и туристам, но последним предписывается ряд ограничений. В шортах и юбках с открытыми коленями могут не пустить мужчин и женщин, плечи и декольте оголять тоже не разрешается, дамы покрывают головы. Но это все не распространяется на внутренний двор, где публика более вольно и свободно экипирована.

Парадный вход во внутренний двор Голубой мечети считается предназначенным для ее прихожан и молящихся, но никто никого не отправляет к боковому входу.

Между скандальными дополнительными минаретами – каменная преграда с неприветливыми оконными проемами, с решеткой балюстрады на крыше. Нижние прямоугольные окна закрыты такими же решетками, что и внешняя ограда. Проемы верхнего яруса закрыты светлыми щитами с отверстиями, очевидно, регулирующими освещенность в помещениях галерей. Входной портал един на всю высоту, ограничен тонкими и длинными накладными колоннами. Между ними наверху – треугольный фронтон, за ним первый купол. Необычно оформлен верх входной арки.

Галереи двора, вид на купола

Мощение площади внутреннего двора выполнено плитами разных очертаний, но выровнено и отполировано. Середину территории занимает сооружение типа беседки, ротонда с куполом, понизу огражденная. Она служит для омовения, обязательного для участников молебна. Периметр внутреннего двора образован галереями, изнутри открытыми, образованная колоннами аркада выглядит живописно. От капителей колонн проходят арки к стенным пятам, сочетание с арками стен образует паруса куполов.

Внутренний двор стамбульской Голубой мечети постоянно заполнен народом, туристы ждут окончания молитвы либо прихожане пришли заранее.

Колонны и арки, купола разных размеров и многочисленные оконные проемы – самые распространенные здесь архитектурные элементы. Куполами сплошь покрыты галереи, они на основных стенах в несколько ярусов и на дополнительных башенках. Их кровлями по оси входа образован целый каскад, который можно представить и лестницей в небеса. На входных ступенях посетители, целью которых является Голубая мечеть внутри, проверяют и исправляют недоработки внешнего облика согласно дресс-кода.

Голубая мечеть изнутри, во всем великолепии

Самыми заметными, бросающимися в глаза при входе внутрь элементами оказываются опорные колонны и цветные витражи. Причина – в массивности и высоте первых, подобных ногам слона, и в многочисленности и яркости вторых. Удивляет и очень низко висящая люстра, диаметр которой равен всему свободному пространству огромного помещения. Голубая мечеть способна вместить до 10 тысяч человек, одновременно совершающих молитвенный обряд. Важнейшие атрибуты исламского богослужения рассматриваем постепенно, они не так приметны.

Во внутреннем облике Голубой мечети прежде всего бросаются в глаза массивные опорные столбы, цветные витражи окон и высокий минбар для проповедей.

Если присмотреться к середине стены, направленной на Каабу, заметна ниша высотой в четыре яруса окон. Их три в ряду, кроме двух нижних, где находится вдающаяся в стену ниша имама, михраб. Именно там он молится на коленях, находясь повернутым к прочим молящимся спиной. Глубокие поклоны оставляют видимым только то, что ниже спины, но ведь кланяются все одновременно. Священной принадлежностью михраба, чем отличается Голубая мечеть, является привезенный из Мекки черный камень.

Атрибуты и украшения

Справа от михраба – сооружение намного выше него, с восходящей лестницей и граненым шпилем наверху. Это минбар, аналог православного амвона, откуда произносятся исламские проповеди. Следует упомянуть про отдельный сектор для исламских женщин, куда ведет отдельный вход, для всех прочих запретный. Половина купола над михрабом, аналогом христианского алтаря, украшена растительным орнаментом на изразцовых плитках. Именно расцветке самых ценных изделий обязана Голубая мечеть своим названием.

Купольные росписи стамбульской Голубой мечети, по мусульманской традиции, основаны на флористических и геометрических орнаментах.

Молодым султаном Ахметом Голубая мечеть строилась на казенные деньги, в обычаях было использовать боевую добычу. Отсутствие военных побед вынуждало правителя использовать нестандартные методы обеспечения финансирования. Он принудил производителей расторгнуть прибыльные контракты и направлять продукцию на спешное строительство. Современники отмечали разорение многих керамических фабрик из-за несвоевременности оплаты государственного заказа. Напоминает судьбу отечественных предприятий не столь давнего прошлого.

Декоративное оформление разных уровней

Отличием ислама от большинства других религий, идущим от особенностей арабского варианта мировоззрения, является декоративное однообразие. Мусульманская вера не поощряет изображения людей и животных, отсюда полное отсутствие иконописи и скульптур. Геометрические формы, узоры и орнаменты, арабская каллиграфия и расцветки – основные изобразительные средства оформления. Используются они умело и изобретательно, позволяя при такой скудности выразительных средств создавать шедевры.

Подвесные осветительные конструкции Голубой мечети занимают всю ее площадь, подвешены необычно низко, над самыми головами проходящих людей.

Группируя оконные проемы разных габаритов, зодчие предоставляли декораторам хотя бы относительный простор для творчества. Художники это использовали на практике, делая фигурными конфигурации орнаментальных росписей. В мастерстве изображения растительных орнаментов разной степени стилизации мусульманским живописцам не было равных. Хотя Голубая мечеть живописцев для оформления практически не привлекала как исполнителей, они лишь составляли узоры для изразцовых производств.

Декорирование интерьера Голубой мечети основано на использовании сочетания узорчатой изразцовой плитки с цветными витражами окон.

В первичном оформлении и последующих обновлениях значительную роль в зрительном восприятии отводилась цветным витражам. Закупку изделий венецианских стекольщиков, практикуемую первоначально, прекратили из-за политических и военных трений. Раскраска стекол применялась двух видов – геометрическая (гирих) и флористическая – ислими. Сочетание светящихся витражей с изразцовыми узорами составляло основу оформления многих исламских святынь, Голубая мечеть в их числе.

Главный купол и президентский подарок

Исключительно красочным выполнено декорирование главного купола, которым Голубая мечеть поражает до сих пор. Белый, синий и темно-красный цвета оказались достаточным набором для этой работы. Дополнительно использовали только менее интенсивные цвета узоров на некоторых элементах, в редких случаях позолоту. Не хочется углубляться в предположения по расшифровке заложенной символики, она в исламском искусстве не похожа на европейскую. Строгая ритмичная повторяемость непостижимым образом завораживает, словно калейдоскоп.

Центральный купол Голубой мечети поражает не только своим диаметром, на нем очень привлекательный орнамент из изразцов разных цветов.

На куполе мечети использована арабская каллиграфия, приравненная в исламской культуре к видам искусства. Изображены затейливой вязью, вероятно, строки из священного Корана, единственной книги мира, которую запрещено иллюстрировать. Нам и прочесть написанное не дано, хотя могут помочь гиды или путеводители. Удачно вписались в оформление купола оконные проемы с витражами, которых там более трех десятков. Более бледные орнаменты на угловых парусах еще более выделяют центр, явно символично.

В христианских храмах неоднократно приходилось видеть их макеты, позволяющие окинуть взглядом все сооружение одновременно. Как пример можно привести собор Святого Стефана в Вене, это здание взглядом не охватишь из-за грандиозности и стесненной застройки. Там макет выставлен возле входа, облегчая внутреннюю ориентировку при посещении. Европейский опыт вдохновил турецкого президента или собственные соображения, но Эрдоган преподнес макет другого храма. Сейчас Голубая мечеть им украшена, можете полюбопытствовать.

Президент Турции Эрдоган, получив в дар от саудовского короля драгоценный макет мечети в Медине, поместил его на обозрение в Голубую мечеть.

Миниатюрная копия из драгоценных материалов представляет вторую по значению святыню ислама, после Запретной мечети Мекки. Маджид ан-Набави в Медине – место захоронения пророка Мухаммеда, макет подарен Эрдогану саудовским королем. Передарив даренное, президент Турции обеспечил сувениру достойную охрану, одновременно представив реликвию широкому кругу посетителей. Голубая мечеть считается началом хаджа, обязательного для каждого мусульманина путешествия в Мекку и Медину.

Мавзолей султана Ахмета и его детище

Голубая мечеть отстоит менее чем на 100 метров к юго-западу от места захоронения своего основателя. Султан Ахмет умер в 27 лет, сразу после завершения строительства, похоронен в довольно скромном мавзолее. Позднее здесь же нашла приют его любимая жена и сыновья. Как уже отмечалось, особых военных успехов за его короткую жизнь не было. При этом султана отличала отменная личная храбрость в боях и повседневной жизни. Он едва не погиб при тушении городских пожаров в начале царствования, спасая соотечественников.

Вдохновитель строительства Голубой мечети султан Ахмет Первый, переживший детище всего на год, похоронен вблизи, в скромном на вид мавзолее.

Большую роль при дворе играла вторая жена правителя, бывшая заложница, гречанка Анастасия. Она осталась в истории с именем Кесем султан, на 40 лет пережив своего мужа. Вдвоем эта чета прекратила изуверский обычай, когда вступающий на престол старший сын умерщвлял младших братьев. Делалось это во избежание обычных на Востоке заговоров и переворотов. Ахмет не казнил младшего брата Мустафу, мотивируя не совсем здравым рассудком. Так случилось, что очередным султаном после смерти Ахмета от тифа стал именно Мустафа. Он пощадил жену предшественника и его детей, прекратив прежний обычай.

Голубая мечеть, вид от мавзолея

Оглянувшись от мавзолея основателя мечети на его детище, обнаруживаем очередной не менее фотогеничный вид. Голубая мечеть словно вырастает из паркового ландшафта своими стенами, куполами и минаретами. Призывы муэдзинов на молитву, называемые азан, здесь великолепно слышны. Лучше просматриваются и конструктивные элементы многоярусного здания, во внутреннем дворе их закрывали галереи.  Разнообразная растительность, дорожки с изящными фонарями и толпы посетителей украсят сделанные фото.

Живописный вид на Голубую мечеть открывается из парковой зоны площади Султанахмет, охватывая разнообразную растительность и красивое здание.

Своим прекрасным обликом, достойным быть символом ислама в Турции, Голубая мечеть наводит на мысль о несправедливости по отношению к собору Святой Софии. Она, мать всех христианских храмов, остается музейным учреждением. С 2006 года там даже проводятся, правда, в подсобном маленьком помещении, молебны для сотрудников. Был прецедент обращения в турецкий Конституционный суд о возвращении статуса мечети, благоразумно отвергнутый. Даже в чудеса света от 7.07.2007 Айя София не прошла из-за неопределенности статуса.

Святыни Стамбула за водяным занавесом и в сумерках

По мере приближения заката наш информационный обзор незаметно переходит к формату фотосессии. Противодействовать этому не хочется, слишком уж живописна и красочна натура для этюдов в вечерних тонах. Пронизываемые последними лучами заходящего солнца, водяные струи и столбы кажутся вырастающими до высоты минаретов. Высоченные стволы призывных башен, похожие на стартующие ракеты, превращают турецкую столицу в фантастический космодром. Очень красиво смотрится, не хочется расставаться.

Стуи воды огромного фонтана на площади Султанахмет, если подойти к нему вплотную, достигают высоты минаретов Голубой мечети и даже взмывают выше.

Прекратившие работать фонтаны первоначально вызывают досаду, испортив безмятежное созерцание. Однако успокоилась водная гладь, даже ветерок стих, и образовалось не менее чудесное явление. Голубая мечеть обрела зеркального двойника на поверхности воды бассейна, недавно кипевшего от падающих струй. Не мы одни, многие посетители остаются здесь допоздна, любуясь на бесподобное, завораживающее раздвоение. Технически зрелищу способствует умело организованная подсветка, без нее ничего бы не было.

После выключения подачи воды в фонтан, включается городское освещение и подсветка Голубой мечети, в тихую погоду здание четко отражается в бассейне.

Что характерно, наблюдатели не торопятся расходиться, наоборот, издали видимые огни на минаретах привлекают новых желающих. Не менее привлекательной выглядит и Айя София, хотя подсветка здесь явно скромнее. Сумерки заметно скрадывают расстояния до освещенных объектов, они кажутся приблизившимися едва ли не вплотную. Так бы и сидеть на лавочке до рассвета, если бы не было у иллюминации разумных часов работы. Большая удача – запечатлеть такое интересное зрелище, не часто так везет.

Иллюминацией оборудована не только Голубая мечеть, музей Айя София тоже подсвечивается и так же отражается на водной глади в тихую погоду.

Вот так путешествие в Стамбул объединило две достопримечательности, разделенные целым тысячелетием. Святыни двух разных верований, однако имеющих общих персонажей, нимало здесь друг другу не мешают. Ничто не заставляет враждовать их посетителей и поклонников, вполне уживаются нравы и обычаи. Когда-нибудь люди поймут, что мир един и неделим, а у всех религий один общий исток. Пока ученые только строят теории и пишут диссертации, углубляются в материю, вместо всеобъемлющего познания.

Но хватит философствовать, Голубая мечеть как цель обзора освещена, запечатлена со всех возможных ракурсов. Даже меняющаяся освещенность и выключенный фонтан пошли на пользу нашему репортажу. Неплохая получилась мечеть у султана Ахмета Первого, жаль, недолго он любовался плодами трудов. Приезжая в турецкую столицу, зайдите обязательно, Голубая мечеть достойна непременного посещения.

One comment


  • Avatar
    Mariypol85

    13.02.2019 at 22:38

    Очень красивая! Особенно ночью! От величия и красоты архитектуры аж дух захватывает!

Войдите, чтобы добавить комментарий