Собор Святой Софии

Собор Святой Софии

sofiiskii-sobor-countryscanner-1-1024x683.jpg

Софийский собор в Стамбуле (до официального переименования 1930 г. – Константинополе) впервые был построен римским императором Константином Великим  в 337 году, неоднократно горел и перестраивался. Сохранившийся ныне храм возведен византийским владыкой Юстинианом в 537 году, освящен и более 1000 лет оставался крупнейшей христианской религиозной постройкой. Только в 1615 году было завершено более чем вековое строительство собора Святого Петра в Риме, превзошедшего размерами Софийский собор, а точнее уже мусульманскую мечеть в этом здании.

Невиданных размеров и красоты сооружение вызывало восхищение современников. Именно созерцание этого великолепия и службы в соборе побудило посланцев киевского князя Владимира посоветовать своему повелителю, выбиравшему религию для своих подданных, остановить выбор на христианстве. Вскоре после крещения Руси, в 1052 году, произошедшая в Софийском соборе Константинополя ссора византийского патриарха и посланника Папы Римского положила начало разделению христиан на католиков и православных.

Конструкция Софийского собора была оригинальной, сочетая  продольную планировку базилики с центральным помещением и огромным куполом над ним. Опорами главного купола служил свод базилики и полукупола боковых приделов, а также гигантские пилоны из мрамора. Внешний вид собора изменений после падения Византии и воцарения на ее территории Османской империи почти не претерпел, кроме сооружения 4-х минаретов и ликвидации христианских иконостаса и алтаря внутри храма, переоборудованного в мусульманскую мечеть Айя София.

Софийский собор в Стамбуле – византийский храм, побывавший мечетью и служащий ныне музеем. Грандиозное строение более 1000 лет было крупнейшим в мире.

Облик Софийского собора и сейчас восхитителен. Храм, превращенный республиканскими властями новой Турции в музей, возвышается над историческим центром Стамбула. Добавляет живописности зелень окружающей растительности и стриженых газонов, цветочные клумбы разнообразных расцветок и особенно вздымающиеся водяные струи огромного фонтана.

Не менее грандиозное впечатление остается и после осмотра внутреннего построения здания и его убранства. Мощные пилоны и грациозные колонны из светлого мрамора, вставки из камня коричневого цвета и такие же по расцветке узорчатые полосы по контуру арок и парусов свода смотрятся очень гармонично. Паруса, или пандативы – поверхности подкупольных конструкций, обеспечивающих переход от прямоугольных планов к окружности барабана купола, использованы впервые в архитектуре именно Софийского собора. Хорошо подобрано сочетание цветов пола и опорных частей с охряными поверхностями сводов, украшенных более темными узорами.

Посетители на входе в Софийский собор поражаются грандиозными размерами внутреннего пространства, богатством и разнообразием отделки.

Здание Софийского  собора в плане – близкий к квадрату прямоугольник 75 на 68 метров, в котором выделено три нефа, широкий главный в середине и узкие боковые. Довольно сложное внутреннее устройство храма выполнено из готовых деталей наилучшего качества, во множестве изъятых из завоеванных святилищ других городов. Проходы между нефами и другими помещениями собора оборудованы с устройством прочных арок, особенно мощных в его центральной части, которая должна была выдерживать вес верхних ярусов и 30-метрового в диаметре купола. Верхняя точка купола отстоит на 51 метр от поверхности основания, возвышаясь над всеми окрестными строениями.

Сложность соединения конструктивных элементов Софийского собора поражает даже бывалых путешественников и профессиональных строителей.

Многочисленные мозаики великолепного исполнения украшали стены и своды Софийского собора. Воины султана Мехмеда Второго, занявшие столицу Византии, срубили саблями большинство шедевров на высоту, доступную для клинка в вытянутой руке всадника. Остальные изображения замазали штукатуркой, выполнив запрет ислама на изображение людей и животных – это и сохранило многие мозаики на долгие века.

Одной из самых замечательных святынь христианского мира была и осталась мозаика Деисус, изображающая фигуры Спасителя и умоляющих его о милости к людям Богородицы и Иоанна Крестителя. Даже сохранившееся не полностью, изображение выразительно и высокохудожественно. Эти качества, обычно мозаикам не свойственные, говорят о большом таланте и мастерстве авторов. Образ Христа многие века служил образцом для написания икон для множества храмов.

Сохранившаяся древняя мозаика Деисус в Софийском соборе. Христос в день Страшного суда, Богоматерь и Иоанн Креститель просят о снисхождении грешникам.

По внутренней галерее можно подняться на второй ярус собора, чтобы осмотреть его устройство и убранство с другой точки обзора. Помимо отделки ценным камнем, привлекают внимание большие застекленные окна арочной конструкции. Их привлекательность объясняется красочными витражами из цветного стекла, украшающими осветительные проемы. Другие окна декорированы позолоченными металлическими решетками. Оба варианта оформления, видимо, выполнены уже османскими художниками, поскольку все окна имеют арабские надписи.

Софийский собор хорошо освещен внутри благодаря множеству окон. Красочные витражи из цветного стекла и позолоченные решетки разнообразят и украшают интерьер.

Христианский иконостас алтаря Софийского собора не мог быть использован мусульманами из-за многочисленных ликов святых, которые исламом отрицались. Кроме того, христианские алтари ориентированы строго на восток, а мусульманский аналог – михраб должен быть обращен в сторону Мекки, при координатах Стамбула это должен быть юго-восток. Поэтому в мечети, переделанной из византийского храма, молящиеся располагаются под углом к осям здания.

Мусульманское преображение византийского Софийского собора. Ориентированный на Мекку исламский минбар, аналог христианского амвона для проповедников.

Аналогичным образом установлен минбар, мусульманский аналог православного амвона. Минбар выглядит как крутая лестница с перилами, которая служит для восхождения ведущего службу имама. Остроконечный балдахин наверху размещен над последней ступенью, куда имам не ступает, признавая этим верховенство пророка Мухаммеда.


    Pages: 1
  • 2