Софийский собор в Стамбуле (до официального переименования 1930 г. – Константинополе) впервые был построен римским императором Константином Великим в 337 году, неоднократно горел и перестраивался. Сохранившийся ныне храм возведен византийским владыкой Юстинианом в 537 году, освящен и более 1000 лет оставался крупнейшей христианской религиозной постройкой. Только в 1615 году было завершено более чем вековое строительство собора Святого Петра в Риме, превзошедшего размерами Софийский собор, а точнее уже мусульманскую мечеть в этом здании.
Невиданных размеров и красоты сооружение вызывало восхищение современников. Именно созерцание этого великолепия и службы в соборе побудило посланцев киевского князя Владимира посоветовать своему повелителю, выбиравшему религию для своих подданных, остановить выбор на христианстве. Вскоре после крещения Руси, в 1052 году, произошедшая в Софийском соборе Константинополя ссора византийского патриарха и посланника Папы Римского положила начало разделению христиан на католиков и православных.
Конструкция Софийского собора была оригинальной, сочетая продольную планировку базилики с центральным помещением и огромным куполом над ним. Опорами главного купола служил свод базилики и полукупола боковых приделов, а также гигантские пилоны из мрамора. Внешний вид собора изменений после падения Византии и воцарения на ее территории Османской империи почти не претерпел, кроме сооружения 4-х минаретов и ликвидации христианских иконостаса и алтаря внутри храма, переоборудованного в мусульманскую мечеть Айя София.
Облик Софийского собора и сейчас восхитителен. Храм, превращенный республиканскими властями новой Турции в музей, возвышается над историческим центром Стамбула. Добавляет живописности зелень окружающей растительности и стриженых газонов, цветочные клумбы разнообразных расцветок и особенно вздымающиеся водяные струи огромного фонтана.
Не менее грандиозное впечатление остается и после осмотра внутреннего построения здания и его убранства. Мощные пилоны и грациозные колонны из светлого мрамора, вставки из камня коричневого цвета и такие же по расцветке узорчатые полосы по контуру арок и парусов свода смотрятся очень гармонично. Паруса, или пандативы – поверхности подкупольных конструкций, обеспечивающих переход от прямоугольных планов к окружности барабана купола, использованы впервые в архитектуре именно Софийского собора. Хорошо подобрано сочетание цветов пола и опорных частей с охряными поверхностями сводов, украшенных более темными узорами.
Здание Софийского собора в плане – близкий к квадрату прямоугольник 75 на 68 метров, в котором выделено три нефа, широкий главный в середине и узкие боковые. Довольно сложное внутреннее устройство храма выполнено из готовых деталей наилучшего качества, во множестве изъятых из завоеванных святилищ других городов. Проходы между нефами и другими помещениями собора оборудованы с устройством прочных арок, особенно мощных в его центральной части, которая должна была выдерживать вес верхних ярусов и 30-метрового в диаметре купола. Верхняя точка купола отстоит на 51 метр от поверхности основания, возвышаясь над всеми окрестными строениями.
Многочисленные мозаики великолепного исполнения украшали стены и своды Софийского собора. Воины султана Мехмеда Второго, занявшие столицу Византии, срубили саблями большинство шедевров на высоту, доступную для клинка в вытянутой руке всадника. Остальные изображения замазали штукатуркой, выполнив запрет ислама на изображение людей и животных – это и сохранило многие мозаики на долгие века.
Одной из самых замечательных святынь христианского мира была и осталась мозаика Деисус, изображающая фигуры Спасителя и умоляющих его о милости к людям Богородицы и Иоанна Крестителя. Даже сохранившееся не полностью, изображение выразительно и высокохудожественно. Эти качества, обычно мозаикам не свойственные, говорят о большом таланте и мастерстве авторов. Образ Христа многие века служил образцом для написания икон для множества храмов.
По внутренней галерее можно подняться на второй ярус собора, чтобы осмотреть его устройство и убранство с другой точки обзора. Помимо отделки ценным камнем, привлекают внимание большие застекленные окна арочной конструкции. Их привлекательность объясняется красочными витражами из цветного стекла, украшающими осветительные проемы. Другие окна декорированы позолоченными металлическими решетками. Оба варианта оформления, видимо, выполнены уже османскими художниками, поскольку все окна имеют арабские надписи.
Христианский иконостас алтаря Софийского собора не мог быть использован мусульманами из-за многочисленных ликов святых, которые исламом отрицались. Кроме того, христианские алтари ориентированы строго на восток, а мусульманский аналог – михраб должен быть обращен в сторону Мекки, при координатах Стамбула это должен быть юго-восток. Поэтому в мечети, переделанной из византийского храма, молящиеся располагаются под углом к осям здания.
Аналогичным образом установлен минбар, мусульманский аналог православного амвона. Минбар выглядит как крутая лестница с перилами, которая служит для восхождения ведущего службу имама. Остроконечный балдахин наверху размещен над последней ступенью, куда имам не ступает, признавая этим верховенство пророка Мухаммеда.
Я могу описать, как ходила на экскурсию в этот собор. Как только ты оказываешься внутри, начинаешь понимать, что там как-то очень тихо. Вот может и странное сравнение, но кажется, что ты попадаешь во владение Святой Софии. Как правило, в таких больших зданиях во время экскурсии стоит шум, слышишь эхо от разговоров. А здесь — полнейшая тишина, звуки как-то приглушенно ощущаются. Почему так, я не могу обьяснить точно. Сама не знаю. Собор пережил много бунтов, много попыток его разнести в пух и прах и было. Ни одна не была успешной. Я с интересом отношусь к таким местам, мне кажется, что они, будто живые все чувствуют и хранят воспоминания.
С ложа императрицы открывается самый красивый вид на то, что происходит внизу. Так было продумано, чтобы оттуда наблюдать за происходящими церемониями.
Впечатлила огромная мраморная ваза. Если верить тому, что пишут, эта ваза была сделана из цельного куска мрамора. Я представляю, сколько нужно было времени и сил на работу.
Кстати, султан тоже присутствовал на некоторых действах, которые там происходили. Только для него была создана специальная комната, ограждена крепкой решеткой. Причем такое место отведено на эту комнату, что его вряд ли кто-то замечал. Султан там бывал тайно.Если кому нужно, с Зейтинбурну сюда можно доехать на трамвае Т1.
В последнее время модно сочинять альтернативную историю. Пока читаешь дома, впечатления двойственные. Но когда заходишь в это здание, понимаешь, что таки да, что-то не сходится. Постройка для храма слишком огромная. Да и как ее возвели на глазок люди, бегающие с копьями? Откуда такие точные инженерные расчеты? Как минимум, сопромат надо было знать.
На православную церковь не похоже. Зато очень напоминает внутреннее пространство католического храма в Мессине, стены которого украшают зороастрийская восьмиконечная звезда и изображение петуха, разгоняющего нечисть в зороастрийской же мифологии. Может, оба храма остались от этой персидской религии?
Следующий текст является не полным. Прочесть статью полностью. Софийский собор в Стамбуле (до официального переименования 1930 г. – Константинополе) впервые был построен римским императором Константином Великим в 337 году, неоднократно горел и перестраивался. Сохранившийся ныне храм возведен византийским владыкой Юстинианом в 537 году, освящен и более 1000 лет оставался крупнейшей христианской религиозной постройкой. Только в 1615 году было завершено более чем вековое строительство собора Святого Петра в Риме, превзошедшего размерами Софийский собор, а точнее уже мусульманскую мечеть в этом здании.