Собор Святого Стефана

Собор Святого Стефана

sobor-st-stefana-countryscanner-21.jpg

Еще в XII веке начали строить собор Святого Стефана, нынешний символ Вены и всей Австрии. В его архитектурном облике легко опознать отличительные черты разных стилей зодчества, романского и готического. Восточная оконечность храма – образец готики с продолговатыми узкими оконными проемами и высокими выступами контрфорсов. Темная острая крыша апсиды переходит в двускатную храмовую, где красуются черепичные гербовые орлы.

Недостроенную северную башню окружают леса реставраторов, продолжающих воссоздавать древнее строение. Легенда о гибели главного строителя из-за нарушения договора с дьяволом наивна, скорее всего средств не хватило. Башня превратилась в колокольню, завершившись куполом в стиле барокко. Здесь размещается крупнейший на западе Европы колокол, весом более 20 тонн. Отлили новый Пуммерин в 1950-х из металла лопнувшего при пожаре изделия 1711 года.

Южная башня имени покровителя храма вознесена над городскими кварталами на все свои 135 метров с лишним. Долгое время в Вене запрещались строить более высокие, превосходящие башню покровителя города. Возводить собор Святого Стефана пришлось многим поколениям, достройка продолжалась вплоть до XV века. Отсюда и стилевое разнообразие, с преобладанием признаков более позднего направления.

Собор Святого Стефана можно видеть с пешеходной улицы Грабен, но в основном только высотную Южную башню.

Собор Святого Стефана виден и с улицы Грабен, организовали которую ради проезда на месте бывшей площади. Сейчас решили снова превратить широкую улицу в пешеходную территорию, ради удобства осмотра достопримечательностей многочисленными туристами. На Грабен красуется Чумная колонна, по одну сторону от нее фонтан Леопольда, по другую – фонтан Йозефа. Отсюда же можно достигнуть церкви Петра и Павла с двумя колокольнями.

Собор Святого Стефана снаружи

Западным фасадом собор Святого Стефана выходит на одноименную площадь, также запретную для автотранспорта. Это древнейшая часть постройки после первого храма, освященного в 1147 году, включающая Исполинские врата и Языческие башни романского стиля, позже затронутые готикой. Привлекает внимание остроконечная крыша основного объема храма, соорудить такую конструкцию было нелегко.

На одноименную городскую площадь собор Святого Стефана выходит своим западным фасадом с Языческими башнями и Исполинскими воротами.

Заострить крышу до угла в 80 градусов решили, чтобы снизить воздействие осадков на черепицу. Капли лишь касаются поверхности и отскакивают вниз, влага на черепице не задерживается. Удивительна для культового строения расписанная оригинальным орнаментом кровля, видеть подобное покрытие храма не доводилось. Живописно оформлены боковые стены с арочными проемами разного размера, с острыми завершениями.

Сбоку от западного фасада наблюдаются контрфорсы, как и виденные перед восточным. Где только возможно, размещены скульптурные украшения религиозной тематики. Световые проемы устроены разной формы, некоторые забраны ажурными решетками. Самый габаритный проем располагается над храмовым входом, сохранить ворота удалось достаточно длительный промежуток времени.

Архитектурными деталями собор Святого Стефана представляет черты романского и готического стилей, с преобладанием последнего.

Чтобы организовать строительство такого масштабного святилища, потребовалось участие многих влиятельных персон. Первым в этом ряду принято называть маркграфа Австрии Леопольда Четвертого, деятеля 1140-х годов. Романская часть строилась при герцоге Фридрихе Втором (не путать с Фридрихом Вторым Великим, прусским королем). Готические нефы и высотные башни достраивались уже при власти Габсбургов.

Исполинские врата — рупорные, в форме арки, украшенные скульптурами в стенных нишах, датируются 1240-м годом. Внутри протяженного тамбура арки уменьшаются в габаритах, образуя открытый наружу рупор. Над дверями входа встретить прихожан и посетителей доверено лепным рельефам на библейские сюжеты. Популярность, которой пользуется собор Святого Стефана, демонстрируется толпой вокруг входа.

Исполинские ворота служат храмовым входом, ведущим посетителей в собор Святого Стефана через раструб из сужающихся арок.

По бокам от центрального светового проема расположены малые круглой формы, один решили использовать, разместив часы. Выше находится фигурный фриз из повторяющихся лепных элементов. Находящиеся среди прочих граждан персоны в красных одеяниях, один из которых забыл снять парик, скорее всего – музыканты. Видимо, прошел или готовится органный концерт, прижатый к телу альбом нот Моцарта тому свидетельство.

Внутреннее устройство и убранство храма

Строить основное помещение, которым славится собор Святого Стефана, начали еще при Рудольфе Четвертом. Происходило это в начале 1250-х годов, а в 1278-м Австрия попала под господство династии Габсбургов. Нужно видеть величественность готических нефов воочию, чтобы оценить их красоту. Ряды вытянутых арок делят помещение на три части, где размещены алтари и скамьи для прихожан.

Готические островерхие арки являются доминирующим архитектурным элементом внутренней конструкции собора Святого Стефана.

Все элементы внутреннего оформления призваны подчеркнуть устремленную ввысь конструкцию, в этом собор Святого Стефана един внутри и снаружи. Силуэты арок разделительных перегородок повторяются в устройстве сводов, словно отраженные гигантскими зеркалами. Сходящиеся выпуклые ребра придают ажурность потолку, эффект усиливают решетчатые оконные переплеты с цветными витражами.

Чтобы было где разместить зрителей, желающих послушать орган, пространство перед алтарем заставили стульями. Притягательность духовой музыки способна обеспечивать прекрасная акустика, которой характерен собор Святого Стефана. Впечатления от музыкальных мероприятий дополняют традиционные христианские ценности, которыми богат старинный храм. К таковым относится все внутреннее убранство.

Собор Святого Стефана имеет центральный алтарь с запрестольной иконой, живописующей страдания этого мученика за веру.

В религиозном оформлении собор Святого Стефана выделяется широким использованием живописных изображений. Скульптур здесь даже больше, но не настолько, как в других католических храмах, где они преобладают. Отдельного рассказа достойна епископская кафедра, настоящий шедевр ваяния из камня. Иконы в сопровождении статуй размещены в обрамлении мраморных колонн боковых алтарей, что весьма эффектно.

Кафедральным собор Святого Стефана был объявлен далеко не сразу, сказалось противодействие древнего религиозного центра Пассау. Выполнять кафедру был приглашен известный скульптор чешского происхождения Антон Пильграм, ранее делавший балкон органа. Необычность изделия в том, что выполнено из монолитной мраморной глыбы. Мастер буквальным образом смог выполнить завет великого Микеланджело – отсекать все лишнее.

Авторство вырезанной из каменной глыбы епископской кафедры собора Святого Стефана достоверно не определено.

Сложнейший орнамент обрамления кафедры содержит скульптурные портреты учителей храмовой школы, позднее признанных отцами церкви. Мастер смог не только выполнить портреты, он ухитрился вложить в них еще два смысла. В портретах отразились и четыре возраста людей, и четыре основных типа человеческих характеров. Пильграм ненамного пережил свое произведение, вскоре он скончался.

Об устройстве храма

Традиционно в католических храмах принято особо тщательно оформлять главное алтарное пространство. Не стал исключением и собор Святого Стефана, где страдания покровителя храма изображены на крупнейшей запрестольной иконе главного алтаря. Дополняется живописный образ искусными статуями, немалую роль играют цветные витражи окон апсиды. Некоторые из них уцелели с момента создания, большинство новых.

Туристическая экскурсионная группа направляется в катакомбы, находящиеся в подземелье собора Святого Стефана.

Обеспечивать прихожан сидячими местами принято у католиков издавна, в кафедральном соборе без этого тем более невозможно обойтись. Лавки здесь добротные, можно и сидеть, и преклонить колени на специальной полке. Дефилирующая от главного алтаря мимо кафедры экскурсионная группа направляется, видимо, к спуску в катакомбы. Подземная усыпальница настоятелей и более знатных персон – тоже местная достопримечательность.

Очередная фотография призвана просветить читателя обзора в устройстве и терминах, касающихся внутреннего пространства собора. Оно разделено на три нефа, южный, где движется группа туристов, посвящен апостолам, так и именуется. В его восточной части – саркофаг Фридриха Третьего. Центральный неф посвящен Христу и Святому Стефану, особого названия не имеет. Дальний от нас, северный, посвящен Богородице и святой мученице Екатерине, называют его женским.

В трех продольных нефах, на которые делится собор Святого Стефана, находится около двух десятков малых алтарей.

Помимо главного зала из трех нефов, собор Святого Стефана оборудован шестью обособленными капеллами. Основной объем насчитывает около двадцати малых алтарей, посвященных самым почитаемым святым угодникам и библейским событиям. Оформлялись престолы в общей стилистике, различия улавливаются только при внимательном рассмотрении. Колонны из цветного мрамора держат порталы, обильно украшенные скульптурами.

Второй по значению алтарь и чудотворная икона

Одним из главных сокровищ храма принято считать Винер-Нейштадтский алтарь, размещенный в конце женского нефа. Выполнить его повелел Фридрих Третий, датируется алтарь 1447-м годом. Собор Святого Стефана получил реликвию в 1884 году, до этого она находилась в монастыре города, в честь которого названа. Обитель относилась к цистерцианскому ордену, более строгому аналогу бенедиктинского.

Второй по значению и почитанию алтарь собора Святого Стефана, вывезенный из монастыря города Винер-Нейштадта, назван именем поселения.

Цистерианцы не позволяли изображать другие личности, кроме Христа и Богородицы, на видных местах. Поэтому изображения 72-х святых — на обратной стороне алтарных створок, а на виду сцены жития Девы Марии. Закрывают створки лишь на Страстной неделе и еще в некоторые праздники. Богородице поклониться желают многие прихожане, перед складным алтарем есть отдельные скамейки.

Чудотворная икона Богоматери из венгерского селения Пёч помещена в юго-западной части собора, поблизости от входа. Некто Ласло Шигри заказал ее для тамошней церкви в память об освобождении из турецкого плена. Через 20 лет, в 1696 году, образ прославился как исцеляющий. Император Леопольд Первый переместил реликвию в Вену, оставив селению копию, тоже оказавшуюся чудотворной. Даже поселение в честь образа стало Мариапечем.

Чудотворная икона Богородицы, вывезенная в собор Святого Стефана из венгерского селения Пёч, написана по заказу освобожденного из турецкого плена.

Чудотворный образ находится на невысоком подиуме, за низкой оградой из столбиков и ажурной решетки. Интересно и живописно устроено укрытие в виде балдахина на двух витых колоннах. Перед алтарем иконы установлены скамейки для почитателей, здесь же ящик для пожертвований. Но чудеса исцеления оказываются не на платной основе, излеченные искренне благодарят Богородицу. Запретить дары невозможно и ненужно, они идут от сердца.

Больной Христос, постамент органа и его автор

На стене нижнего яруса северной башни, близ спуска в катакомбы, на стене помещен необычный образ. Бюст Иисуса, изображенного по пояс, обнаженного и со скрещенными на животе руками, не похож на другие лики. Из-за искаженного гримасой боли лица он получил несколько названий, связанных с зубной болью. Однако положение рук можно трактовать как признак болей в желудке, либо другого недомогания.

На северной стене собора Святого Стефана можно видеть статую Христа с выражением лица, трактуемым как гримаса от зубной боли.

Определять заболевание по символическому изображению неправильно, да и не нуждается Христос в диагнозе. Легкомысленно подходя к священному образу, можно и постамент за необычность формы принять за купель. Тогда что же, Христов в бане получается? Не находя объяснений в доступных источниках, оставляем замысел неведомого скульптора без комментариев.

Балкон для органа иногда именуют постаментом, но разница несущественна, а красота произведения налицо. Строить постамент стали примерно тогда же, что и епископскую кафедру. Именно здесь, по описаниям, располагался первый орган 1516 года, давно утраченный. Путеводители содержат устаревшую информацию о том, что постамент оставлен пустующим, в натуре видим другое.

Органный постамент для древнейшего из трех инструментов собора Святого Стефана считается выполненным чехом Антоном Пильграмом.

Авторство постамента считается установленным точно, выполнить произведение доверили тому же чеху Антону Пильграму, что и кафедру. При этом по поводу кафедры возникают сомнения, многие источники авторство Пильграма опровергают, причем аргументированно. Нашли под лестницей на кафедру портрет скульптора с соответствующими инструментами в руках. Сходство с ранее известным портретом чешского ваятеля отсутствует.

Не замеченный ранее портрет считается теперь изображением Герхардта, автора саркофага Фридриха Третьего. Все чаще именно его называют автором кафедры, хотя утверждать это категорически нельзя. Постамент же Антон Пильграм подписал наглядно, его автопортрет помещен на видном месте. Себя скульптор изобразил символично, как несущий элемент конструкций.

Слева от одного из малых алтарей собора Святого Стефана помещен автопортрет скульптора Пильграма с инструментами в руках.

Теперь появилась версия, что таким образом скульптор выразил свою перегруженность заказами, косвенно опровергая авторство кафедры. Трактовку трех букв на ленте под портретом как Мастер Пильграм тоже ведь можно подвергать сомнению. Однако сюда Николауса Герхардта привязать невозможно, а портрет под лестницей не подписан никак.

Примеры малых алтарей

Несколько малых алтарей, которыми изобилует собор Святого Стефана, уже попадали в поле зрения при осмотре. Чтобы обеспечить читателя более полной информацией, предлагаем подборку фотографий с этими элегантными сооружениями. Перечислять всех изображенных на живописных полотнах и в скульптурах считаем ненужным. Многие знают их лучше обозревателя, а собирающиеся в Вену увидят воочию.

Если внимательно рассматривать малые алтари собора, можно обнаружить все жанры изобразительного искусства и их формы. Здесь и объемные скульптуры, и привязанные к плоскости барельефы и горельефы. Представлена резьба по камню и дереву, пластическая лепка и их сочетания. Живописные полотна соседствуют со стенными росписями и фресками, дополняются раскрашенными статуэтками.

Снова – собор Святого Стефана с улицы

Организовать пешеходную зону в районе площади у собора и на улице Грабен пришлось вынужденно. Совместить возрастающий поток туристов и автомобильное движение в стесненных условиях оказалось невозможным. Поэтому наружная соборная кафедра Иоанна Капистрана, откуда святой призывал к Крестовым походам против еретиков и османов, стала фоном для стоянки ожидающих клиентов конных экипажей.

Конные повозки у стен собора Святого Стефана готовы прокатить по пешеходной зоне города всех желающих того туристов.

Привлекательность и экзотичность поездки на старинном дилижансе очевидны, но обоняние протестует против ароматов лошадиной жизнедеятельности. Пока с этим мирятся и власти, и прогуливающиеся, экзотика еще сдерживает прогрессивные новшества. Очевидным выходом стали бы повозки на электрической тяге, без шума и запахов вообще. Наверняка поздно или раньше эта замена произойдет.

меньших размеров собор Святого Стефана предстает перед посетителями реального храма возле его старинных стен. Формула Есенина – большое видится на расстоянье, верна, но здесь не работает из-за стесненности окружающей застройки. Туристы не могут окинуть взглядом весь собор, и макет помогает ориентироваться в его сложном построении. Выполнена копия филигранно, со всеми элементами и деталями.

Уменьшенная копия собора Святого Стефана, выставленная у стен храма, отображает все его архитектурные элементы до малых деталей.

По уменьшенной копии туристы могут определить, какие части собора они будут проходить, оказавшись внутри. Найти выгодную точку наружной съемки могут любители фотографировать, которых среди посетителей множество. Оригинальным будет и фото на фоне самой модели, хотя это прельщает немногих. Подавляющее большинство переключают внимание на наружные стены, изобилующие многообразными экспонатами.

Больной Христос и резьба по камню

Одним из самых привлекательных следует признать статую больного Христа, повторяющую размещенную внутри храма. Она установлена на тонкой колонне в неглубокой нише под навесом, отгороженной перилами. Непонятен мотив такого дублирования, однако снаружи скульптура еще более выразительно выглядит из-за более разнообразного окружения. На стене живописные росписи на библейские сюжеты, еще ряд экспонатов.

Снаружи собора Святого Стефана помещена копия скульптуры страдающего от зубной боли Христа, помещенная в нишу с другими произведениями.

У правой стенки ниши — небольшой аналог классического портика из пары колонн с волютами в капителях, поперечной балки и треугольного фронтона. Это только фон для обрамления резьбы религиозного содержания, по виду очень древней. Любопытна и угловая полочка в противоположной части углубления стены, где трудно определить, резные фигурки или вылепленные. Две памятные таблички требуют более близкого рассмотрения.

Представить еще несколько образцов древнего камнерезного мастерства решено подборкой фотографий. Они различны как по времени выполнения, так и по использованным композиционным и изобразительным приемам. Мастера применяли различную технику резьбы, неодинакова глубина обработки камня и степень шлифовки изображений. Специалисты найдут разницу моментально, дилетантам необходимо вглядеться.

Иллюстрируемые древними резчиками сцены разнообразием не отличаются, все они на сюжеты библейских описаний. Изображения как одиночные, так и из нескольких самостоятельных барельефов разной формы и величины. Различна насыщенность картин персонажами, по ходу публикаций их становится больше. На последнем каменном полотне изображение весьма насыщено персонами, объектами и действиями.

Покидаем собор Святого Стефана

Покинуть собор Святого Стефана основная масса посетителей не торопится, всматриваясь в детали древнего храма. Многие не жалеют времени на круговой обход сооружения, благо никого , кроме пешеходов и редко проезжающих конных экипажей на площади нет. Рассматривают и архитектурные крупные формы различных стилей, и более мелкие элементы, вплоть до отдельных деталей.

Посетившие собор Святого Стефана в большинстве обходят его вокруг, осматривая многочисленные памятные доски.

Множество памятных досок с поминальными текстами не обозначают места захоронений. Выдающихся личностей хоронили в подземелье под алтарным пространством, то есть в крипте.

Более глубокие катакомбы содержат более 10 тысяч захоронений граждан Вены всех сословий, должностей и занятий. Входят в подземелье возле северной стены храма, выйти можно туда же либо сразу наружу.

Посетившие собор Святого Стефана получают неизгладимые и разнообразные впечатления. Религиозное благоговение перед святынями свойственно и доступно вовсе не каждому. А вот познавательное и художественное достояние впечатляет всех. Национальный австрийский символ стоит посетить всем, оказавшимся в гостеприимной Вене.