Православный храм Большое вознесение вблизи московских Никитских ворот ведет свою историю с XV века. Известные личности причастны к его возведению, и сам храм оставил след в судьбе многих знаменитых людей. Ценителей русского церковного зодчества храм Большое вознесение привлекает чистотой линий традиционных архитектурных форм, прихожан – проникновенностью обрядов, любознательные люди воспринимают все в совокупности.
Нынешний облик окружающей местности и сам храм Большое вознесение хорошо видны на снимке с высоты птичьего полета. Первая деревянная церковь здесь появилась в XV веке, в камне постройку организовала Наталья Нарышкина. Жена царя Алексея Михайловича и мать Петра I пожелала иметь церковь вблизи родового имения, поддержал ее брат Лев Кириллович, воспитатель и дядя будущего императора.
Название храма объясняется наличием поблизости небольшой ранее построенной церкви, также посвященной Вознесению господнему, которую назвали Малым вознесением.
Дальнейшая история
Значительное расширение храма задумал фаворит Екатерины Великой, князь Потемкин-Таврический, удостоенный приставки за присоединение Крымского полуострова к России. Старый храм был ему памятен тайным венчанием с императрицей, но для Преображенского полка, опекаемого светлейшим князем, он был маловат. Проект, разработанный великим Баженовым, при жизни генерал-фельдмаршала даже не начали осуществлять.
Потемкин отдал под новый храм Большое вознесение собственный двор, выделил деньги, однако из-за ранней кончины завершать дело пришлось потомкам. Начал работу в 1795 году зодчий Казаков, завершал архитектор Григорьев в 1845 году. В трапезной недостроенного храма в 1831 году венчались Пушкин и Наталья Гончарова, дом родителей которой находился неподалеку. Готовый храм Большое вознесение стал местом отпевания великого актера Щепкина в 1863 году. В то время еще не было современной колокольни, пользовались старой, на месте которой сейчас скверик (напротив новой колокольни) с памятником А.Н. Толстому.
Трагические страницы истории храм Большое вознесение начал переживать в ноябре 1917 года, когда неподалеку расстреляли около 200 юных юнкеров. Патриотов после отпевания похоронили напротив алтаря, на месте нынешнего сквера. При советской власти службы некоторое время продолжались, здесь венчали дочь Шаляпина в 1920 году. Последнюю свою литургию совершил в храме Патриарх Тихон в 1925 году, за 2 дня до своей кончины. Отпевание великой актрисы Марии Ермоловой в 1928 году еще было разрешено, но через 3 года службы запретили. Здание отдали под научные цели, в 1937 году снесли колокольню.
Храм Большое вознесение – от истории к архитектуре
Конструктивно храм Большое вознесение полностью соответствует канонам православия и представлениям о них любителей церковной архитектуры. В восточной части – большой четверик основного объема с выступающей алтарной апсидой, далее четверик поменьше – трапезная. Западную часть представляет колокольня, выполненная как часть храма.
Колокольня выстроена в начале нового тысячелетия по проекту архитектора Журова, состоит из пяти ярусов в высоту. Три нижних яруса четырехугольной формы. Верхние два – круглые. Четверик основания содержит паперть и вход в храм Большое вознесение, оформленный под портиком, опирающимся на парные колонны.
Аналогичные портики предусмотрены справа и слева от входа. Третий и четвертый ярусы использованы для размещения колоколов, при этом проемы третьего прямоугольные и оформлены колоннами, а круглого четвертого – арочные. Верхний ярус имеет круглые окошки по сторонам света и венчается куполом.
Купольные части главного объема храма и колокольни наш фотограф запечатлел на отдельном кадре. Купол колокольни заканчивается высоким шпилем с крестом, вознесенным на более чем 60-метровую высоту. Купол соборной части покоится на массивном круглом барабане с 12 световыми проемами, наверху – малый глухой барабан и яблоко с крестом. Рассматривая окружающие храм Большого вознесения строения разных эпох, можно заметить образцы влияния церковной архитектуры на облик светских зданий.
Боковой портик храмовой колокольни есть возможность рассмотреть в подробностях. Перекрытие покоится на двух парах колонн ионического ордера, отличающихся оформлением верхней части – капители с двумя крупными завитками (волютами). Под перекрытием – красочное изображение Христа между двух ангелов.
Треугольный фронтон фасада содержит изображение, обычно именуемое Всевидящим оком – треугольник с расходящимися от него лучами. Символ Святой Троицы, упоминаемый в тексте Библии, часто отождествляют с масонской эмблемой, но совершенно безосновательно. Масонство и появилось-то только в XVIII веке, а христианский символ лишь позаимствовало.