Другие детали
Вид с южной стороны на храм Большое вознесение демонстрирует сочленение вновь построенной колокольни и основного здания. В центре – стены трапезной, с которой начинали строительство и где венчались Пушкин и Гончарова.
Большое западное окно трапезной повторяет профиль купола, а вытянутые окна перекликаются со световыми проемами большого барабана. Виден боковой профиль колоннады и портика основного здания, где четверка колонн расположена равномерным рядом.
Алтарная апсида практически повторяет часть большого барабана, а ее кровля – главный купол, венчающий храм Большое вознесение. Отличие наблюдается в оконных проемах, в апсиде через один вместо окон – красочные иконы. Одна из них изображает вознесение Иисуса Христа в человеческом облике, после которого он обрел божественную сущность.
Праздник Вознесения господня, отмечаемый на 40-й день после Пасхи – один из самых чтимых в православии. Этот день издавна считается окончанием весны, завершением пробуждения природы к новой жизни.
На фреске, помещенной над входной дверью в храм Большое вознесение, изображен патриарх Тихон. Священник в ритуальном головном уборе и нимбе святого, со священной книгой в руке, по бокам – крылатые ангелы.
Святым Тихона признали в 1988 году, канонизация признала заслуги первого патриарха современности после узурпации власти над Церковью Петром Великим. Храм Большое вознесение, где за 2 дня до кончины в последний раз проповедовал патриарх Тихон, первым основал престол нового святого.
Интересные детали оформления, несущие различные символы, находятся на многих элементах здания. Стилизованные изображения цветка розы на дверных полотнах перекликаются с традиционными для католических соборов круглыми окнами.
На притолоке изображения крестов необычной формы, с расширяющимися лучами. Это сохранившаяся в христианской символике эмблема ордена тамплиеров – сообщества, возникшего после первого крестового похода и через 200 лет запрещенного.
Внутреннее убранство
Храм Большое вознесение внутри оформляли особо торжественно, авторство алтарных иконостасов приписывают Михаила Быковского, известного архитектора и реставратора. Период советской власти хотя и пощадил само здание, во многом в память о Пушкине, но внутри учинил сущий разгром. По недомыслию и злобе были уничтожены красочные росписи, иконы и другие святыни, разворована утварь.
Опытное оборудование электротехнической лаборатории по изучению молний монтировали, не щадя конструктивные элементы храма. Восстановление после передачи РПЦ потребовало огромных усилий, но сейчас храм Большое вознесение встречает прихожан и туристов во всем величии. Центральный престол в честь Вознесения украшен большим распятием с расходящимися от него лучами, иконостас сверкает позолотой и наполнен крупными образами.
Правый придел, или южный по сторонам света, называют коротко Владимирским. Посвящен он Сретению (обретению) иконы Владимирской Божьей Матери, одной из самых почитаемых в России. Церковное предание повествует, что образ создан евангелистом Лукой на столешнице семейного стола Святого семейства.
Якобы именно за ним сидели Иосиф Обручник, Дева Мария и младенец Иисус в своем жилище. Если это Лука, то написана икона в первой веке нашей эры, в Россию она попала из Византии в XII веке как патриарший подарок константинопольского владыки московскому князю. Во Владимир икону перевез князь Андрей Боголюбский, а в 1395 году образу приписывают отступление войск Тамерлана.
Северный придел именуется Предтеченским, то есть посвящен он Усекновению головы Иоанна Предтечи. Предшественник Иисуса, крестивший его в реке Иордан и прозванный за это Крестителем, погиб, казненный царем Иродом. Храм Большое вознесение имеет еще два придела, размещенные в трапезной – Никольский в честь Николы Чудотворца и Скорбященский, посвященный иконе Божьей Матери Всех скорбящих радость.
Хранит храм Большое вознесение и память о самом знаменитом событии в своей истории. Памятная доска напоминает о венчании величайшего поэта России, совершенном в его недостроенных стенах.
Торжественно оформленная надпись сделана недавно, само венчание, вероятнее всего, происходило в приделе Николая Чудотворца. По совпадению, день рождения Пушкина также пришелся на праздник Вознесения, отмечавшийся в 1799 году 26 мая.