Храм Святой Живоначальной Троицы русской общины в Афинах

Погода Kolonaki

дождь

21 °C
Ветер
3.82м/с
Давление
754 мм рт. ст.
Влажность
0 %

Храм Святой Живоначальной Троицы относится к числу выдающихся памятников византийского периода. Возведенный на месте римских бань и древней христианской базилики, он и по сей день будоражит умы современников.

Отыскать Храм Святой Живоначальной Троицы (или же Посольская церковь),  достаточно просто. Это средневековое здание, у стен которого покоятся останки последнего царского посла Елима Демидова и его супруги Софьи.

Храм Святой Живоначальной Троицы – православный приход в Афинах.

Хорошо сохранившееся, оно имеет весьма богатую историю. Вот только была ли она счастливой?

Экскурс в историю «Посольской церкви»

Первые упоминания о Храме Святой Живоначальной (Пресвятой) Троицы датируются первой половиной XI столетия. Ориентировочно он был возведен около 1031 года на щедрые пожертвования афинских меценатов, о чем свидетельствуют письмена, чудом сохранившиеся на одной из стен.

Сохранившиеся надписи на стенах храм Святой Живоначальной Троицы.

В разные времена в стенах крупнейшего средневекового сооружения Афин размещались монастыри: женский католический (с 1202 г.), бенедиктинский (с 1204 г.) и православный мужской (османское правление)..

Впоследствии оно неоднократно разрушалось:

  • венецианскими воинами, прорвавшими оборону Афин (1687 г.);
  • сильнейшим землетрясением, стершим с лица земли братский корпус и часть стен мужского монастыря, но не затронувшим  саму церковь (1701 г.);

Храм Святой Живоначальной Троицы - памятник средневековой архитектуры.

  • турецким правителем, приступившим к возведению новых городских стен (1780 г.);
  • снарядами, снесшими в период греческого восстания (1827 год) северо-восточную часть здания и купол. Уцелели лишь отдельные фрагменты фресок на алтарной стене Храма Святой Живоначальной Троицы.

Венец средневековой архитектуры

Следует отметить, что Храм Святой Живоначальной Троицы выгодно отличается не только от типичных византийских строений, но и от окружающих его массивных зданий, на фоне которых он кажется еще просторнее и надежнее.

Выполненный в форме восьмиугольника храм венчает центральный круглый купол, удачно подчеркнувший величие самого строения. Нижний барабан купола очерчивает все внутреннее пространство божьей обители.

Заниженная крыша храма Святой Живоначальной Троицы.

К слову, античным архитекторам удалось создать истинный шедевр, в котором тяжесть и сила (ощущение, создается заниженным уровнем кровли и масштабностью храмового сооружения) скомпенсировано иллюзорностью вертикального движения. Последнему способствуют расположенные по сторонам храма порталы и узенькие апсиды.

Не менее интересна и кладка стен, выполненная в привычном для той эпохи стеле – клуазоне. Для последнего характерно разнообразие орнаментов, составленных из отдельных кирпичей или камней, что придает внешнему облику храма неповторимый архитектурный колорит.

Куфтские орнаменты во внешнем убранстве храма Святой Живоначальной Троицы.

Заслуживают внимания и куфтские орнаменты, украшающие стены Храма Святой Живоначальной Троицы и имеющиеся на них керамические «тарелки». Речь идет о декоративных элементах, имитирующих старинные арабские письмена (или вязь). Ими расписана и фриза, опоясывающая южную и северную стены.

Храм Святой Живоначальной Троицы. Звонница.

Завершает образ относительно новая колокольня, три яруса которой были возведены в 1850 году с использованием желтого камня, красного кирпича и белого мрамора.

Художественное оформление храма Святой Живоначальной Троицы 

Уникально и наружное оформлении храма Святой Живоначальной Троицы, в котором опытные мастера использовали коричневый, красный и лазурный цвета, покрывающие соответственно нижнюю, верхнюю половины храма и церковные своды, на которых «сверкали» звезды.

К сожалению, из оригинального внутреннего убранства церкви мало что сохранилось. Так, невысокий мраморный иконостас, присущий византийскому храмовому зодчеству, был заменен высоким русским иконостасом, над созданием которого трудился Флоримон Буланже (в его работе был использован пантелийский и светлый паросский мрамор). Создание новых резных деревянных «царских» врат было доверено Кузьмину, а роспись иконостаса – Шамшину. Не сохранились и византийские фрески. Их место заняла роспись художника-романиста из германии – Людовика Тирса (1847 г.).

Впрочем, имеется в посольской церкви и своеобразный «тайник древностей» – облицованная «римским»  кирпичом крипта, в которой хранятся различные археологические находки, связанные с храмом.

No Comments Yet

Leave a Reply

Your email address will not be published.