Большинство гостей Швеции посещают столицу королевства, а среди множества достопримечательностей Стокгольма наиболее популярным является музей одного корабля. Здесь экспонируется единственный сохранившийся парусник Васа (Vasa), построенный в первой половине XVII века . Боевое судно интересно не только своей древностью, но и необычной историей – корабль затонул в день первого, пробного выхода в море в торжественной обстановке.
В музейные экспонаты превращаются многие отслужившие свой век корабли; но подъем и восстановление судна спустя триста лет пребывания под водой уникально. Громадное здание музея вмещает поднятый и реставрированный корпус Васа (без мачт, которые исчезли по приказу короля), а также другие подлинные экспонаты, макеты кораблей и схемы внутреннего устройства.
Окинуть взором сразу весь корабль невозможно; общее представление о нем дает уменьшенная копия – макет. Модели других судов в таком же масштабе позволяют оценить размеры галеона. Эти корабли были переходным вариантом между гребными судами и парусниками, имели исключительно боевое назначение.
Как появился Корабль Васа (Vasa)
Постройка боевого галеона, названного в честь тогдашней правящей династии Швеции – Васа, завершилась в 1628 году; корабль проектировался и строился по распоряжению и под контролем короля Густава II Адольфа. Правитель был последним мужчиной этого семейства, правящим страной; его дочь королева Кристина завершила династию своим отречением от престола, не выйдя замуж и не оставив наследников.
Густав Адольф признан самым выдающимся королем в истории Швеции; он провел прогрессивные реформы во всех областях, от образования и экономики до армии и государственного управления. Король сыграл выдающуюся роль в Тридцатилетней войне против Священной Римской империи, отсрочив объединение и усиление Германии на два века. Получил смертельное ранение в победном сражении.
Королева Кристина, дочь Густава Адольфа, взошла на престол по достижению совершеннолетия. Она была умной, но своевольной королевой, покровительствовала искусству и науке. Среди приглашенных ею в Швецию деятелей был великий Декарт, чья смерть от пневмонии подвергается сомнению из-за признаков мышьякового отравления. Переход тайком в католичество, а также социальные конфликты в стране привели к отречению от престола.
Флагман флота
Галеон Васа был предназначен возглавить и укрепить и без того сильный шведский флот; король желал видеть его самым вооруженным судном своего времени. Проектировщики пожелание правителя учли, разместив 64 боевых орудия на основной и дополнительной пушечных палубах; при этом размеры судна в плане увеличены не были.
Васа затонул прямо в стокгольмской гавани на 30-метровой глубине; верхушки 50-метровых мачт остались над водой как немой укор работе судостроителей. Глава проекта к моменту готовности корабля уже скончался, чертежи подписал лично король; его приказ срезать мачты и забыть про судно был выполнен буквально – место затопления не отметили на картах. Обнаружил корабль местный энтузиаст через 333 года.
В этом же году, на этой же верфи был построен аналогичный галеон Яблоко; его ширина была немного увеличена, а вместо каменного балласта использовались пушечные ядра. Никаких нареканий при испытаниях не было, корабль провел в составе королевских военно-морских сил Швеции более 30 лет и затонул от боевых повреждений уже при правлении другой королевской династии. Такова цена ошибки проектирования и необдуманного выполнения королевских пожеланий в случае с Васой.
Затонувший корабль Васа обнаружили в середине прошлого века; после обследования и необходимой подготовки был осуществлен подъем судна, буксировка и извлечение на берег острова Юдгорден в Стокгольме. Здание музея строили вокруг главного экспоната; осмотр галеона возможен и снаружи, и изнутри – доступны его палубы. Корабельные орудия размещены как на своих штатных позициях пушечных палуб, так и в зале музея для более подробного и удобного осмотра.
Состав экспозиции
Музей включает несколько уровней для наружного осмотра корабля, а также экспозиционные залы. Экспонаты и художественные произведения рассказывают о корабельном распорядке и жизни членов экипажа, о приемах войны на море и воинских приспособлениях для захвата вражеских кораблей. Отдельная выставка повествует о подготовке подъема судна и самой подъемной операции. Имеется отдельный зал для просмотра специально снятого фильма по истории корабля.
Отличительной особенностью королевского флагманского корабля была деревянная резьба, в изобилии украшающая корпус корабля и детали его отделки. Выполняли затейливые украшения лучшие резчики европейских стран, привлеченные к этим работам по казенным контрактам. Сюжетами украшений были герои античности и варяги Скандинавии, дикие животные и другие персонажи. Особое место занимали изображения львов – любимых животных короля, его личный символ.
Музейные залы вмещают множество разнообразных экспонатов. Несмотря на губительное действие морской воды на металлические предметы, часть из них сохранилась благодаря погружению в морской ил; теперь пушечные ядра, цепи и абордажные приспособления выставлены в витринах.
Кроме реального корабля Васа, восстановленного усилиями реставраторов, в музее представлены наглядные разрезы судовых палуб и помещений. Видно размещение балласта из каменных глыб в нижних отсеках, склады вооружений и боеприпасов, каюты для членов экипажа. Схематические макеты выполнены очень реалистично; изображаемое на них понятно без комментариев экскурсоводов и пояснительных табличек.
Корабли более поздней постройки, нежели галеон Васа, могут принимать посетителей до сих пор. Российский Крузенштерн и американская Конституция до сих пор под парусами совершают дальние походы; принимает посетителей и способна к передвижению Аврора, участвовавшая в военных действиях и революционных событиях. Доступны для туристов суда полярных исследователей и знаменитых путешественников; однако самый древний сохранившийся парусник популярнее большинства прочих судов – музеев.
На каникулах буду проездом в Стокгольме, буквально несколько часов. Знакомые советуют посетить эту экскурсию. Говорят, понравилось. Кто был, посоветуйте: стоит ли? Или лучше потратить эти пару часов на прогулку по центру города?
Центр Стокгольма маленький. От музея этого корабля до центральной площади, на которой хрустальная башня пешком получается минут 20-30 идти. Корабль красивый. Посмотреть на него с близкого расстояния — впечатляет.
И еще, там в двух шагах находится музей Юнибакен. Это музей по произведениям Астрид Линдгрен. Если нравятся ее произведения, то будет интересно там побывать.
Астрид Линдгрен с детства обожаю, с удовольствием бы заглянула в музей. А как Вы думаете, если на каждое место (центр, корабль, музей) уделить по часу, получится ли хотя бы общее представление о городе получить? Или лучше не разбрасываться и оставить музей на следующий раз?
Музей Васа строился вокруг этого одного корабля. То есть не корабль поставили в музей, а здание построили вокруг корабля. Побывать на нескольких этажах и все посмотреть хватит одного часа точно. А вот в Юнибакене я зависла )). Много воспоминаний детства, которые связаны с героями рассказов. Пеппи длинный чулок, Мадикен и Лисабет, Эмиль из Лененберги… Кто читал, тот явно получит массу эмоций.
Скажите, может быть кто-то в курсе, есть ли какие-то достопримечательности или что-то вроде музея, связанное с легендарными «АВВА»? Есть ли смысл отправляться в Швецию с такой хрестоматийной «фанатской» целью?
>
Спасибо за информацию! Думаю, на него обязательно нужно постараться выделить больше времени. Мне кажется, лучше заглянуть туда хоть на немного, чем не заглянуть вообще и потом жалеть. Все-таки место очень колоритное и необычное, как я могу судить по фото в Интернете.
>
Знаю точно, что в Стокгольме есть музей АВВА. У меня знакомый — их фанат, был в этом музее. Остался в восторге. Там выставлены всякие вещи, связанные с группой: костюмы, концертные афиши, есть большой музыкальный магазин, где можно купить диски и разную атрибутику. Можно даже спеть любимые песни в специальной комнате
>
Лучше взять там аудиогид и с ним ходить, а не просто так. Надеюсь, он там есть) Просто у нас был наш гид, который и вёл экскурсию, поэтому, конечно же, аудиогид был не нужен. Да и я изучал шведский как второй язык, поэтому кое-что о корабле знал.
>
Да, там был аудиогид, к тому же еще показывали фильм о корабле, поэтому впечатления от экскурсии остались самые полные. Ничуть не пожалела, что выделила время и отправилась туда! Очень интересный музей, корабль великолепен, восхищена этой громадиной. Думаю, если была бы еще раз в Стокгольме, пошла бы снова посмотреть на него. 😀 Часа действительно хватило, чтобы обойти все этажи и все осмотреть. Внутри музея есть неплохое кафе и большой сувенирный магазин, время можно провести интересно.