Описывать второй монастырь Цамбика одновременно и легче из-за общего повода строительства, и труднее, ибо многое уже сказано. Именно внизу хранится подлинник чудотворной иконы, но обряд считается действеннее, если проводится в верхнем храме. Однако случается это единожды в год, страждущих исцеления это не устраивает. Поэтому отработан ритуал, который задействует и верхний, и нижний монастырь Цамбика. Это упрощает жизнь простых туристов, желающих видеть подлинник без горного похода, больные же готовы на любые процедуры.
Тем более, что и им вышло послабление, ранее к верхней часовне на коленях ползли. И не жаловались при этом, сейчас же ходят прогулочным шагом и говорят о трудностях. А мы должны сначала разобраться во взаимном расположении одноименных, но таких разных храмов. Однако и наши трудности минимизированы, на одном фото нанесены и подписаны оба объекта. Зная, что восточнее непременно Средиземное море, ситуацию поймет даже двоечник по географии, если буквы выучил.
Поскольку уже побывали на вершине, куда неясным образом попал чудотворный образ, обратимся к хранилищу иконы. Нижний монастырь Цамбика расположен возле оживленной трассы. попасть в обитель несложно. Несколько зданий на огороженной территории не теснят друг друга, вокруг много растительности. Строения из белого камня, с кровлями из черепицы, размерами не поражают. Храмовое здание построено по типу базилики, вход с запада, алтарная часть направлена на восток.
Посетим монастырь Цамбика (нижний)
Внимательные читатели заметили на заглавном фото монастырских ворот два флага, государственный и церковный. Последний – желтое полотнище с византийским орлом. Это сочетание подчеркивает положение церкви в государственном устройстве. Православие в Греции по Конституции — государственная религия, священники по сути чиновники на зарплате. В то же время они явно ближе к своим прихожанам, пользуются всеобщим почитанием. Внутри храмы этой страны имеют отличия, начиная с притвора.
Притвор в здешних храмах не только место переодевания, где предлагаются длинные юбки. Здесь фактически начинается служба, священник читает часы, затем вместе с прихожанами проходит внутрь. В притворе размещены религиозные атрибуты и украшения, информация о церкви и ее реликвиях. Для установки свечей предусмотрено специальное помещение с вытяжным устройством, там же берутся свечи. Прямой оплаты нет, но стоит ящик для пожертвований по возможностям каждого, посещающег монастырь Цамбика.
Одно из основных отличий внутреннего убранства – ряды сидячих мест, именуемых стасидиями. Они отличаются и от русских лавок, достаточно редких, и от обязательных католических скамей с подножками для коленопреклонения. Алтарный иконостас привычного устройства, перед ним – высокие подсвечники, поразительно похожие на трезубец Посейдона. Привычных шестиугольных подсвечников и прямоугольного кануна здесь нет. Пол украшен традиционной мозаикой из двухцветной гальки, уложенной национальным орнаментом.
Яркий солнечный свет на фотографиях выхватывает отдельные участки храмового объема, большая часть находится в тени. Тем не менее впечатление о внутреннем убранстве храма формируется, оно несколько скромнее привычного в России. Зато лики святых угодников на образах не затмевается позолотой их окладов. Нет нужды занимать внимание прихожан внешним великолепием иконостаса, когда они видят спину обращенного к алтарю священника. У греков служба ведется лицом к людям.
Ближние планы иконостаса и образов
Многие греческие церкви, и монастырь Цамбика в том числе, обильно декорированы художественной резьбой по дереву. Выполнены орнаментальные украшения поистине виртуозно, что при ближайшем рассмотрении поражает и вызывает искреннее восхищение. Узоры использованы в основном растительного характера, с включением религиозной символики. Объемность рельефного обрамления оттеняет красочную иконопись, сочетаясь по тематике рисунков с каймой из камешков на приступке амвона.
Еще немного о необычных подсвечниках, похожих на орудие морского бога древних греков. Вблизи они выглядят исключительно внушительно и торжественно, особенно в верхней части. На узорчатых дисках выставлено по три свечных оправы, схожие с античными колоннами древнегреческих святилищ. Столь ярко эти аксессуары выделяются и бросаются в глаза блеском бронзы опять-таки из-за отсутствия позолоты киотов и окладов.
Наконец, появляется возможность подойти поближе к главной святыне, ради которой и построен монастырь Цамбика. Это вовсе не центральный образ на предлагаемой вниманию фотографии, а небольшая икона слева. Небольшая, но красочная позолоченная рамка содержит еще более миниатюрный образок. Изображение почти полностью закрыто серебряным окладом с чеканными украшениями, оттого-то икона и пускала светящиеся зайчики. Внутри багета, на темной подкладке. Греческая надпись Панагия Цамбика в две строки.
Центральная икона справа от реликвии намного превосходит ее по размерам, массивная рама еще более красочна. Под окладом из серебра практически невозможно рассмотреть изображение, но можно предположить, что это более поздняя увеличенная копия. Подтверждение этому – многочисленные пупсики и серебряные благодарственные таблички, которыми увешена рама образа. Скорее всего, для подобных сувениров она и предназначена. На подлинник столько даров не уместится.
Монастырский дворик
Свое гостеприимство монастырь Цамбика выражает благоустройством территории, где множество скамеек для отдыха паломников и туристов. Есть даже столики в тени деревьев, где желающие из числа запасливых могут перекусить. Привлекательно оформлен миниатюрный павильон, где можно набрать воду чудодейственного источника, освященную на месте. Собирающимся совершить восхождение к часовне на горе запас воды для питья совершенно необходим. Чистота вокруг идеальная, а безлюдие объясняется просто.
Не только монастырь Цамбика и прочие церкви, все общественные заведения соблюдают сиесту, средиземноморский послеобеденный отдых. Посещение их в это время не то что бы запрещается категорически, но откровенно не приветствуется. Однако заранее вежливо договорившимся идут навстречу, любезно предоставляя возможность посещения. Вообще дружелюбие и приветливость греков вполне достойна именоваться чертой национального характера. Здесь всегда нужно громко и радостно отвечать на приветствия, независимо от знания языка.
Ответившего невпопад простят или учтиво поправят, на молчащих в ответ на приветствия смотрят явно неодобрительно. Так что перед поездкой не поленитесь разобраться хотя бы с греческими приветствиями. Мелодичный красивый язык не может не нравиться, тем более, что с русским есть отдаленная схожесть. Влияние Византии испытали обе наши страны, не зря двуглавые орлы схожи на флаге греческой церкви и нашем гербе. Тем более Греция – единственное законодательно провозглашенное православное государство на планете.
Архитектура античности лежит в основе всего современного зодчества, она определила основные элементы и виды опорных и декоративных конструкций. Наиболее ярко наследие древних греков просматривается в парадных зданиях религиозного и светского назначения. Однако и в бытовых, и в культовых строениях повседневности распознать это затруднительно. Рядовые церкви, каковой является монастырь Цамбика, выглядят гораздо скромнее. Их здания либо крестового строения, либо продольного, как здесь.
Взгляд сверху на монастырь Цамбика
Высотной фотографией объекта посещения и его окрестностей заканчиваем рассказ о двух монастырях одной реликвии. Как и только что виденное подсобное здание, храм и колокольня построены с неоднократным использованием арок. Входные у самой церкви приземистые, почти полукруглые, на ярусах звонницы – более вытянутые. Из приметных элементов замечаем балюстрады вокруг площадок колокольни, необычную конфигурацию церковной крыши и арку с колоколом возле фронтона со ступенчатой верхней кромкой.
Путешественники по Родосу, посетившие монастырь Цамбика, получают полное впечатление об устройстве греческих церквей. Однако приехавшие с целью заведения ребенка благодаря чудодейственной иконе должны быть готовыми к неординарному обряду. Кроме похода на вершину, это прежде всего проглатывание фитилька от прогоревшей свечки в форме младенца. Затем предложат запить его освященным оливковым маслом, им же смажут кожу на животе. Завершится процедура подпоясыванием веревкой из козьей шерсти.
Все необходимые аксессуары для обряда монастырь Цамбика предоставляет за символическую плату. И не пренебрегайте контактом с партнером, чтобы он не уподобился ревнивому турку из нашего повествования. Остальным посетителям платить ничего не нужно, кроме добровольного пожертвования, если ставите свечи за упокой или за здравие. Ничего не будут стоить незабываемые впечатления от совершенного паломничества. Обязательно включайте монастырь Цамбика в программу своей поездки, будете довольны наверняка!