Московский музей современного искусства в Ермолаевском переулке – одна из пяти выставочных площадок, приобретенных Зурабом Церетели для своего детища. Располагается филиал в здании 1915 года постройки, бывшей собственности архитектурного общества столицы. После роспуска организации сменило несколько хозяев, в итоге досталось предприимчивому мэтру. Использовался московский музей современного искусства в Ермолаевском переулке для персональных и тематических выставок, сейчас он закрыт и переоборудуется в Образовательный центр.
Несомненные архитектурные достоинства здания демонстрирует его фасад, выходящий на проезжую часть. Шесть колонн коринфского ордера поддерживают портик с балюстрадой над верхним этажом здания. Приметны и обрамления оконных проемов второго этажа, оканчивающиеся треугольными фронтонами.
Проектированием здания занимался архитектор Дмитрий Марков, это самая значимая работа бывшего заместителя председателя общества архитекторов. Его руководителями были известнейшие зодчие Шехтель и Щусев, что не спасло организацию от роспуска в 1932 году. Само здание обрело статус объекта культурного наследия федерального уровня, защищающий от посягательств на изменение внешнего облика.
Юбилейная выставка фотографа
Среди последних перед перепрофилированием мероприятий, которые осуществил московский музей современного искусства в Ермолаевском переулке – выставка фотохудожника Сергея Борисова к его 70-летию. Располагается экспозиция на двух этажах, занимая несколько помещений. Первый просторный зал представляет более ранние работы, датируемые началом 80-х годов прошлого века. Узнаваем портрет Виктора Цоя, еще до признания и известности (1986 год). Ниже – фото Курильщики, где Гребенщиков прикуривает у Георгия Гурьянова.
Остальные фотографии расположены в один ряд и занимают весь периметр помещения. Выделяется большим форматом снимок на торцевой стене зала, изображающий стелу памятника покорителям космоса с бегущим вверх человеком. Среди размещенных в этом зале изображений фотография Восхождение – самая поздняя, она выполнена в 2002 году.
Второй зал, где московский музей современного искусства в Ермолаевском переулке выставил работы Сергея Борисова, поменьше предыдущего. В нем заметен стенд, содержащий печатные издания о фотохудожнике, а также многочисленную периодику, публиковавшую его фотографии.
Вывешенные здесь работы объединены одной характерной чертой, присущей творчеству Сергея Борисова. Любые исторические памятники, здания и сооружения служат ему лишь фоном для персонажей, их действий или статичных поз. На крупном снимке – карнавал на фоне Большого театра, показывающий прежде всего не театр, а действие у его стен. На меньших снимках фоном служат Кремль, Лужники и Московский университет.
Студия 50А – детище Сергея Борисова
Помещение поменьше посвящено начальному этапу творчества Борисова, созданной им Студии 50А. На дальней стене размещена подборка конвертов для граммофонных пластинок звезд советской и российской эстрады, украшенных их парадными портретами, на которых тогда специализировался фотограф. Ныне эти средства записи и воспроизведения звука практически забыты, проигрыватели пластинок сохранились в малом количестве. Эстрадные исполнители 80-х годов и позднее продолжают отдавать предпочтение Борисову при фотосъемке для различных надобностей.
Как конверты, так и стены посвященного Студии 50А помещения демонстрируют нынешних ветеранов эстрады совсем молодыми, и если они посетили экспозицию, то не обошлось без ностальгии. Московский музей современного искусства в Ермолаевском переулке не оставил без анонса одну из последних выставок. Да и юбиляр едва ли поскупился на персональные приглашения героям и спонсорам собственных произведений. Правда, не все герои до наших лет дожили, об этом напоминает большое фото Высоцкого на правой стене.
Еще один зал Борисова
Чтобы попасть в последний зал, который московский музей современного искусства в Ермолаевском переулке выделил под выставку Борисова, нужно воспользоваться межэтажной лестницей. Царящий здесь полумрак подсвечен только светящимися цветными огоньками, и неизвестно, обычная ли это новогодняя гирлянда либо авангардистское произведение.
В этом просторном помещении демонстрируются в том числе произведения для взрослых, из-за которых экспозиция выставки доступна посетителям с 18 лет. Крупными габаритами выделяется работа Студентка, героиня которой изображена топлесс. Не постесняемся показать и пару фотографий вовсе в стиле Ню, коли они имеют место здесь быть. Экспрессия и эпатаж танцовщицы с утюгами очевиден, а вот девушка с веслом вызывает не больше эмоций, чем статуя в парке. В целом ретроспектива произведений популярнейшего фотохудожника вполне удачно представляет его творчество и дух ушедшей эпохи. Немецкое название экспозиции – Zeitgeist переводится как Дух времени, и с этим обозреватель согласен.
Работы Александры Митлянской
Параллельно с предыдущей, московский музей современного искусства в Ермолаевском переулке проводил еще одну выставку. Анонс ее внимательные читатели обзора прочли еще на заглавной фотографии музейного входа. Затемненный зал оснащен несколькими экранами разных размеров, размещенными как на стенах, так и на полу помещения. Дело в том. Что жанр произведений Александры Митлянской не совсем обычен, — это краткие, почти мимолетные видео.
Выставка называется Между прошлым и будущим, повторяя название одной из работ молодой художницы. На морском берегу одинокий персонаж присел. Похоже. На стол для малого тенниса. Подстриженное недавно дерево стоит в стороне от уже отрастивших ветви после такой же процедуры, проведенной ранее. Богатое ассоциативное мышление автора обросло уже множеством толкований, в основном заумного характера.
Уже в декабре текущего, 2017 года московский музей современного искусства в Ермолаевском переулке вновь примет посетителей. Объявлено, что он будет выполнять функции культурного просвещения, став Образовательным центром музейного объединения. Что же, выставочных площадей хватает в остальных его зданиях. Можно вспомнить посещение главного, на Петровке, или филиала на Гоголевском бульваре.