В Москве есть разные музеи, порой неожиданные для восприятия. Многим из гостей столицы доводилось увидеть странную аббревиатуру «АЗ». И если для обывателя данная комбинация букв ни о чем не говорит, то ценитель искусства обязательно подумает про музей Зверева.
Один из юных музеев Москвы, расположившийся в уютном особняке, носит имя Анатолия Зверева. На всех своих творениях живописец оставлял подпись АЗ. Именно по этой причине частный музей и решили назвать «АЗ».
Открытие музея Анатоия Зверева состоялось весной 2015 года на средства мецената Наталии Опалевой, которая подарила ему личное собрание. Коллекция музея насчитывает более полутора тысяч картин одиозного художника и более пятисот работ прочих нон-конформистов (Краснопевцев, Плавинский и пр). Внесла свою лепту в коллекцию музея (а это 600 работ художника) и Алина Костаки — дочь известного коллекционера Григорий Костаки, который высоко ценил творчество Анатолия Зверева и собирал рисунки и эскизы художника.
Так кем же был гениальный живописец? Во второй половине ХХ столетия художественная богема заговорила о странном бомже, руки которого творили настоящее волшебство. Анатолий ходил по столичным закусочным, где только лишь при помощи окурка и кетчупа мог рисовать сногсшибательные портреты, которые впоследствии продавал за «сто граммов беленькой». А сегодня картины бродяги, которого сам Пикассо назвал «лучшим русским рисовальщиком», оцениваются в миллионы. Именно поэтому среди его творений можно увидеть огромное количество подделок. В настоящее время его картины можно увидеть в коллекциях мировых музеев.
Биография художника
Анатолий Тимофеевич Зверев родился в 1931 году в Москве. Первой награды за свои труды он удостоился в 4 года. За картину «Уличное движение» его наградили портретом Сталина.
Невиданную свободу картин живописца впервые заметил известный в то время актер — Александр Румнев. Благодаря ему художественная богема узнала о талантливом художнике.
Наследие художника велико — около тридцати тысяч работ (коллажи, портреты, картины, графика, натюрморты). И на каждую из картин он тратил всего двадцать минут! Главные характеристики работ мастера — легкие и выразительные линии, уверенность штриха и точность рисунка. И, конечно же, неимоверная энергетика мазков, которую невозможно подделать.
Невиданная свобода легла тяжким грузом не только на рисунки живописца, но и на его жизнь. Огромная популярность его творчества могла бы приносить большие деньги. Но только не Анатолию Тимофеевичу! Перед народом он предстает в маске пьяницы и бродяги, под которой кроется талантливая, высококультурная и остроумная личность. Ярким свидетельством того являются его стихи, трактаты и дневники. Он был исключительно грамотным человеком, несмотря на то, что закончил всего 8 классов средней школы.
Родные и близкие знали его как ранимого человека, который при любой возможности стремился помочь каждому. Продолжительное воздействие алкоголя нанесло свой отпечаток, его психика была поражена. Отсюда вспышки гнева, ярости, злобы.
Первая зарубежная выставка гениального художника состоялась в Париже (1965 год). С нее началась не только популярность во Франции, но и гонения в СССР. Умер Зверев в 1986 году.
Немного о музее
Художественная экспозиция располагается на трех этажах, но Вместимость музея невелика — около 60 человек, поэтому его работа организовывается по сеансам. За время сеанса посетитель может посмотреть экспозицию, фильм, попить горячий кофе на крыше музея или же погулять по внутреннему дворику, засаженному цветами. В будущем планируется возвести здесь постамент великому гению живописи.
На сравнительно небольшой территории музея АЗ гармонично реализуются самые смелые дизайнерские подходы, касающиеся выставок.
Совсем маленькие комнатки визуально кажутся довольно огромными. Смелые дизайнерские идеи! Тематические экспозиции музея Зверева меняются через каждые два-три месяца. Постоянную выставку открывает автобиографический раздел с автопортретами гения. Из других тематических разделов стоит отметить воздушные натюрморты, портреты, анималистику, ню, иллюстрации к произведениям многих писателей (Андерсен, Гоголь и др).
Каждая выставка музея Зверева — это упорный и кропотливый труд медиахудожников и дизайнеров, которые трудятся над созданием неповторимого облика выставочного пространства. Например, как этот. Потрясающе!
Во время проходившей выставки «Сказки Андерсена» первый этаж был посвящен сказке «Русалочка». Посетителям демонстрировался оригинальный короткометражный фильм, в котором проводилась параллель судеб Андерсена и Зверева. Десятиминутный ролик Апостольской рассказывал о том, как сквозь столетия пересеклась судьба датского сказочника и московского художника.
Пространство второго этажа было посвящено сказке «Дикие лебеди» и «Новое платье короля». Создателем музыкального оформления последней сказки была Ираида Юсупова. Ей принадлежит идея соединить отрывки собственной музыки с музыкальными произведениями Равеля и Стравинского.
Движущийся объект Т. Баданиной «Дикие Лебеди» лишь только начав двигаться, превращается в стаю белых лебедей, парящих в облаках. Интересное и захватывающее дух зрелище!
На втором этаже музея Зверева так же находится кинетическая инсталляция А. Бартенева, названная «Нитями обмана». Остается только додумывать, что это — ткацкий станок или пришелец с загадочной планеты Х.
На третьем этаже музея Зверева посетители попадали в настоящую сказку, оказывшись в роскошном дворце китайского императора. Отовсюду слышались чудесные, заливистые трели соловья, о котором нам рассказывал Ганс Христиан Андерсен.
Китайский император, расположившийся на третьем этаже музея, не выглядит сентиментальным. Возможно, это всего лишь сдержанность, присущая жителям Поднебесной.
Пение позолоченного соловья, созданного Р. Серажетдиновым, впечатлит каждого посетителя музея Зверева, независимо от пола и возраста.
Волшебные трели можно было услышать, стоило только подойти к механизму и покрутить его ручку.
Покрутил ручку — и вот по всему помещению слышно веселое, птичье пение. По углам экспозиции размещены прозрачные витрины, в которые заключены маленькие листочки. На них изображены иллюстрации к сказкам, написанные рукой талантливого художника.
Проходят в музее Анатолия Зверева мастер-классы, на которых каждый желающий может оформить любимую сказу или даже сочинить свою историю, сопроводив ее собственноручными иллюстрациями.
Музей АЗ стал местом реализации и других интересных проектов — музыкальных программ, лекций и кинопоказов.
Практическая информация
Работает музей Анатолия Зверева ежедневно, кроме понедельника. Входной билет стоит 400 рублей. Для учащихся и льготных категорий действует скидка или предоставляется право бесплатного посещения. В стоимость билета входит набор флаеров и чашечка кофе.
Добраться до музея Зверева можно на метро (станция «Маяковская») либо автобусе (остановка «Ул.Юлиуса Фучика»)
Не поверите, но только от вас узнал о данном художнике. Прочитал статью и «пошел» в интернет, смотреть, что за художник. Минут сорок не мог прийти в себя от увиденного. Конечно картины с экрана, это не совсем то, но техника мастера захватывает. Не знаю? попаду ли я когда-нибудь в данный музей, но за «знакомство» с гением спасибо отдельное.
>
А оно и не удивительно, музей никто не рекламирует, там сугубо узконаправленная коллекция собрана. Тут оценить может только настоящий профессионал. Я думаю, для общего развития будет хорошо посетить его. К примеру, если будет возможность, можно поместить его в экскурсионную программу для туристов. Познавательно для приезжих узнать что-то новое. Картины хороши. Я бывал там разок, был в восторге от атмосферы.
В этом музее меняются экспозиции, но как они представлены стоит того, что бы на это посмотреть.
А вот я совсем не в восторге от музея АЗ. В прошлом году мы были на выставке, посвященной иллюстрациям сказок Г.Х.Андерсена, и было, конечно, зрелищно, но на каждом этаже было всего по 2-3 оригинальных работы, а все прочее — зеркала, блеск, шум, какие-то мультимедийные инсталляции, не имеющие никакого отношения к жизни и судьбе художника. Маленьким детям, может быть, это и было интересно, но не увлекающимся искусством. Этот музей готовы посещать только в те дни, когда свободный вход.
Когда мне было лет десять, тётя повела меня на выставку советских художников в Манеж. А потом поинтересовалась, какая картина больше всех понравилась. Я уверенно ответил, что это автопортрет Анатолия Зверева, хотя среди тысяч других полотен, работа небольшого размера в серых тонах внешне ничем не выделялась, а имя автора было мне неизвестно, но запало в память. Рассказывают, что он мог создать шедевр за пять минут при помощи веника, куска картона и первой попавшейся краски. Очень жаль, если вместо коллекции в музее чей-то бездарный креатив.