Московский частный музей Ар Деко – первое из собраний, посвященных этому направлению в искусстве 20-30-х годов прошлого века. Своеобразие и специфика произведений проистекают из сочетания модернизма, кубизма и экспрессионизма с элементами технического дизайна. Основой экспозиции послужила личная коллекция основателя, предпринимателя и мецената Мкртича Окрояна. Просторные помещения бывшей фармацевтической фабрики переделаны в изысканно оформленные выставочные залы, достойные элитных произведений.
Специфичность произведений стиля, который представляет музей Ар Деко, в их предназначении для украшения изысканных интерьеров. Бронзовое литье с драгоценными покрытиями, слоновая кость, лучшие поделочные минералы были исходными материалами скульптурных шедевров. Стиль ар деко и его предшественник ар нуво обнаруживается также в произведениях живописи, мебельного и декоративно-прикладного искусства.
Представляем музей Ар Деко
Штучность и уникальность экспонируемых работ предопределила своеобразную организацию выставочного пространства. Музей Ар Деко, располагая значительными площадями, разместил экспонаты достаточно рассредоточенно для полного рассмотрения каждого. Здесь любой постамент, консоль или подставка – произведения искусства, тем более размещенные на них статуэтки. Тексты с пространными пояснениями словно прикрывают некое пространство для общения любителей искусства.
Продуманное оформление залов проявляется даже в контрастном половом покрытии, в выборе портьерной ткани. В сочетании с мягким рассеянным освещением это позволяет сосредоточиться на осмотре непосредственно произведений. Фабричные помещения после уборки аппаратуры и конвейерных линий оказались достаточно просторными, чтобы со всех сторон обозревать все выставленные экспонаты. Торцевая стена полностью занята большим панно Пьера Бобо из бального зала Нью-Йорка, где выступали все великие джазмены и группы.
Названное пространством для общения место за информационными щитами на самом деле – начало экспозиции. Демонстрируются именно зоны коммуникации, оформленные в стиле ар деко для различных интерьеров. Здесь и броский фантазийный мебельный набор для прибывающих в фешенебельный отель, и более серьезные комплекты. Приметы стиля можно обнаружить и в декоративных элементах вокруг целевых групп экспонатов.
Целиком ориентированный на украшение жизненного пространства, стиль ар деко отвечал запросам определенной части общества. Именно между двумя мировыми войнами буржуазия стала не прослойкой, а основной составляющей общественного устройства. Финансовая успешность породила высокие культурные запросы, художественные вкусы предполагали роскошь ведущим качеством произведений искусства.
Некоторые произведения и их авторы
Основой собрания господина Окрояна является почти полное собрание работ румынского скульптора Деметра Чипаруса. Преобладающей натурой этого ваятеля были танцующие девушки, изредка – пары. Некоторые статуэтки имеют портретное сходство с ведущими солистами Русских сезонов Сергея Дягилева. Работы отличаются скрупулезностью проработки всех деталей, от физиономий и фигур до тканей и складок одежды.
Именно руками Чипаруса выполнена стоящая на столе статуэтка танцовщицы, застегивающей туфельку. Мастера мебельных изделий указаны на табличках каждого экспоната, это же относится к скульптурам и картинам. Раскрашенные статуэтки на комоде выполнены другим деятелем ар деко, Гертой Готтштайн, работавшей под псевдонимом Гердаго. Бронзовые фигурки с цветным эмалевым покрытием иллюстрируют предполагаемое художницей развитие моды. Прожив до 97 лет, она лично убедилась в ошибочности прогнозов.
Еще одна группа шедевров эпохи джаза, как иногда именуют время стиля ар деко, представлена следующим фрагментом экспозиции. Интересный оформлением края столешницы массивный стол выполнен мебельщиком Тришаром, кованые из стали стулья – Эдгаром Брандтом. Один из выдающихся мастеров ар деко, скульптор Альфред Джорель, виртуозно создал привлекательную Обнаженную с павлинами.
Сочетание белоснежной девичьей фигурки и позолоченных длиннохвостых красавцев могло бы украсить самый изысканный интерьер. Среди других экспонатов относительно скромно выглядит шкаф в египетской стилистике, что в левом углу. Интерес к культуре и искусству Египта усилился после открытия гробницы фараона Тутанхамона. Бронзовый позолоченный фазан наверху исполнен с высокой степенью проработки оперения птицы, автор – Александр Келети.
Экспонаты без названий и авторов
Одним из отличий хранилища является то, что музей Ар Деко не имеет вообще выставочных витрин. Кабинетный способ демонстрации экспонатов удобен для зрителей, допускает осмотр с разных ракурсов. Лишь изредка экспонируемые произведения размещаются на подиумах, которые сами не являются экспонатами. Приводим пример такого выставочного пространства, не называя авторов размещенных работ.
Экспонаты здесь разноплановые, традиционные статуэтки на подставках из оникса и мрамора соседствуют с фигурой на этажерке. Деревянные конструкции возвышают над подиумом и без того высокие картины, стилизованные под иконопись. Своеобразна фоновая вставка на стене, выполненная из зеркальных полосок в елочку. Симметрично расположенные парные шкафы сочетают солидность с некоторой декоративностью.
Еще несколько фрагментов экспозиции
Основное число экспонатов музей Ар Деко размещает на предметах меблировки, относящихся к демонстрируемому стилю. Наряду с красочными статуэтками на антикварном комоде, одна помещена внутрь, за стеклянную дверцу. Достигается впечатление использования предметов искусства в украшении домашнего интерьера. Постамент треугольного очертания с силуэтными изображениями примечателен сам по себе, статуэтка наверху – дополнение.
В этой части экспозиции выставлены сразу три работы одного мастера, в сходной технике исполнения. Это авторские копии украшений с затонувшего лайнера Нормандия, выполненные Жаном Дюнаном. Панно Охота размещено на деревянной подставке, работы Жатва и Уборка урожая – на смежных стенах. Использована японская техника уруши, сочетающая резьбу по деревянной основе, золочение и лакирование.
Далее представлен уголок интерьера из нескольких предметов мебели, выполненных известными мастерами. Кресла работы Поля Фолла выглядят вполне современно, хотя они почти столетние. Более экзотичен сервант Пьера Ларда, сработанный из красного дерева и сикомора – египетской разновидности фикуса, но высотой и крепостью древесины равной дубу. Главная здешняя достопримечательность расположена посередине и притягивает взгляды.
Замечательный кофейный столик выполнен Жюлем Лелё из древесного шпона, стекла и бронзы нескольких оттенков. Привлекательный растительный орнамент на матовом фоне смотрится роскошно, как драгоценная роспись. На таком столике привлекательно выглядело бы любое украшение, тем более что демонстрируемая статуэтка и сама – шедевр. Обобщенный образ женщины периода между мировыми войнами опознается по короткой стрижке и наполовину мужскому одеянию.
Картинная галерея перед входом в музей Ар Деко
Пока что бесплатная, по состоянию на первую половину 2018 года, часть экспозиции расположена перед входом в платный музей Ар Деко. Пока – потому что некоторое время после открытия в 2014 году и сам музей плату за посещение не брал. Здесь расположена картинная галерея, одновременно служащая и выставочным пространством, и хранилищем фондов. Картины развешены без какой-либо системы, расставлены возле колонн и вдоль стен.
Синтетический характер художественного стиля ар деко, впитавшего черты нескольких различных направлений искусства, затрудняет определение картин. Можно найти вполне реалистичные пейзажи и натюрморты, портреты и жанровые полотна. Есть и работы рассматриваемого периода, и смежных направлений, разделить их сложно. Дело в том. Что музей Ар Деко на живописи не специализируется, и системы в комплектовании коллекции не просматривается.
Вполне вероятно, что картины приобретались попутно или даже в нагрузку к желанным предметам коллекционирования. Явный представитель собираемого направления в живописи, чешский художник Альфонс Муха представлен в основной экспозиции. Его знаменитые календари с девушками намеренно не показаны, чтобы оставить место собственному восприятию читателей обзора.
В одном из уголков живописного собрания наглядно заметна некоторая побочность этой части хранилища. Некоторые произведения выставлены вперемешку с настольными лампами и металлическими сосудами, невостребованными в основной экспозиции. Частью картины расставлены на старинных стульях, опять же лишних в главном зале. Есть даже составленные в несколько рядов и заслоняющие друг друга.
Наивная живопись крупным планом
Одно из таких наслоений просматривается за своеобразным стулом из досок с кожаными накладками, прибитыми гвоздями. Намеренно представляем это нагромождение крупным планом, чтобы дать пищу настоящим знатокам направлений живописи. Похожие обрамления не исключают оптового приобретения, да и тональность видимых частей представляется схожей, как серия.
Довольно примитивные изображения, похожие на детское творчество, скорее всего относятся к созвучному стилю – примитивизму. Категоричные искусствоведы находят его признаки у Матисса, Шагала и самого Пикассо. И немудрено, художественным стилям с долей воображения эти черты свойственны. Грузин Пиросманишвили и француз Анри Руссо рисовали исключительно так, этим и прославились. Автора архивных работ мы так и не определили.
Заключение, или приглашение в музей Ар Деко
Красочный букет из разноцветных стеклянных цветов напоминает о школьной экскурсии на фабрику елочных игрушек. Стеклодувы там творили настоящие чудеса собственными легкими, выдувая и на ходу формируя свои изделия. Здесь куча бутонов и цветков вырастает разом перед глазами, поражая многоцветьем и воздушностью. К стилю, о котором повествует музей Ар Деко, экспонат относится с большой натяжкой, поэтому пока в запаснике.
Посетить музей Ар Деко стоит рекомендовать и любителям искусства прошлого, и всем пытливым, любознательным согражданам. Искусство межвоенного периода в его различных проявлениях в России впервые столь широко представлено. Недорогой и демократичный музей привлекательно оформлен, в нем буквально ощущаешь себя в другой эпохе. Путешествие во времени и знакомство с изящными, красивыми экспонатами оставит приятное впечатление.
О, вот мне куда обязательно надо! Я даже не знала про этот музей. Обожаю арт-нуво и арт-деко. Несколько лет назад была в Праге в музее Альфонса Мухи. Не впечатлил вообще, очень скучный статичный музей. Совсем немного подлинных экспонатов того времени. А здесь и интерьерные штучки, и мебель, и украшения! Ура, в Москву, в Москву!