Загадочный поначалу, музей азулежу в португальской столице является выдающимся собранием раскрашенных и глазурованных керамических плиток, одного из заметных элементов национальной культуры. Кто-то воспринимает Португалию как первую колониальную империю, поработившую на долгие годы ряд стран Африки, Азии, Северной и Южной Америки. Для других страна с богатым прошлым ассоциируется с эпохой первопроходцев, с пронзительными мелодиями романсов фаду, с трамваями на узких колеях и, конечно, с плитками азулежу.
Можно бродить по тесным улочкам Лиссабона, разыскивая интересно облицованные здания, рассматривать однотонные узоры и разноцветные панно. Другой вариант — отправиться в музей азулежу, где собраны самые интересные образцы плиток, сохранившиеся за много веков существования этого искусства. Находится это учреждение в восстановленном после катастрофического землетрясения 1755 года старинном монастыре на набережной реки Тежу.
На заглавном фото нашего обзора Лиссабон показан восставшим из руин землетрясения, после которого появилась наука сейсмология. Далее без долгих предисловий покажем основные предметы экспонирования, которые музей азулежу приготовил своим посетителям. Рисунки на плитках менялись во времени, сначала это были геометрические фигуры и орнаменты, затем появились сюжетные виды с людьми и животными, и на то были причины.
Музей азулежу и история Португалии
Страна, запомнившаяся эпохой первопроходцев и поработителей, перед этим сама настрадалась от иноземного владычества. Как и соседняя Испания, она еще в начале VIII века была захвачена арабскими племенами и была под гнетом три столетия. Арабы к тому времени были обращены в мусульманскую веру, зародившуюся около века назад. Самая молодая из мировых религий имела свои особенности, в том числе запрещала изображать людей и животных.
Эстетическая концепция ислама провозглашала искусство частью практического знания, прежде всего математики и геометрии. Основным изобразительным и декоративным средством был орнамент и геометрические фигуры, а также арабская каллиграфия. Поэтому принесенная ими технология изготовления глазурованных плиток первоначально использовала именно такие формы, иное считалось нарушением заповедей и вероотступничеством.
Особенности исламского искусства
Характерной чертой ислама было полное отсутствие изображений Бога, которого было принято считать единственным и непостижимым. Лишь изредка встречались изображения пророка Мухаммада, основателя новой религии, чья личность исторически намного достовернее Иисуса Христа и особенно его воскрешения и вознесения. Не отрицая известной прелести узоров и орнаментов, надо отметить, что исламские ограничения большинству людей непонятны.
Использование орнаментов, которое музей азулежу иллюстрирует своими экспонатами, было для исламского искусства вполне очевидным. Ведь даже одни из главных святынь этой религии – Шахада, известное выражение мусульманской веры и главный из пяти ее столпов, изображена арабской вязью на изразце в окружении растительного орнамента. Здесь такого уже не встретить, течение времени принесло иные сюжеты и мотивы.
Сюжеты и материалы
Если занесшие технологию арабы диктовали свое представление о прекрасном с позиции силы, то далее тематику росписей определяла сама жизнь. Новые рисунки появлялись из-за усложнения организации общества, уточнения понятия нравственности и приличий, появление религиозного искусства в большем количестве жанров. Подобранные по этим тенденциям фотографии собраны в предлагаемой подборке.
Музей азулежу представляет работы, выполненные в разной манере, от торжественных символов до бытовой сцены. Религиозная тема соседствует с гербовым изображением, не менее выразительна жанровая картинка. Все это создано из обычной глины и минеральных примесей, обеспечивающих расцветку рисунка – окислов меди, олова, кобальта, марганца и других, а также термического воздействия обжига в специальной печи.
Музей азулежу – залы и экспонаты
Возвращаясь к зданию, выделенному под музей азулежу, и постигшей его природной аномалии, напомним о страшном землетрясении 1755 года. Тогда погибло 30% населяющих город людей, многие здания были разрушены до основания, смыты волной цунами или сгорели в возникшем пожаре. Монастырское здание ордена Святой Клары пострадало менее других, и вместо сноса его восстановили. Приведен в порядок живописный двор, представленный подробно.
Статичная фотография изображает один из ракурсов монастырского двора. Травяной газон и аккуратно подстриженные южные растения с глянцевой кроной окружают каменный фонтан. Отреставрированное здание выглядит вполне добротно, особенно выделяются мощные и простые пилястры между арочными проемами. Более подробно осмотреть этот уютный уголок позволяет панорамная фотография с круговым обзором.
[ipanorama slug=»azulezhu-panorama-1″]
Возможность поворота в желаемом направлении и значительного увеличения здесь – очевидные преимущества перед обычной фотографией. Весь квадратный двор монастыря, фонтан, зеленые насаждения и элементы здания доступны для досконального осмотра. Если доведется побывать в Лиссабоне и посетить музей азулежу, найдите время отдохнуть в монастырском дворике. Впереди еще много живописных помещений и любопытных экспонатов.
Монастырская капелла
Одним из самых замечательных помещений бывшего монастыря является его часовня. Музей азулежу сохранил внутреннее убранство в неприкосновенности, чтобы разнообразить впечатления своих посетителей. Католическая часовня, или капелла, — неотъемлемая принадлежн7ость подобной обители, оформленная по всем канонам западного христианства, но с использованием глазурованных плиток.
Капелла представляет собой прямоугольный зал значительной высоты, со сводом цилиндрического типа. Все поверхности потолка и стен обильно украшены лепниной. Позолоты при оформлении также не пожалели. Некоторая тяжеловесность таких дизайнерских приемов смягчается впечатлением легкости от необычных религиозных картин, выполненных из азулежу очень красочных расцветок.
Не алулежу едиными…
Второй ярус громадного помещения оборудован смотровой площадкой, откуда открывается еще лучший обзор всего этого великолепия. Кроме того, так удобнее пройти к выставочным экспозициям, попутно осмотрев еще некоторые экспонаты. Здесь выставлены керамические статуэтки, которыми музей азулежу демонстрирует широкие возможности глины как пластичного материала и человека как разностороннего мастера.
Представленные скульптурные работы иллюстрируют различные религиозные и бытовые сценки, не исключено их прежнее использование в монастырских интерьерах. Однако широта охвата жизненных аспектов, использование всей гаммы цветов и общее впечатление жизнерадостности заставляют полагать целенаправленный сбор коллекции музейным персоналом. В рамках краткого обзора многого не покажешь, а интересного здесь достаточно.
Разнообразие азулежу
Череда помещений бывшего монастырского здания вмещает множество образцов азулежу, от небольших композиций до масштабных полотен. Разнообразны как сюжеты изображений, так и детали дизайнерского оформления. Стили также меняются от тщательной прорисовки мельчайших деталей до силуэтных изображений, как в представлении театра теней. Имеются в экспозиции даже образцы, выполненные до великого землетрясения.
Именно старинные картины из глазурованных плиток более всего привлекают внимание пришедших в музей азулежу, и мотивы этого внимания понятны. Спасенные от катастрофы работы средневековых мастеров абсолютно уникальны, существуют в единственных экземплярах. Кроме того, очевидны их художественные достоинства, будь то бытовые эпизоды или сюжеты из Священного писания.
Выдающиеся шедевры азулежу
Наибольшую не только художественную, но и историческую ценность имеет сохранившееся панно, где изображен Лиссабон до землетрясения 1755 года. Помимо рекордных размеров площади произведения в 23 квадратных метра и использование около тысячи плиток, это еще и неоценимый исторический артефакт. Ведь здесь представлен город, переживший катастрофу уровня Помпеи или Хиросимы с Нагасаки.
Страшное событие произошло 1 ноября, в праздник Дня Всех Святых, более известный сейчас как Хэллоуин. Жителям разрушающегося на их глазах Лиссабона было не до искусственных ужастиков, ныне сопровождающих этот день, да и не было раньше такого обычая. Человеческие, материальные и культурные потери могли быть еще больше, если бы сейсмический фокус не был отдален от берегов на 200 километров. Однако и происшедшее буквально поменяло и развитие страны, и даже ход истории.
Восстановление города не состоялось бы, не будь у Португалии гигантского резерва из награбленных сокровищ коренного населения Бразилии и других колоний. Столица была отстроена заново, руководил работой премьер-министр маркиз де Помбал. Истощение казны во многом объясняет прекращение колониальной экспансии португальцев, а также легкое покорение страны Наполеоном. Азулежу представляет и облик восстановленного Лиссабона, во многом уже другого города.
Даже с учетом доли художественного преувеличения, новый Лиссабон во многом преобразился. Упорядочилась планировка кварталов, появилось стилевое и цветовое единство строений. Однако никогда не вернуть ранее построенные и утраченные архитектурные шедевры, погибшие библиотеки, архивы многочисленных путешествий. Музей азулежу сохраняет наглядные и нетленные свидетельства происшедшего.
Заключительный этап посещения
Лестница из нескольких уступов выводит осмотревших музей азулежу во внутренний дворик, в котором можно отдохнуть и переварить богатые впечатления. Стены лестничной клетки украшены панелями из той же глазурованной плитки, размещены и произведения современных мастеров древнего ремесла и искусства одновременно.
Во внутреннем дворике после посещения можно перекусить в кафе, расположенном в бывшей монастырской кухне. В теплое время столики выносят на летнюю террасу, увитую зеленью, там же расположена пара фонтанов, в одном из которых живут золотые рыбки и небольшие черепашки. Наибольшее впечатление на многих здесь производит архитектурная прелесть внутреннего устройства бывшего монастыря.
Крытая обходная галерея, называемая архитекторами клуатром, опоясывает внутренний дворик в два яруса. На нижнем конструкция тонких колонн попроще, напоминает виденные в одном из двориков испанской крепости Алькасаба, чувствуются те же восточные мотивы. Еще более изысканно оформлена аркада второго яруса, особенно ее верхняя часть и опоясывающий периметр красочный фриз. Здесь есть на что полюбоваться, что и делает одиночная посетительница.
На этом наш недолгий визит в лиссабонский музей азулежу завершается. Напоследок напомним истоки этого португальского термина, сходного с испанским обозначением асулехос. Оба названия глазурованной плитки произошли от арабского зулляйдж, российское изразец тоже немного похоже, хотя и отдаленно.
Надеемся, что скромная публикация дает хотя бы первоначальное представление о тематике и содержании своеобразного музея азулежу. На взгляд обозревателя, объект достоин внимания и личного посещения каждым читателем. Здесь как удовлетворяются эстетические запросы, так и пополняются познания по истории и культуре Португалии.