Посетить дачу и музей Булата Окуджавы в Переделкино будет интересно каждому любителю авторской песни и поклоннику родоначальника этого жанра. Здесь Булат Шалвович жил и творил последнее десятилетие, здесь основан мемориальный музей нашего первого барда. Полностью сохранена обстановка жилых помещений дачного домика, предметы обстановки и личные вещи Окуджавы. Кирпичный домик с портретом Окуджавы и пристрой к нему – Музей для друзей, созданный им при жизни рядом со своим жилищем.
Дача Окуджавы расположена в отдаленной от железнодорожной платформы части Переделкино, вблизи лесного массива. Впрочем, расстояние менее полукилометра от остановки Мичуринская далеким не назовешь, и прогулка по поселку с обильной растительностью только доставит удовольствие. Вокруг строений музея Булата Окуджавы сохранились многолетние деревья, скрывающие домики от проходящих по дороге.
На осветительном столбе укреплен опознавательный знак музея Булата Окуджавы, к зданиям которого ведет калитка в простом заборе из штакетника. Средний из кирпичных столбиков немного накренился, видны следы ремонта основания, а также упор в верхней части для предотвращения падения. Невелики, видимо, финансовые возможности учреждения культуры.
От калитки посетители проходят по дорожке между деревьями, вдоль которой установлены информационные щиты и скамейки для отдыха. Домики Музея для друзей обнаруживаются прямо в конце аллеи, жилой дом барда слева от прохода закрыт зеленью, виднеется только шиферная кровля да перила крыльца.
Габариты дачных строений невелики, прибытие одновременно значительного количества посетителей создает очереди. Однако время пройдет быстро за просмотром представленной на щитах информации о жизни и творчестве Булата Окуджавы, коллажа из названий его песен.
Биография Окуджавы полна значимых и трагических моментов с самого детства. Отец Булата был убежденным коммунистом и всю жизнь посвятил партийной карьере, определившей и судьбу семьи и сына, родившегося в Москве во время учебы отца в Коммунистической академии.
Далее следовал грузинский период отцовской работы, когда Шалва Степанович дошел до секретаря горкома столицы Грузии, а Булат учился в школе.
Заканчивать учебу ему пришлось в Нижнем Тагиле, куда отец был направлен парторгом ЦК на строительство Уралвагонзавода, основной продукцией которого вскоре стали боевые танки.
На Урал Булат переехал в период работы Ш. Окуджавы главой парторганизации Нижнего Тагила, на пике партийной карьеры. Однако ложный донос послужил поводом для ареста, а затем и расстрела отца, 9-летнему пребыванию в лагерях матери. Вернувшийся в столицу Булат вскоре переехал в Тбилиси, где заканчивал учебу и работал на заводе токарем.
По достижению призывного возраста ушел добровольцем на фронт, участвовал в боях за Кавказ, был ранен и комиссован по состоянию здоровья в 1944 году. Закончил филологический факультет университета Тбилиси, работал учителем, литературным сотрудником и редактором. После 1961 года официально не работал, занимаясь исключительно творчеством.
Отражению творческой биографии Булата Окуджавы посвящена экспозиция в Музее для друзей, который кратко представлен в обзоре небольшим слайдером. Узкий вестибюль здания увешан студенческими работами и детскими рисунками, навеянными произведениями Окуджавы. Зал, оснащенный немалым количеством зрительских стульев, имеет необходимую аппаратуру для демонстрации фильмов и прослушивания аудиозаписей.
Стены помещения содержат множество материалов о творчестве Окуджавы, других выдающихся представителей нового жанра искусства – авторской песни.
Исполнители, исполняющие свои стихи под собственную музыку, появились вслед за поэтами – декламаторами. И те, и другие были представителями интеллигенции нового поколения, появившегося в результате оттепели в холодной войне двух политических систем.
Они были одновременно патриотами страны и критиками системы, ограничивающей творческие и личные свободы людей.
Расположенное слева от музейного дома личное жилье Окуджавы представлено типичным для загородных дач строением. Лестница из нескольких ступеней с перилами ведет на укрытую навесом площадку перед входной дверью. Эта миниатюрная терраса могла использоваться для нахождения на свежем воздухе, особенно в дождливую погоду.
Оставленный около крыльца садовый инструмент использовался в основном для уборки опавших листьев, наличие которых в осенний период было неизбежным – ведь кругом раскинулись лиственные деревья и кустарники. Сделанные руками хозяина дачи кормушки для птиц, одна из них в виде бревенчатого сруба, сохраняются до наших дней.
Узенький вестибюль за входной дверью позволяет разместить верхнюю одежду посетителей, зеркало на стене – привести в порядок свой внешний вид. Вешалки здесь разных конструкций, несколько уровней крючков позволяют раздеваться людям всех возрастов, от детишек до взрослых.
Никаких украшений и экспонатов в вестибюле нет, кроме нескольких афиш выступлений Окуджавы. Размещенный на стене согласно противопожарных правил план эвакуации из музея Булата Окуджавы позволяет посетителям ориентироваться в назначении и взаимном расположении внутренних помещений.
Одно из помещений дачи выполняло функции одновременно и гостиной, и столовой. Никогда не живший в обстановке роскоши Окуджава в своем жилище создал привычную ему практически простонародную обстановку. Овальный обеденный стол укрыт цветастой скатертью, вокруг него деревянные стулья.
Оригинальный набор керамической посуды на столе предназначен, скорее всего. Для компота либо крюшона, не хватает только поварешки для разливания. Типовой советских времен диван укрыт незатейливой накидкой, на нем несколько подушек для удобства расположения.
Остальную обстановку этого помещения можно посмотреть на небольшом слайдеру, где показаны различные его уголки. В одном из них – тумбочка с вазой для цветов, рядом уютное кресло. На оклеенной незамысловатыми обоями стене – фотографии и рисунки, смысл и ценность которых мог объяснить только сам хозяин дачи.