Музей-квартира М. А. Булгакова на Большой Садовой улице в Москве – единственный мемориал великого писателя и драматурга. Увидеть экспозицию полезно не только поклонникам таланта Михаила Афанасьевича, но и всем любознательным людям. Квартира, в которой некоторое время проживал писатель, известная так же под названием «Нехорошая квартира», была одним из мест действия, описанных в самом знаменитом и загадочном произведении Булгакова (да-да, это та самая квартира, где жил Воланд), и уже одним этим фактом достойна посещения. Здесь собраны экспонаты – свидетельства образа жизни и повседневного быта той непростой для России эпохи.
Вход в музей опознать нетрудно по украшающим его деталям. Помимо надписей и портрета писателя, в этом нетипичном московском дворике, похожем скорее на питерский «колодец», расположен барельеф работы Рукавишникова по мотивам романа «Мастер и Маргарита». Поодаль (у входа в ресторан) стоит скульптура героев романа – Коровьев и кот Бегемот в обнимку, которая являлась частью скульптурной композиции, но в силу обстоятельств была отделена и теперь стала самостоятельным экспонатом. У стены есть парковая скамья и фонарный столб работы начала прошлого века.
Михаил Булгаков родился в Киеве, получил медицинское образование и имел опыт врачебной работы земским врачом и военным лекарем. В начале 20-х годов занялся литературной деятельностью, сначала – журналистикой, публиковался преимущественно в газете Гудок (фельетоны, очерки и репортажи). Параллельно Булгаков занялся «большой» литературой, его романы и повести, пьесы и сценарии получили широкую известность и популярность.
В доме номер 10 на Большой Садовой расположена не только квартира-музей, здесь же работает труппа театра имени Булгакова. Возле дома установлена афишная тумба, стилизованная под сооружение булгаковской эпохи, на которой виден портрет автора многих пьес. Дух времени подчеркивает автомобиль той эпохи, стоящий на мостовой.
Лестницы и коридор
Стены лестничных пролетов булгаковского подъезда практически сплошь покрыты надписями, рисунками и графити, в основном оставленными почитателями таланта бывшего обитателя квартиры №50. По свидетельствам очевидцев, надписи здесь появлялись всегда, задолго до открытия музея Булгакова. Коммунальные службы регулярно их закрашивали, однако, «народное искусство» непобедимо!
Справедливости ради следует признать, что некоторые рисунки выполнены довольно искусно. Впрочем, не мастерство художника демонстрировали авторы, а свою любовь и поклонение перед писательским талантом.
В подъезде остались неизменными каменные ступени и кафельная плитка, металлические ограждения перил с деревянными поручнями. Прежними сохранены даже оконные переплеты необычной для наших современников конструкции.
«Нехорошая квартира»
Приехав в Москву в 1921 году по счастливой случайности (а случайности, или мистические совпадения сопровождали писателя всю жизнь) Михаил Булгаков со своей первой женой вселились в одну небольшую комнату коммунальной квартиры.
Квартиру сам Булгаков называл не иначе как «гнусная квартира», хотя большинство персонажей его произведений тем или иным образом были «родом» из этой самой квартиры.
Коридор коммунальной квартиры увешан планшетами наглядной агитации той поры, когда здесь жил Булгаков. Здесь же карандашные портреты писателя и его родственников в застекленных рамках. Довольно стершийся паркет служит уже больше столетия, и нет планов его замены – пусть хранит историческую достоверность.
Коридор оборудован окнами в квартиру, чтобы он освещался светом из жилых комнат – один из способов экономии затрат. Интересно, что рамы этих внутренних окон по одной стене коридора квадратные, а по другой круглые.
Комната Булгакова
Примечательное круглое окно из комнаты Булгакова в коридор, которое предназначалось для освещения коридора и экономии электричества, в свое время доставило немало неприятностей писателю — частенько бдительные соседи жаловались на Булгакова, за то что он по ночам «электричество жжет, а счетчик-то один! — платить-то всем!»
Дверь в комнату с бронзовой ручкой, как и все двери в «гнусной квартире» сохранились с булгаковских времен неизменными и являются свидетельством коммунального быта.
Своеобразно исполнение рамок для экспонатов, развешенных на стенах помещения – они представлены ящиками письменного стола. Символизирует ли это рабочее место писателя – не факт. Может быть, так задумано отметить судьбу многих произведений Булгакова, ведь запрету подвергались многие его произведения. Часть прозы опубликована только в 60-х годах, когда писателя уже давно не было в живых. Драматические произведения также не все разрешали к постановке, иногда давали право лишь некоторым театрам. Может быть, работу в стол эти рамки и символизируют?
Булгаковская комната отражает быт супружеской пары, хотя многая мебель при их жизни находилась в других места. Достоверно одно – она принадлежала тому времени, когда здесь проживал Михаил Афанасьевич со своей первой женой. Их портреты в общей рамке помещены на одну из стен, возле нее размещен семейный уголок отдыха – небольшой диванчик, журнальный столик и два миниатюрных пуфа. Рядом зеркало от пола до потолка в изящном деревянном обрамлении, с оригинальной полочкой на удобной высоте. На этой же стене подвесная полка для сувениров.
Окна комнаты писателя снабжены деревянными рамами старого устройства, с массивными подоконниками. Столик между окнами, как и подоконники, используются для размещения книг, специальной мебели для которых в квартире нет. Впрочем, книги в комнате размещены везде, где возможно и даже там, где их обычно не располагают, в том числе на полу.
Письменный стол символизирует рабочее место литератора, это массивная столешница на двух тумбах. В реальности он принадлежал видному медику, родственнику писателя и был Булгакову хорошо знаком. Именно он описан, как стол профессора Преображенского из Собачьего сердца, а хозяина стола считают прообразом описанного Булгаковым медицинского гения.
Достоверно установлена подлинность оригинальной книжной полки, размещенной над столом. Известны даже обстоятельства ее приобретения супружеской парой, привлеченной необычным декором изделия в виде двух сфинксов.
Кухня коммунальной квартиры
Представить устройство и примерный быт коммунальной квартиры нынешнее поколение еще может – похожим образом пока еще устроены часть рабочих и студенческих общежитий. Труднее представить обстановку кухни такой квартиры, потому что ничего подобного в нашей жизни, к счастью, практически не осталось. Поэтому столь подробен и выразителен сопроводительный текст на кухонной стене, описывающий нравы и привычки обитателей. Причудливое сооружение под потолком – футуристическая композиция из старинной мебели и утвари, которую иначе невозможно было бы здесь разместить из-за крайне ограниченной площади.
На стенах кухни среди фотографических свидетельств жизни москвичей 20-30 годов ХХ-го века есть фотография соседки Булгакова — Анны Горячевой, послужившей прототипом той самой Аннушки, которая разлила масло. Это был дар музею от потомка «Аннушки», ныне проживающего в Америке.
Коллекция кухонных принадлежностей обширна и разнообразна. Здесь размещено множество предметов различного назначения, использовавшихся жильцами на их общей кухне. Совместное использование такого помещения почти двумя десятками населяющих комнаты людей не могло обойтись без самых неожиданных ситуаций, комических и трагических.
Их слышал и наблюдал Булгаков – кухня располагается напротив комнаты писателя. Происходящее в коммунальной кухне нашло отражение во многих произведениях.
Гостиная
Гостиная квартиры-музея на самом деле не имеет отношения к Нехорошей квартире. Экспозиция является воспроизведением обстановки киевской квартиры семьи Булгаковых, в которой вырос писатель. В отличие от многих знаменитых писателей и поэтов — совренников Булгакова, у Михаила Афанасьевича были счастливые детство, отрочество и юность. Он рос в дружной и любящей семье, что в свою очередь нашло отражение в его произведениях. Булгаков ценил домашний уют, устроенный быт, тепло семейных обедов и вечера в кругу друзей. Многое из того, что он ценил было сметено ураганом революции.
Именно в этой комнате происходили события нескольких произведений Булгакова. Те, кто знаком с творчеством Булгакова, узнают в этой комнате гостиную квартиры Турбиных. В частности, пианино с нотами «Фауста», любимейшего произведения Булгакова, упоминалось в «Белой гвардии» (Дни Турбиных).
Вероятно и сатанинский бал Воланда из Мастера и Маргариты проводился в этой гостиной.
В наше время здесь можно прослушать лекцию о творчестве писателя, посетить творческие мероприятия.
Уходим от Булгакова
После осмотра Нехорошей квартиры снова проходим по длинному коммунальному коридору. Окна различной формы – дань архитекторов модному тогда художественному направлению модерна, имеющие и банальную бытовую функцию экономии на электричестве.
Короткая экскурсия по месту обитания любимого писателя закончилась. Дух эпохи, хранимый интерьером и экспонатами, останется в воспоминаниях об этом посещении.
Сотрудники музея организовывают удивительные по эмоциональному накалу пешеходные экскурсии по местам описанным в булгаковских произведениях.
Останавливались семьёй в Москве совсем рядом, на Патриарших, но программа была очень плотная, и времени для посещения выкроить, увы, не удалось, о чём жалею. Но обязательно побываю в мемориальной квартире в следующий приезд в Москву.
Кроме «Нехорошей квартиры», в том же здании расположен не менее интересный культурный центр «Булгаковский дом». А в Киеве имеется так называемый «Дом Турбиных», где писатель тоже проживал. Есть также памятник и мемориальная доска во Владикавказе. Очень жаль, что городские власти Москвы пошли на поводу у православных активистов, выступивших против создания скульптурного комплекса на Патриарших прудах. Попытка установить его на Воробьёвых горах также вызвала протест РПЦ. Теперь эти замечательные скульптуры А.И.Рукавишникова расползлись по разным уголкам города.
Прекрасный музей! Понравился даже моим друзьям, которые далеки от творчества Булгакова. Атмосфера просто непередаваемая! Кстати, существует легенда, что в музее можно встретить Бегемота. Кому-нибудь попадался загадочный черный котик?
Была в этом музее. Я очень люблю мистику, а потому Булгакова читаю-перечитываю. Я не могла не поехать в музей любимого писателя. Да, все такое старенькое и кажется, что за ним никто не ухаживает. паутинку можно в уголке найти. Но все равно я очень довольна, что побывала в таком месте. Еще больше произведения Булгакова уважать стала.
Не была в данном музее в Москве, но о киевском могу сказать, что место интересное и стоит посещения. Очень атмосферно и понравится не только поклонникам писателя (хотя им, конечно, особенно). А еще здесь можно заказать специальные экскурсии в честь дня рождения, например, и в конце всех гостей угостят шампанским в эстетично оформленном красивом зале с зеркалами и роялем.
А я уже была в этом музее! Мне очень понравилось там. (Хотя меня уговорили зайти друзья — это не самый любимый мой писатель). Но вышла я из музея с благодарностью к друзьям и к работникам музея. «Нехорошая квартира» оказалась такой интересной! Уже на лестнице в подъезде становится нескучно от рисунков на стенах. А в самой квартире экспонаты живые, с историей (собранные с других квартир Булгакова тоже).Все такое душевное, ретро..Билет стоит 300 рублей.
Мне кажется, что интереснее посетить музей-театр «Булгаковский Дом», находящийся в соседнем подъезде. В Нехорошей Квартире Вам просто покажут вещи Булгакова, немного расскажут о его жизни, проведут по самой квартире. А в музее-театре проводятся различные интересные мероприятия: автобусные и пешие экскурсии, творческие вечера, спектакли и так далее.
Советую посетить ночную экскурсию по местам романа «Мастер и Маргарита» — увлекательное, мистическое и наполненное эмоциями маленькое путешествие. Я для себя открыла много интересных местечек в Москве. Да и вообще, мистицизм романа пронзает на каждом шагу! И еще: мы ездили, когда неожиданно наступил холод и в минусовую температуру ночью с термосом в руках добавляется еще больше романтики ) А вообще данная экскурсия хороша в любое время года. Между местами — возят на комфортабельном автобусе. А рассвет встречаете на Воробьевых горах.
Это действительно достойное место для почитателей его творчества.