Основанный самим поэтом, музей Евтушенко в подмосковном Переделкино посвящен не только его жизни и литературному творчеству. Здесь демонстрируется обширная коллекция живописных произведений многих известных и не очень мастеров кисти. Помимо картин, в музее Евтушенко выставлены его собственные фотографии, преимущественно портретные, сделанные как во всех концах нашей страны, так и буквально по всему миру.
Создание дачного поселка литераторов было заслугой Максима Горького, возглавлявшего Союз советских писателей в 30-е годы прошлого века. В силу приближенности к властям живой классик смог добиться выделения земельного участка, на котором и строились дачи для членов объединения литераторов. Местность располагалась в сосновом лесу, а название поселку дала бывшая верфь на реке, где реконструировали (переделывали) корабли.
В Переделкино селились традиционно представители советской интеллигенции, некоторые дачи после кончины владельцев становились музеями. Так было с жилищами Пастернака и Чуковского, а затем и Булата Окуджавы.
Обычные с виду ограждения дачных участков в подмосковном Переделкино скрывают подчас не совсем обычные объекты, к примеру, музей Евтушенко.
Музей Евтушенко открыл сам персонаж экспозиции, поместивший в галерее собственные фотографии, а также коллекцию живописи. Такой же вариант избрал президент Академии художеств Церетели, он же директор музея современного искусства.
Евгений Евтушенко был одним из представителей новой волны интеллигенции, юность которых прошла в условиях хрущевской оттепели и смягчения жестких условий сталинского железного занавеса. Этих литераторов стали по времени их появления именовать шестидесятниками, и это название стало символом поколения.
Произведения Евтушенко как прославляли энтузиазм и свершения советских людей, так и критиковали моменты притеснения свободы, особенно подавление восстания в Праге. Поэт всю сознательную жизнь занимался фотографией, а отсутствие таланта художника компенсировал сбором коллекции картин. Оба вида искусства имелись у Евгения Александровича в огромном количестве произведений.
Для размещения столь обширной экспозиции не была задействована дача поэта, она использовалась для проживания во время приездов на Родину, был выстроен отдельный домик из двух этажей, где и размещены многочисленные экспонаты.
Обозначена дача Евтушенко большим плакатом с его изображением и несколькими картинами живописного собрания, наиболее дорогими коллекционеру. Узнаваема здесь лошадка кисти Пиросмани, мало кому известна последняя работа – полотно Олега Целкова на сюжет о совместном праздновании дня рождения не с кем либо, а с самим Рембрандтом.
Занятия фотографией начались у Евтушенко с подаренного в 1974 году при поездке в Японию престижного даже для профессионалов фотоаппарата. С этим Никоном поэт объехал почти сотню стран мира, и всю родную страну тем более.
Назвав выставку фотографий Мое человечество, он не был оригинальным, была известна выставка американца Стейкена, выдающегося фотохудожника и коллекционера, под названием Семья человеческая, объездившая весь мир. Этому мастеру, своим творчеством превратившим фотографию из ремесла в вид изобразительного искусства, Евтушенко и посвятил свою экспозицию.
Фотографировал поэт не выдающихся людей и замечательные события, а самых простых представителей всех стран и народов. Некоторое предпочтение отдавалось портретам женщин преклонного возраста, которых Евтушенко почитал как продолжательниц рода и главных страдалиц нашего мира.
Выставка лично выполненных фотографий – одна из составных частей экспозиции музея Евтушенко. Название Мое человечество почти сходится с известной выставкой именитого фотографа Стейкена.
В зале с фотоработами Евтушенко на высоком мольберте размещен портрет самого фотографа с неизменным Никоном в руках, жизнерадостного и еще молодого. Задорные искорки в глазах у поэта сохранились и многими замечались до самых последних дней жизни.
На продольной стене расположены фотографии людей разных наций и народностей из множества стран планеты, встреченных Евтушенко при его многочисленных путешествиях.
Другая часть экспозиции посвящена людям собственной страны, которую Евтушенко также изъездил вдоль и поперек. Он снимал людей разных возрастов и профессий, не особенно выбирая фон снимков и сопутствующие обстоятельства.
Вокруг портрета поэта с неизменным фотоаппаратом Никон в музее Евтушенко расположено множество его собственных фоторабот. Сделаны они во всех уголках страны и во многих странах мира. Каталог снимков позволяет посетителям определить персонажей той или иной работы. Так, у прохода в зал живописных произведений размещена парная фотография большого формата, с его сибирскими родственницами. Правее его детская няня, происходившая из тульских крестьян.
После осмотра фотогалереи Евтушенко посетители переходят к его живописной коллекции. Сразу бросается в глаза преобладание авангардистских работ над реалистическими, видимое даже не знатокам живописных направлений.
Исторически это объясняется просто – насаждаемый сверху социалистический реализм народу и художникам порядком надоел, и начало проникновения произведений совсем иного облика вызвало повышенный интерес. Это открыто признает и сам коллекционер, рассказавший, что положительные качества работ реалистов рассмотрел только в более чем зрелом возрасте.
После осмотра фотографий в музее Евтушенко посетители проходят в залы живописи. Собирал Евтушенко преимущественно авангардные работы, лишь в зрелости обратился и к реализму.
В собрании поэта есть и подаренные ему картины, и приобретенные за деньги, часто в качестве материальной поддержки малоизвестных мастеров. Наряду с картинами известнейших мастеров современности поэт собирал и работы неизвестных художников, руководствуясь только собственными ощущениями от произведений.
Детальное рассмотрение экспонатов живописной коллекции зависит от индивидуальных вкусов каждого посетителя в отдельности. В зале осмотр картин проводится как бы в сопровождении самого Евтушенко – настолько реалистичен его портретна мольберте в углу помещения.
Задумавшегося поэта изобразил по фотографиям и видеозаписям ульяновский художник Зунузин, и этот поздний портрет, датированный 2016 годом, Евтушенко посчитал самым удачным среди множества своих изображений. На портрете он опирается на трость Марка Твена, подаренную американской семьей в благодарность за поэму Бабий Яр, вдохновившую Шостаковича на создание своей 13-й симфонии.
Необычная мебель причудливой формы из кедра перед любимым собственным портретом в музее Евтушенко — это подарок сибирского мастера Леонтия Усова из Томска, работающего с древесиной кедра. В свое время Евтушенко побывал в томской мастерской художника и был поражен множеством скульптур из сибирского дерева, выполненных с феноменальной четкостью линий и выразительностью образов.
На стене работы известнейших художников, а также творения малоизвестных авторов. Внимание часто привлекает портрет овечки, и заинтересованные посетители могут узнать историю оригинального художника из Израиля Менише Кадишмана. Работавший в детстве пастухом овечьей отары, этот живописец рисовал барашков и овечек всю свою художественную карьеру. В образах животных, которых он нарисовал более тысячи, Кадишман умудрился показать в иносказательной манере всю гамму человеческих отношений и чувств.
После общения с экскурсоводом или обращения к каталогу можно опознать и малоизвестные работы великих художников, нуждающиеся в более близком рассмотрении. Музей Евтушенко представляет вниманию посетителей в числе прочих рисунки Фернана Леже, Пабло Пикассо, Марка Шагала и Жана Кокто. Необычное сочетание ценнейших экспонатов.
Произведение своего мужа Фернана Леже преподнесла Евтушенко его жена, тоже художница, Надя Леже – это трехцветный рисунок справа на рассматриваемом участке экспозиции.
Именно Надя передарила нашему поэту рисунок Пикассо – Танец, ранее подаренный им Фернану, с которым негласно соперничал. От самого Пикассо подарка Евтушенко не получил, неосмотрительно покритиковав стиль его поздних работ.
Правее размещены одноцветные рисунки известнейших мастеров – вверху Марка Шагала, ниже Жана Кокто.
Уголок помещения музея Евтушенко, отведён под работы его друга, художника необычной манеры письма Олега Цветкова. Внимательные посетители узнают картину, виденную на плакате при входе в усадьбу Евтушенко. Образы Морда соседствуют с портретом художника вместе с Рембрандтом.
Родившиеся в один день Рембрандт и Олег Цветков поднимают бокалы за общий день рождения. Евтушенко считал Цветкова одним из величайших художников современности и крайне сожалел о его малой известности на Родине.
Портретное сходство на картинах этого мастера – редкое исключение, основной его персонаж – некий собирательный образ, который он называл Морд. Этих Мордов Цветков рисовал в разных ипостасях и сочетаниях, порой совершенно причудливых. Около десятка работ Олега Цветкова делают собрание Евтушенко крупнейшим из коллекций работ этого необычного мастера.
Картины выдающихся мастеров в музее Евтушенко соседствуют с работами малоизвестных художников, некоторых именно Евтушенко и представил широкой публике.
При подборе произведений для своей коллекции Евтушенко часто обращал внимание на работы ранее неизвестных мастеров. Зачастую это было началом признания художника широкой общественностью и знатоками живописи.
Так произошло с живописцем из Казахстана Бибиным. С сибиряком из Братска Сергеем Моисеенко. Последний рисовал в реалистической манере, которую Евтушенко начал ценить в зрелом возрасте. Один из образцов работ Моисеенко – Портрет деда, одна из имеющихся в собрании, размещена слева от проема в среднем ряду.
Правее проема расположена лестница на второй этаж домика, где находятся экспозиции личных вещей, снимков и произведений поэта, где очень много интересных экспонатов.
Осмотревшие экспозицию посетители попадают в небольшую комнату, где размещен стенд с памятными фотографиями недавно скончавшегося последнего представителя поколения шестидесятников. В музее Евтушенко оказался не только его барельеф, но и такое же изображение Булата Окуджавы.
Здесь же размещены барельефы Евтушенко и Булата Окуджавы, чей дачный дом-музей размещается неподалеку. Первый советский бард изображен с гитарой на любимом им Арбате. Почему барельеф первого российского барда не в его музее – остается догадываться. Скорее всего дело в том, что музейное руководство изжило из музея мужа его вдову и основательницу музея Окуджавы.
Выполнены работы в привычной для Церетели экспрессивной манере – никто ведь не сомневается в его авторстве этих произведений. В прошедшем году в Переделкино прошло торжественное открытие музея на даче Церетели, она и прилегающая территория уже заполнена работами этого плодовитого скульптора. Впрочем, это уже тема другого обзора.
Читающие наш обзор уже поняли, что в Переделкино за один приезд можно посетить целый ряд художественных и писательских музеев. Не говоря пока о прочих, музей Евтушенко следует признать одним из интереснейших хранилищ нашей страны. Созданная с чувством благодарности народу экспозиция и предназначена для народа, признавшего творчество поэта национальным достоянием.
О боги, мало того, что он при жизни слишком близко дружил с манией величия — так еще и памятник самому себе выстроил. «Я памятник воздвиг. К нему не зарастет.» (другой поэт, хороший).
Я, конечно, понимаю, что «о покойных или хорошо, или ничего». Но в полном виде этот афоризм чуть длиннее — «…или ничего, кроме правды».