Один из школьных дворов в Лефортово стал местом размещения диковинных жилищ, которые собрал музей кочевых культур. Образ жизни, предполагающий мобильность и частые переезды, характерен для ряда народностей пустынь, степей и Севера, занимающихся животноводством. Перемещались кочевники в поисках пастбищ для разводимых животных, перевозя свои легко разбирающиеся хижины. Основал музей кочевых культур преподаватель географии, путешественник и литератор Константин Куксин, поддержанный руководством учебного заведения.
Из-за ограниченности территории музей кочевых культур не воспроизводит ландшафты тех регионов, где используют то или иное жилище. Школьный двор сотрудники музея помогают держать в чистоте, и не более того. Поэтому рядом с юртами разного назначения из степей – чум и яранга северных народов, другие экспонаты.
Входим в музей кочевых культур
За нехитрым заборчиком из крашеных реек с названием музея – столб с указателями расстояния до стран и местностей в километрах. Амбар из досок на высоких сваях вряд ли относится к экспозиции, наверняка это хранилище инвентаря для уборки. Укрытое травой жилище с прислоненными к его стенам длинными санями (нартами) – яранга чукчей, устроенная сложнее приписываемого им чума.
Сам же чум представлен по другую сторону амбара, его легко узнать по характерной конической форме. Конкретно это строение принадлежит малочисленной монгольской народности цаатанов, или тувинов, живущей в предгорьях Алтая. Занимается племя разведением оленей, которые на их наречии называются цаа. Свой чум (урц) они делают из жердей и шкур своих питомцев, как и оленеводы северных народностей. Уникальность народа в том, что мясо оленей в пищу не употребляется, основа рациона – молоко оленей и продукты из него.
Похожа на чум и хижина индейцев равнин Северной Америки – типи, крытая шкурами бизонов, более известное наименование — вигвам. Различные племена индейцев до вытеснения белыми переселенцами жили добычей диких быков, следуя за стадами по путям сезонных миграций.
Храм и жилище
Показывать многие варианты жилищ, которые демонстрирует музей кочевых культур, не входит в планы нашего обзора, оставляя место для собственных впечатлений. Однако, учитывая вероисповедание наиболее многочисленных кочевников, не можем не показать полевой буддийский храм – дуган.
Повторяющий простые силуэты жилых монгольских и азиатских юрт, храм кочевников имеет и ряд отличий. Вместо округлого верха юрты у дугана есть верхняя часть, копирующая верх стационарного храма. Кроме того, вход в него оборудован крытым вестибюлем – навесом с решетками по бокам. Эти дополнительные надстройки для кочевой перевозки нуждались в повозках, которую также демонстрирует музей кочевых культур. Совсем близко от нее расположена классическая жилая юрта, которую предлагается осмотреть и снаружи, и внутри.
Монгольская юрта – жилище с тысячелетней историей, постепенные изменения которой составляют основу национальной архитектуры. Конструктивно состоит из деревянного каркаса и покрывающего его войлочного полога, сверху ложащегося на жерди перекрытия, а по бокам укрепляемые ремнями. Располагаемый при установке с южной стороны, вход в юрту у монголов оборудуется дверью, расписываемой национальным орнаментом. У проживающих южнее народов Азии вход завешивается войлочным пологом. Именно с посещения этого жилища чаще всего начинаются и школьные экскурсии, и групповые походы, которые организует музей кочевой культуры.
Взрослым посетителям следует иметь в виду, что их дети или ученики будут вовлечены в процесс как действующие лица. Устроители экскурсии предлагают желающим сыграть роль хозяйки или хозяина юрты, облачившись в соответствующие одежды.
Конструктивные элементы и обстановка юрты
Отвлекшись от сценария, задуманного сотрудниками для развлечения ребятишек, посещающих музей кочевой культуры, обратим внимание на внутреннее устройство монгольской юрты. Сооружение, в общем-то, нехитрое и понятное, но поражает тщательность отделки и украшение каждой жердочки каркаса. Сходящиеся к центру крыши жерди крепятся к круглой оправе, внутри которой подобие клапана. Верхняя часть юрты выполняет несколько функций, главная из которых – удаление дыма от очага. Кроме того, туда немного проникает солнечный свет, с использованием лучей которого монголы по особым меткам определяют время суток. Говорят, что здесь же и календарь, но как его читали – непонятно.
Обстановка осматриваемой юрты позволяет предположить, что музей кочевых культур демонстрирует жилище совсем не древнее. Украшенная национальным орнаментом мебель достаточно разнообразна, выполнена с высоким мастерством. Обнаруживаются многочисленные декоративные элементы, предметы искусства, струнный музыкальный инструмент.
Из традиционных, оставшихся почти без изменений предметов можно назвать открытый очаг, расположенный в центре юрты. Приспособления для обращения с открытым огнем похожи на используемые ныне при обслуживании каминов. Прежним остался обычай хранения некоторых бытовых вещей и предметов, прикрепив их к шестам каркаса. Осталось и разделение мест хранения на мужское и женское.
Перейдем в шаманский чум
Проходить к чуму ненецкого шамана приходится снова мимо мобильного храма буддистов, внутрь которого зайти можно в следующее посещение. Обращаем внимание на украшение конька навеса перед входом, ритуальные надписи на цилиндрах.
Замечаем возле храма сооружение, выделяющееся своей белизной, это ритуал буддизма – ступа, или субурган. Их сооружали еще до зарождения религии на могилах вождей, позднее хранили в ступах остатки от кремации. Среди традиций последователей Будды – обходы субургана по направлению движения Солнца, часто многократные. Наиболее истово верующие совершают обход с простираниями на земле, ложась плашмя в полный рост, затем переходя на место, которого коснулись лицом и снова ложась.
Музей кочевой культуры разместил ненецкий чум шамана совсем рядом с буддийским символом, здесь это безопасно. В реальности многие ступы уничтожались поклонниками старых языческих культов, которым служили шаманы. Ненецкое строение похоже на чумы других кочевников, это конус из деревянных жердей, обтянутых шкурами животных. Первый слой укрепляли мехом внутрь чума, второй – наружу. Жарким летом покров меняли на берестяной, кору березы для этого отваривали длительное время в воде с добавкой рыбьего жира. Такое покрытие не пропускает воду, а от мошкары и комаров спасает дым очага.
Очаг как центральный объект жилища характерен для многих кочующих народов, независимо от рода занятий. Его в первую очередь видят и посетители, которым музей кочевой культуры демонстрирует интерьер чума шамана. Помимо лежанки из оленьих шкур, здесь есть и специфические атрибуты общения шамана с духами – бубен, головной убор с птичьими перьями и деревянные ритуальные фигурки.
Располагает музей кочевой культуры еще многими жилищами, которые приспособлены к частым переездам. Среди них шатры туарегов и бедуинов – обитателей пустынь, и хижина африканского племени масаи, занимающегося молочным животноводством. Приметна ханская юрта больших размеров, установленная на мощной колесной платформе. Административная юрта сотрудников именуется штабной, в подражание жилью этнографической экспедиции. Есть и Юрта сказок, и юрта – библиотека.
Музей кочевой культуры не делает ограничений, запрещающих трогать экспонаты, — здесь это вполне допустимо. Можно извлечь звуки из бубна, примерять одежды, прикасаться к интересующим вещам. Вне жилищ также оборудован миниатюрный ипподром для конных поездок, тир для стрельбы из лука. Можно освоить азы обращения с арканом, который используют многие народности на разных концах Земли.
Интересная и полезная задумка, главное уже осуществленная. Меня только смутили ямы и лужи на территории, конечно, это придает антуража всем этим передвижным домам кочевников, но посетителям, думаю не очень удобно.