Музей Лермонтова в Москве создан в единственном сохранившемся здании в столице, где поэт прожил недолгие 4 года. Хотя, учитывая его короткую 27-летнюю жизнь, это не так и мало. Здесь Михаил провел подростковые годы, отсюда уехал в Петербург юношей навстречу молодости, пережить которую гению русской поэзии не было дано.
Деревянный одноэтажный особняк с мезонином на 3 окна был выстроен после изгнания французской Великой армии Наполеона, в ходе восстановления выгоревшей московской застройки. Дом был арендован у владевшего им купца бабушкой будущего поэта по материнской линии, где она воспитывала внука, рано потерявшего мать и отлученного от отца.
Недружественные отношения отца и бабушки тяготили взрослеющего мальчика, однако властная Елизавета Алексеевна не поощряла свиданий с родителем, не имеющим достаточных средств для достойного воспитания.
Бабушка же внука искренне любила, рано потеряв дочь, и делала все возможное для образования внука. Он хорошо владел тремя ведущими европейскими языками, изучал многие дисциплины с наемными преподавателями, научился неплохо рисовать и играть на нескольких музыкальных инструментах.
Дом, в котором в советское время были коммунальные квартиры, переоборудовали в мемориальный музей, открытый в 1981 году, после продолжительных хлопот. Мебель выбирали из различных музейных собраний и частных коллекции, руководствуясь стилем эпохи и привычками небогатых дворян. Экспонаты же собирались долгие годы сотрудниками Литературного музея. Самое активное участие в подборе экспонатов принимал Ираклий Андроников.
Небольшую прихожую особняка меблировать не стали, ограничившись старинным сундуком – символом временного жилища, да развесив некоторые рисунки в рамках. Здесь же копия мемориальной доски, установленной на здании в месте рождения поэта.
Нижний этаж особняка
На нижнем этаже музейная экспозиция размещена в двух гостиных и комнате бабушки поэта. Именно с помещения, занимаемого Елизаветой Алексеевной, начинают посетители осмотр музея Лермонтова. Из предметов меблировки сразу привлекают внимание письменное бюро и туалетный столик. Оба предмета, хотя наверняка не принадлежали обитателям особняка, выглядят достойно в этой экспозиции.
Оригинальная конструкция письменного бюро сделала бы честь и современным мебельным дизайнерам, настолько изящны изгибы поверхностей на разных уровнях изделия. Очень функциональным выполнен туалетный столик со множеством ящичков разнообразной формы.
Кроме этой публичной части, за раздвижной ширмой расположен уголок отдыха в составе чайного столика и двух кресел, дополненных узкой кушеткой возле стены. Вся обивка мебели и драпировки ширмы выполнены из одного материала, и выглядит этот уголок достаточно гармонично.
Особенно привлекательно смотрится стойка чайного стола, филигранно выполненная в виде древнегреческой лиры.
На стене картина с природным видом, а также портрет любимого внука в 7-летнем возрасте.
Следующее помещение — малая гостиная использовалась для приема гостей – товарищей Михаила по обучению в пансионе, а затем и в университете. Символически восстановленная отопительная печь позволяет утверждать, что эта комната была самой теплой в особняке, поэтому ее популярность у молодежи в зимний учебный период вполне объяснима и естественна.
Мебель для студенческих посиделок выбрана очень своеобразная, с резными деревянными спинками дивана и стульев. Овальный стол с настольным светильником достаточно просторен для любой компании, есть и маленький столик для индивидуальных занятий.
Смежная с предыдущей Большая гостиная могла вместить уже большее количество посетителей, это угловая комната первого этажа особняка. Она украшена живописными произведениями в более богатых багетах, чем в остальных помещениях.
Добавляется декоративное оформление коллекцией фарфоровых тарелок шестиугольной формы, размещенной между двумя соседними окнами.
Здесь можно было заниматься и музыкальными упражнениями или выступлениями – в светлом углу расположено фортепиано оригинального внешнего вида. Один из многочисленных портретов Лермонтова помещен также в меж оконном простенке.
Мезонин Лермонтова
Личная комната юного Лермонтова располагалась в мезонине – надстройке над средней частью дома, распространенной деталью купеческих усадеб XIX века. Ведет в верхнее помещение деревянная лестница, искусно воспроизведенная по известным аналогам мастерами гораздо более поздних времен. Массивные ступени и перила с широкими поручнями сверкают, выдавая достаточно свежую покраску.
Напротив входа с лестницы в комнату Михаила обнаруживается столик для игры в шахматы с расставленными в начальном положении фигурами и два стела для играющих. Подсвечник со свечой, стоящий на хорошо освещенном солнцем столике, наводит на мысль о позднем времени шахматных сражений.
По некоторым источникам, Лермонтов с детства овладел правилами древней игры, причем тратил мало времени на обдумывание очередных ходов и успевал заниматься другими делами, пока над ходом думал его соперник.
Слева от входа расположена удобная кушетка и такого же исполнения резное кресло, причем обивка этих предметов такая же. Как у стульев для шахматистов. В углу у окна книжный шкаф, плотно забитый изданиями разной тематики.
Торшер у изголовья кушетки наталкивает на мысль о позднем чтении, а гитара – на владение этим инструментом хозяина помещения. Лермонтов на самом деле умел играть на нескольких инструментах, и на гитаре в том числе.
Правая часть комнаты мезонина занята элегантным секретером и рабочим стулом, а также еще одним книжным шкафом. На мольберте оставлен рисунок самого Лермонтова, искусно изобразившего своего отца. Их отношения были достаточно теплыми, но общение родных затруднялось нежеланием своенравной бабушки, стремящейся полностью владеть вниманием любимого внука.
Посещение музея Лермонтова позволяет немного лучше узнать нашего великого поэта, еще острее пожалеть о скоротечности его жизни. Не будь этого трагического убийства по надуманному поводу, мы имели бы классика литературы невиданного масштаба.
Есть в Подмосковье еще одно замечательное место связанное с великим поэтом — усадьба Середниково(в советское время было известно как санаторий «Мцыри»), имение бабушки поэта, Елизаветы Алексеевны Арсеньевой. В те годы, когда он жил в Москве, в том доме, который сейчас музей, летние каникулы он проводил именно в Середниково. И с этим местом у юного Михаила многое связано. Очень рекомендую приехать с экскурсией в это имение или просто побродить вокруг, постоять у деревьев, свидетелей того времени. спуститься по широким каменным ступенькам в лиственничной аллее к пруду, сфотографироваться у старинных мостиков, попить воды из родника. Все это погружает в атмосферу того периода, позволяет почувствовать эпоху. Очень приятно и хорошо там! Да и кинематографисты частенько используют эту натуру при съемках.
Добраться несложно — с Ленинградского вокзала до ст. Фирсановка, далее автобусом до «Мцыри».
Середниково.jpg
Не знаю кому как, но этот музей, который находится рядом с Арбатом и трудно представить как было там раньше. Простенький домик стоит среди современных зданий мегаполиса.