Состав бронепоезда включал бронированный паровоз, несколько защищенных броней артиллерийских и зенитных платформ, платформы для пехоты сопровождения. Вооружение бронепоезда включало танковые башни от Т-34 с пушками калибра 76 мм, танковые пулеметы конструкции Дегтярева , зенитные пушки и пулеметы.

Боевой путь бронепоезда был недолгим, но героическим – он внес весомый вклад в пресечение наступления фашистов на Курской дуге, но при исходе боекомплекта и повреждении путей экипажу пришлось мощное оружие уничтожить. В память о бронепоезде был назван именной поезд метро Курская дуга.
Свидетельства сооружения метро и его эксплуатации
Народный музей, созданный ветеранами, передал для показа в целях профессиональной ориентации многие экспонаты, собранные за десятилетия работы. Один из уголков экспозиции демонстрирует рабочую одежду проходчика, в которую облачен манекен. Рядом на столике макет старого вагона метро, поодаль колесная тележка. На стене – старые вывески станций, схема поездных сигналов и памятные фотографии.
Следующая подборка цветных снимков представляет посетителям модификации вагонов, которыми комплектовали поезда метрополитена в разные годы. Нет смысла перечислять названия и марки, их можно прочесть на фотографиях. Посетители могут проследить эволюцию внешнего вида подвижного состава метро во времени, по мере развития техники и технологий. Менялись очертания, в основном в сторону большей обтекаемости для уменьшения сопротивления воздуха. Менялись форма и материал окон вагонов и другие их составляющие.

Эпоху отсутствия централизованного управления оборудованием путевого хозяйства иллюстрирует будка стрелочника и манекен работника, облаченный в соответствующую рабочую одежду. Было время, когда стрелки для направления поездов метро в нужный тоннель переводились вручную, пока не внедрили автоматический дистанционный перевод с центрального пульта направления. Здесь же экспонируется модель контактного рельса, передающего электроток на движущийся электровоз. Устройство показано со всеми деталями и вполне может служить наглядным пособием для обучения.
Уменьшенная копия станции метрополитена показывает устройство этого сложного инженерного сооружения. Различаются подземная часть метрополитена и наземные сооружения, видны пассажирская платформа и вагоны на подъездном пути. Показано здание станции наверху, эскалатор для спуска на платформу и недоступный в нормальных условиях для пассажиров аварийный выход – вертикальная выработка, в которой установлена винтовая лестница, выходящая на поверхность земли. Приглядевшись вблизи, можно обнаружить и другие элементы.
На большинстве станций метро, кроме наземных участков путей, станции метро оборудованы специальными подъемными устройствами – эскалаторами. Внешне это непрерывно движущаяся лестница из двух разделенных маршей, имеющих противоположное направление. На музейном макете устройство механизма показано наглядно: несущая ступеньки лестницы замкнутая цепь закреплена на двух барабанах, один из которых вращается электродвигателем. Парапеты с фонарями освещения снабжены перилами, верхняя лента опоры движется с той же скоростью. Что и лестница. Удобство и непрерывность работы в обе стороны позволила эскалаторам навсегда вытеснить вертикальные лифты, которые использовали на ранней стадии строительства подземок.
Проходка подземных тоннелей для прокладки железнодорожных путей метрополитенов в разные времена производилась различными способами. Тоннели неглубокого заложения сооружались рытьем канав, строительством стен и перекрытия, засыпкой и восстановлением надземной инфраструктуры. При расположении на большой глубине устраивали вертикальные шахты и соединяли их горизонтальными тоннелями. Первоначально работы выполнялись обычным для шахтеров методом забойной проходки, затем были созданы современные проходческие комплексы. Макет такого устройства представляет музей метро. Комплекс объединяет работы по рыхлению и выемке горной породы с установкой конструкций стенок тоннеля.
Фотография реального проходческого комплекса позволяет оценить размеры агрегата в сравнении с человеческой фигурой. Тоннели метро устраивают диаметром от 5 до 8 метров в зависимости от назначения (перегонные или магистральные).

Торцевая часть устройства снабжена вращающимся оголовком, где укреплены инструменты для разрушения породы, а также устройства для удаления отбитого камня или грунта. Комплекс обеспечивает параллельное с проходкой тоннеля укрепление его стенок: устанавливаются чугунные или бетонные оболочки, после скрепления между собой образующие прочные и надежные стены.
Стенд, похожий на экспозицию археологического музея, содержит находки метростроителей в процессе проходческих работ.

Состав обнаруживаемых предметов типичен для раскопок в городе почтенного возраста: черепки керамики и фрагменты посуды, монеты и металлические кресты и ключи, сосуды различного назначения и даже книги. Возраст находок проходчиков тоннелей меняется в зависимости от глубины заложения выработок. Наиболее значимые находки оказываются не в ведомственном музее, их положено передавать в профильные научные учреждения.












