Музей метро создан благодаря усилиям энтузиастов из числа ветеранов метрополитена Москвы, организовавшим сбор экспонатов из личных коллекций, отслуживших свой срок устройств и механизмов, исторических документов. Собрание имеет статус народного музея и бесплатно для посещения, в том числе и с экскурсоводом. Находится экспозиция на действующей станции метро Выставочная, в помещении Центра профессиональной ориентации метрополитена – соседство очень полезное для обеих сотрудничающих сторон.
Метро в мире и в Москве
Метро начали строить спустя полвека после появления паровозов, именно эти паровые локомотивы перемещали вагоны первого в мире лондонского метро, которое ввели в действие в 1863 году. Задымленность тоннелей и станций жители британской столицы не любили, но технический прогресс неудобство устранил уже в 1891 году, менее чем через30 лет использования – стала применяться электровозная тяга.
Московское метро начали эксплуатировать в 1935 году, количество линий и станций постоянно росло и увеличивается до сих пор. В настоящее время метрополитен столицы – самый загруженный в мире, перевозит 3.2 миллиона пассажиров в год. Токио отстает на 0,5 миллиона, а Нью-Йорк и Париж уступают более чем в 2 раза. При этом по количеству станций метро Москвы только 5-е в мире после Нью-Йорка, Парижа, Лондона и Токио. Бурно развиваются метрополитены Пекина и Шанхая, население которых значительно превосходит остальные мегаполисы.
Станция Выставочная и ее объекты
Станция метро Выставочная построена в сентябре 2005 года открытым способом, то есть рытьем котлована, сооружением конструкции из монолитного железобетона, перекрытием и обратной засыпкой с восстановлением покрытия поверхности. Вестибюли и посадочные платформы оформлены в едином дизайнерском стиле с использованием как природных, так и искусственных отделочных материалов. Применены материалы контрастных цветов, лаконичные и четкие линии. Отшлифованная нержавеющая сталь, мрамор разных оттенков в колоннах и облицовке стен, подвесные потолки из алюминиевого профиля и панелей позволили создать современный интерьер. Над козырьком укрытия прибывающих составов стена из прозрачного пластика позволяет видеть с посадочной платформы интерьер Центра профессиональной ориентации метрополитена, открытого здесь в 2015 году.
В декабре 2005 года начала работу предусмотренная проектом станции фотогалерея Метро, первая в столичном метрополитене. Размещена галерея на противоположной стороне пассажирской платформы станции, напротив Центра профориентации. Расположение вдоль пешеходного балкона обеспечивает постоянный поток зрителей, с разной внимательностью и заинтересованностью знакомящихся с работами фотохудожников.
Тематическая выставка фоторабот, отображающих сюжеты жизни Русского Севера, привлекают разнообразием жанров и стилей.
Работы в течение года обновляются, практикуется также устройство персональных выставок мастеров пейзажной и жанровой фотографии, портретистов и спортивных фотографов. Репортерские работы и свободные зарисовки также выставляются в галерее Метро, ставшей примечательным и заметным элементом оформления станции.
С высоты пешеходного балкона станция Выставочная смотрится привлекательно и выделяется своеобразием дизайна. Стальные мощные колонны квадратного сечения гармонируют с ограждениями перил балкона, также выполненными из нержавейки.
Пол платформы вписывается в общую цветовую гамму, которая разнообразится темными поперечными полосами поперек платформы. Умело организованное рассеянное освещение с высоких потолков довершает формирование индивидуального облика станции.
Центр профориентации и музейные экспозиции
Профессиональная ориентация будущих работников метрополитена более доходчива с размещением в Центре закрытого на реконструкцию народного музея метро, размещаемого ранее на станции Спортивная. Избыток помещений позволил разместить музейные экспозиции без ущерба наглядности и делению на тематические разделы. Экспонаты размещены вдоль достаточно протяженных стен, на специальных стеллажах и в витринах. Довольно старый диспетчерский стол с суконным покрытием столешницы использован не только как самостоятельный экспонат – на нем выставлены образцы давней оргтехники. Это телефонный аппарат с дисковым набором и клавишами прямого вызова, раритетная пишущая машинка и другие устройства.
Московское метро до сих пор носит имя Ленина, и бюст былого вождя представлен в экспозиции наряду с традиционными памятными знаменами за успехи в труде. Закономерно и правильно здесь представлены стенды о трудовых династиях работников подземного транспорта, нет ничего более привязывающего к определенной профессии, нежели следование трудовому пути предков. Дополняется экспозиция фотографиями эпизодов вручения памятных знамен, витриной с подаренными к памятным датам сувенирами.
Рядом с описанной экспозицией находится витрина с моделями локомотивов и целых составов поездов. Паровозы представлены как исторические предшественники электрических локомотивов, они действительно использовались в некоторых метро мира до электрификации. Московский метрополитен сразу был ориентирован на электрическую тягу. Составы поездов формировались из локомотивов и вагонов, конструкция и внешний вид которых со временем менялся, порой значительно. На стенде эти изменения можно наблюдать наглядно.
Следующая экспозиция музея метро демонстрирует архивные фотографии, запечатлевшие эпизоды создания и эксплуатации подземных путей сообщения. Старые черно-белые снимки сохранили облик станций метро давних лет, сцены наиболее памятных событий. Здесь же былые схемы линий метро, разительно отличающиеся от нынешнего состояния магистралей. Весьма приметный экспонат – макет бронепоезда Московский метрополитен, оригинал которого был построен на добровольные пожертвования работников в 1943 году.
Это хорошо, все же лучше смотреть на красоту, чем на пустые станции. Для туристов это звоночек о том, что есть что посмотреть. Раз уж в метро такая красота, то за его пределами точно можно найти что-то еще интереснее. Для местных — возможность лишний раз насладиться тем, чем богата страна.
Ого! Даже не знала, что такой есть! Я была в Москве, правда уже давновато…Думала, что кроме Красной площади там больше посмотреть нечего!:))) Шутка.)
Мой дед когда-то был одним из первых метростроевцев. Поэтому с детьми посещал этот музей ещё в те годы, когда он размещался в здании метро «Спортивная» и предназначался в основном для обучения будущих сотрудников. Вероятно, поэтому посещение было бесплатным. Несмотря на некоторую запущенность экспонатов, прикосновение к советскому прошлому отозвалось приятной ностальгией. Насколько я понял из интернета, сейчас музей находится на реконструкции, а в помещении на станции «Выставочная» его перенесли временно. К тому же предусмотрено только экскурсионное посещение школьниками.
Это так интересно. Мне нравятся подобные места. Смотря на экспозиции, как бы, окунаешься в прошлое, что и как делали люди в те времена, к чему стремились, чего хотели. Есть возможность узнать и сравнить, что было тогда и сейчас. Всегда с удовольствием посещаю подобные места. Взяла себе на заметку. В следующий раз, когда буду в Москве обязательно схожу.
Впервые я оказалась в метро лет в 20, когда с подругой решили приехать в Москву на денек посмотреть нашу столицу. Мы вели себя как провинциалы, впервые увидевшими метрополитен, но ведь так оно и было. Нас приводил в восторг и длинный эскалатор, рисунки на стенах, поезда, хотелось не проскакивать станцию галопом, а смотреть, изучать, знакомиться. Я потом много читала информации о строительстве нашего метро, самого красивого, на мой взгляд, и впоследствии катаясь по миру и сравнивая, я только убеждалась, что московское метро одно из лучших. Музей вызывает у меня ностальгические чувства и гордость за наше метро.
Для старшего поколения будет очень интересно посмотреть на уже неработающее оборудование, но в советские времена встречавшееся повсеместно в метро.