Состав бронепоезда включал бронированный паровоз, несколько защищенных броней артиллерийских и зенитных платформ, платформы для пехоты сопровождения. Вооружение бронепоезда включало танковые башни от Т-34 с пушками калибра 76 мм, танковые пулеметы конструкции Дегтярева , зенитные пушки и пулеметы.
Боевой путь бронепоезда был недолгим, но героическим – он внес весомый вклад в пресечение наступления фашистов на Курской дуге, но при исходе боекомплекта и повреждении путей экипажу пришлось мощное оружие уничтожить. В память о бронепоезде был назван именной поезд метро Курская дуга.
Свидетельства сооружения метро и его эксплуатации
Народный музей, созданный ветеранами, передал для показа в целях профессиональной ориентации многие экспонаты, собранные за десятилетия работы. Один из уголков экспозиции демонстрирует рабочую одежду проходчика, в которую облачен манекен. Рядом на столике макет старого вагона метро, поодаль колесная тележка. На стене – старые вывески станций, схема поездных сигналов и памятные фотографии.
Следующая подборка цветных снимков представляет посетителям модификации вагонов, которыми комплектовали поезда метрополитена в разные годы. Нет смысла перечислять названия и марки, их можно прочесть на фотографиях. Посетители могут проследить эволюцию внешнего вида подвижного состава метро во времени, по мере развития техники и технологий. Менялись очертания, в основном в сторону большей обтекаемости для уменьшения сопротивления воздуха. Менялись форма и материал окон вагонов и другие их составляющие.
Эпоху отсутствия централизованного управления оборудованием путевого хозяйства иллюстрирует будка стрелочника и манекен работника, облаченный в соответствующую рабочую одежду. Было время, когда стрелки для направления поездов метро в нужный тоннель переводились вручную, пока не внедрили автоматический дистанционный перевод с центрального пульта направления. Здесь же экспонируется модель контактного рельса, передающего электроток на движущийся электровоз. Устройство показано со всеми деталями и вполне может служить наглядным пособием для обучения.
Уменьшенная копия станции метрополитена показывает устройство этого сложного инженерного сооружения. Различаются подземная часть метрополитена и наземные сооружения, видны пассажирская платформа и вагоны на подъездном пути. Показано здание станции наверху, эскалатор для спуска на платформу и недоступный в нормальных условиях для пассажиров аварийный выход – вертикальная выработка, в которой установлена винтовая лестница, выходящая на поверхность земли. Приглядевшись вблизи, можно обнаружить и другие элементы.
На большинстве станций метро, кроме наземных участков путей, станции метро оборудованы специальными подъемными устройствами – эскалаторами. Внешне это непрерывно движущаяся лестница из двух разделенных маршей, имеющих противоположное направление. На музейном макете устройство механизма показано наглядно: несущая ступеньки лестницы замкнутая цепь закреплена на двух барабанах, один из которых вращается электродвигателем. Парапеты с фонарями освещения снабжены перилами, верхняя лента опоры движется с той же скоростью. Что и лестница. Удобство и непрерывность работы в обе стороны позволила эскалаторам навсегда вытеснить вертикальные лифты, которые использовали на ранней стадии строительства подземок.
Проходка подземных тоннелей для прокладки железнодорожных путей метрополитенов в разные времена производилась различными способами. Тоннели неглубокого заложения сооружались рытьем канав, строительством стен и перекрытия, засыпкой и восстановлением надземной инфраструктуры. При расположении на большой глубине устраивали вертикальные шахты и соединяли их горизонтальными тоннелями. Первоначально работы выполнялись обычным для шахтеров методом забойной проходки, затем были созданы современные проходческие комплексы. Макет такого устройства представляет музей метро. Комплекс объединяет работы по рыхлению и выемке горной породы с установкой конструкций стенок тоннеля.
Фотография реального проходческого комплекса позволяет оценить размеры агрегата в сравнении с человеческой фигурой. Тоннели метро устраивают диаметром от 5 до 8 метров в зависимости от назначения (перегонные или магистральные).
Торцевая часть устройства снабжена вращающимся оголовком, где укреплены инструменты для разрушения породы, а также устройства для удаления отбитого камня или грунта. Комплекс обеспечивает параллельное с проходкой тоннеля укрепление его стенок: устанавливаются чугунные или бетонные оболочки, после скрепления между собой образующие прочные и надежные стены.
Стенд, похожий на экспозицию археологического музея, содержит находки метростроителей в процессе проходческих работ.
Состав обнаруживаемых предметов типичен для раскопок в городе почтенного возраста: черепки керамики и фрагменты посуды, монеты и металлические кресты и ключи, сосуды различного назначения и даже книги. Возраст находок проходчиков тоннелей меняется в зависимости от глубины заложения выработок. Наиболее значимые находки оказываются не в ведомственном музее, их положено передавать в профильные научные учреждения.
Это хорошо, все же лучше смотреть на красоту, чем на пустые станции. Для туристов это звоночек о том, что есть что посмотреть. Раз уж в метро такая красота, то за его пределами точно можно найти что-то еще интереснее. Для местных — возможность лишний раз насладиться тем, чем богата страна.
Ого! Даже не знала, что такой есть! Я была в Москве, правда уже давновато…Думала, что кроме Красной площади там больше посмотреть нечего!:))) Шутка.)
Мой дед когда-то был одним из первых метростроевцев. Поэтому с детьми посещал этот музей ещё в те годы, когда он размещался в здании метро «Спортивная» и предназначался в основном для обучения будущих сотрудников. Вероятно, поэтому посещение было бесплатным. Несмотря на некоторую запущенность экспонатов, прикосновение к советскому прошлому отозвалось приятной ностальгией. Насколько я понял из интернета, сейчас музей находится на реконструкции, а в помещении на станции «Выставочная» его перенесли временно. К тому же предусмотрено только экскурсионное посещение школьниками.
Это так интересно. Мне нравятся подобные места. Смотря на экспозиции, как бы, окунаешься в прошлое, что и как делали люди в те времена, к чему стремились, чего хотели. Есть возможность узнать и сравнить, что было тогда и сейчас. Всегда с удовольствием посещаю подобные места. Взяла себе на заметку. В следующий раз, когда буду в Москве обязательно схожу.
Впервые я оказалась в метро лет в 20, когда с подругой решили приехать в Москву на денек посмотреть нашу столицу. Мы вели себя как провинциалы, впервые увидевшими метрополитен, но ведь так оно и было. Нас приводил в восторг и длинный эскалатор, рисунки на стенах, поезда, хотелось не проскакивать станцию галопом, а смотреть, изучать, знакомиться. Я потом много читала информации о строительстве нашего метро, самого красивого, на мой взгляд, и впоследствии катаясь по миру и сравнивая, я только убеждалась, что московское метро одно из лучших. Музей вызывает у меня ностальгические чувства и гордость за наше метро.
Для старшего поколения будет очень интересно посмотреть на уже неработающее оборудование, но в советские времена встречавшееся повсеместно в метро.