Музей МХАТ, точнее еще МХТ без приставки академический, создан в 1923 году и охватывает период от основания театра до 1943 года. Рисунки и фрагменты декораций, подлинные сценические костюмы и другие экспонаты сохранены в единственных экземплярах, больше увидеть эти раритеты нигде нельзя. Основатели театра и ведущие актеры оставили четкий след в уникальной экспозиции.
Располагается хранилище в основном историческом здании театра, выстроенном на средства Саввы Морозова по проекту Шехтеля, известного архитектора и талантливого инженера. Вращающаяся сцена, круговые рельсы которой видны на некоторых снимках, и раздвижной занавес вместо поднимающегося – его творчество.
Входят в музей МХАТ со стороны Малой сцены, у входа укреплена табличка музея. В табличке на фоне фасада здания наложен снимок первой труппы с режиссерами и самим Чеховым в компании. Деревянная решетка в верхней части входных дверей потом несколько раз повторяется внутри здания.
Перед входом в залы
Усилиями нынешнего руководителя МХТ имени Чехова Олега Табакова в 2014 году вблизи здания установлен памятник основателям театра Станиславскому и Немировичу-Данченко. Более чем 5-метровый монумент содержит их фигуры из бронзы на постаменте из финского гранита.
Отливка статуй и обработки камня произведены в лучших итальянских мастерских под руководством молодого, но уже известного скульптора Морозова, автора проекта памятника.
Один из последних пока вновь установленных в Москве монументов стал подлинной достопримечательностью и украшением нашей столицы.
Решетки с квадратными ячейками встречаются вновь в конце входной группы, к этим дверям в арочном проеме посетители поднимаются по каменным ступенькам.
Далее проемы повторяются, как и небольшие орнаменты в верхних частях стен. Выделяются бронзовые поручни дверей, листами этого же сплава окованы нижние кромки дверных полотен.
Наконец, посетители подымаются на второй этаж и подходят к внутренней двери, открывающей доступ к музейным залам. Они расположены вдоль общей продольной оси, образуя анфиладу последовательных помещений. И эта дверь имеет такую же решетчатую конструкцию и бронзу в оформлении деталей.
Залы музея МХАТ разделены надвое, как бы разграничивая зрительный зал и театральную сцену, с передней частью и кулисами.
О первых спектаклях театра
Хронологически достоверно сформированная экспозиция начинается с первых спектаклей вновь основанного театра. Началась его история в 1898 году с постановки Царь Федор Иоаннович по произведению А.К. Толстого, запрещаемого к постановке цензурой в течении трех десятилетий.
Молодой актер Москвин, исполнитель заглавной роли, обрел славу после первых показов спектакля. Станиславский исполнял роль Василия Шуйского, совмещая обязанности режиссера с актерским исполнением.
Через год состоялась еще одна премьера этого же драматурга. Смерть Иоанна Грозного допустили к постановке позднее второй части трилогии по известным только цензорам соображениям. На этот раз Станиславский исполнял главную роль, впоследствии его сменил режиссер Мейерхольд, также совмещавший режиссуру и исполнение роли. Федора вновь играл Москвин, впоследствии к роли подключили Качалова.
Витрина содержит предметы реквизита, подсвеченные макеты оформления сцены, афиши спектаклей и портреты первых исполнителей главных ролей в костюмах и гриме. Красочные сценические одеяния и головные уборы выполнены из реально используемых в давние времена материалов.
Костюмы изготовлены в основном вручную с использованием золотого шитья и бисерной вышивки. Воинские доспехи для одной из ролей имеют пудовый вес (16 кг), что при длительности спектакля 4 часа представляется изрядной физической нагрузкой.
Молодой и прогрессивный театр был первым коллективом, достойно воплотившим авторский замысел драматических произведений Чехова. Уже в год своего основания МХТ поставил Чайку, которая была провалена двумя годами раньше Александрийским театром.
На следующий год столь же блистательно поставили спектакль Дядя Ваня, а пьесы Три сестры и Вишневый сад были написаны Чеховым уже специально для коллектива МХАТ, с учетом режиссерской манеры Станиславского и кадрового состава труппы. Пьесу Иванов театр поставил уже после кончины автора.
Прекрасного исполнения бюст Чехова закономерно украсил экспозицию музея МХАТ, ведь именно на драматургии Чехова была сформирована новая система актерской работы. Режиссеры театра, работавшие в тесном контакте с автором, не гнушались его советов. Чехов практически стал полноправным членом коллектива, участвовал в репетициях, даже сопровождал на гастролях.
Передача психологических нюансов человеческого поведения, работа всех артистов как единого ансамбля были отточены именно на чеховских пьесах и с непосредственным участием их автора.
Помимо взаимной творческой пользы, в театре произошло и обретение Чеховым своей суженой – актрисы Ольги Книппер. Выступление супруги совместно с женой Станиславского Марией Лилиной еще более сблизило творческое сотрудничество и личную дружбу великих людей.
Дореволюционный период начала XX века
Первым среди российских театров МХАТ поставил в 1908 году жизнеутверждающую пьесу-сказку бельгийского драматурга и поэта князя Метерлинка – Синяя птица. Именно драматические произведения принесли этому автору Нобелевскую премию по литературе 1911 года.
Посвященная этому спектаклю витрина содержит афишу постановки и несколько иллюстраций с изображением героев сказочного повествования, выполненных в различной творческой манере.
Здесь и скульптурное изображение титулованного автора этого легкого и поучительного произведения, статуэтка из металлического сплава на подставке из поделочных камней.
Постановку шекспировского Гамлета был приглашен режиссировать англичанин Гордон Крэг, с которым Станиславского познакомила Айседора Дункан. На этот раз постановка Шекспира была удачнее ранее поставленных спектаклей великого драматурга, которые не выдерживали более десятка постановок.
Соотечественник автора справился лучше, в чем ему помогли Качалов в главной роли и Книппер -Чехова, игравшая Гертруду.
Режиссер выступал при этой постановке и в качестве художника, его рукой выполнены демонстрируемые эскизы декораций. Выставлен и средневековый наряд одного из персонажей.
Один из фрагментов экспозиции демонстрирует устройство поворачивающейся сцены театра, сконструированной Шехтелем в духе технических новинок того времени. Такое устройство упрощало замену декораций в антрактах в соответствии с переменой места действия. На платформе размещались декорации сразу двух актов, при необходимости со стороны кулис ставился третий прямо во время действия.
Музей МХТ действительно прекрасный и уникальный. Но безусловный интерес он представляет только для театральных практиков и теоретиков, это все-таки очень узкий круг.
Без знаний в области театра в этом музее нечего делать.