Музей МХАТ

Музей МХАТ. Вход
Погода Moskva

ясно

9 °C
Ветер
1.81м/с
Давление
763 мм рт. ст.
Влажность
82 %

Музей МХАТ, точнее еще МХТ без приставки академический, создан в 1923 году и охватывает период от основания театра до 1943 года. Рисунки и фрагменты декораций, подлинные сценические костюмы и другие экспонаты сохранены в единственных экземплярах, больше увидеть эти раритеты нигде нельзя. Основатели театра и ведущие актеры оставили четкий след в уникальной экспозиции.

Располагается хранилище в основном историческом здании театра, выстроенном на средства Саввы Морозова по проекту Шехтеля, известного архитектора и талантливого инженера. Вращающаяся сцена, круговые рельсы которой видны на некоторых снимках, и раздвижной занавес вместо поднимающегося – его творчество.

Входят в музей МХАТ со стороны Малой сцены, у входа укреплена табличка музея. В табличке на фоне фасада здания наложен снимок первой труппы с режиссерами и самим Чеховым в компании. Деревянная решетка  в верхней части входных дверей потом несколько раз повторяется внутри здания.

Перед входом в залы

Усилиями нынешнего руководителя МХТ имени Чехова Олега Табакова в 2014 году вблизи здания установлен памятник основателям театра Станиславскому и Немировичу-Данченко. Более чем 5-метровый монумент содержит их фигуры из бронзы на постаменте из финского гранита.

Отливка статуй и обработки камня произведены в лучших итальянских мастерских под руководством молодого, но уже известного скульптора Морозова, автора проекта памятника.

Один из последних пока вновь установленных в Москве монументов стал подлинной достопримечательностью  и украшением нашей столицы.

Памятник основателям театра Станиславскому и Немировичу-Данченко поблизости от здания, где на втором этаже располагается музей МХАТ. Автор монумента – молодой скульптор Морозов, инициатор установки Олег Табаков.

Решетки с квадратными ячейками встречаются вновь в конце входной группы, к этим дверям в арочном проеме посетители поднимаются по каменным ступенькам.

Далее проемы повторяются, как и небольшие орнаменты в верхних частях стен. Выделяются бронзовые поручни дверей, листами этого же сплава окованы нижние кромки дверных полотен.

Промежуточные двери входной группы музея МХАТ. Снова элементы деревянной решетки в квадратную клетку, как и на входе в здание.

Наконец, посетители подымаются на второй этаж и подходят к внутренней двери, открывающей доступ к музейным залам. Они расположены вдоль общей продольной оси, образуя анфиладу последовательных помещений. И эта дверь имеет такую же решетчатую конструкцию и бронзу в оформлении деталей.

Двери непосредственного входа в залы музея МХАТ, расположенные последовательно в виде анфилады помещений. И опять те же решетки, почему-то полюбившиеся оформителям.

Залы музея МХАТ разделены надвое, как бы разграничивая зрительный зал и театральную сцену, с передней частью и кулисами.

О первых спектаклях театра

Хронологически достоверно сформированная экспозиция начинается с первых спектаклей вновь основанного театра. Началась его история в 1898 году с постановки Царь Федор Иоаннович по произведению А.К. Толстого,  запрещаемого к постановке цензурой в течении трех десятилетий.

Молодой актер Москвин, исполнитель заглавной роли, обрел славу после первых показов спектакля. Станиславский исполнял роль Василия Шуйского, совмещая обязанности режиссера с актерским исполнением.

Через год состоялась еще одна премьера этого же драматурга. Смерть Иоанна Грозного допустили к постановке позднее второй части трилогии по известным только цензорам соображениям. На этот раз Станиславский исполнял главную роль, впоследствии его сменил режиссер Мейерхольд, также совмещавший режиссуру и исполнение роли. Федора вновь играл Москвин, впоследствии к роли подключили Качалова.

Витрина содержит предметы реквизита, подсвеченные макеты оформления сцены, афиши спектаклей и портреты первых исполнителей главных ролей в костюмах и гриме. Красочные сценические одеяния и головные уборы выполнены из реально используемых в давние времена материалов.

Костюмы изготовлены в основном вручную с использованием золотого шитья и бисерной вышивки. Воинские доспехи для одной из ролей имеют пудовый вес (16 кг), что при длительности спектакля 4 часа представляется изрядной физической нагрузкой.

Зал музея МХАТ, посвященный первым спектаклям нового театра по пьесам А.К. Толстого. Макеты оформления, сценические костюмы и реквизит. Афиши и портреты первых исполнителей главных ролей.

Молодой и прогрессивный театр был первым коллективом, достойно воплотившим авторский замысел драматических произведений Чехова. Уже в год своего основания МХТ поставил Чайку, которая была провалена двумя годами раньше Александрийским театром.

На следующий год столь же блистательно  поставили спектакль Дядя Ваня, а пьесы Три сестры и Вишневый сад были написаны Чеховым уже специально для коллектива МХАТ, с учетом режиссерской манеры Станиславского и кадрового состава труппы. Пьесу Иванов театр поставил уже после кончины автора.

Общий вид одного из залов музея МХАТ с витриной вогнутой формы. Часть чеховского раздела экспозиции, макет занавеса и другие материалы по Чайке на дальней стене.

Прекрасного исполнения бюст Чехова закономерно украсил экспозицию музея МХАТ, ведь именно на драматургии Чехова была сформирована новая система актерской работы. Режиссеры театра, работавшие в тесном контакте с автором, не гнушались его советов. Чехов практически стал полноправным членом коллектива, участвовал в репетициях, даже сопровождал на гастролях.

Передача психологических нюансов человеческого поведения, работа всех артистов как единого ансамбля были отточены именно на чеховских пьесах и с непосредственным участием их автора.

Продолжение демонстрации истории постановки пьес Чехова на сцене театра. Украшение экспозиции музея МХАТ – прекрасный бюст любимого драматурга труппы.

Помимо взаимной творческой пользы, в театре произошло и обретение Чеховым своей суженой – актрисы Ольги Книппер. Выступление супруги совместно с женой Станиславского Марией Лилиной еще более сблизило творческое сотрудничество и личную дружбу великих людей.

Дореволюционный период начала XX века

Первым среди российских театров МХАТ поставил в 1908 году жизнеутверждающую пьесу-сказку бельгийского драматурга и поэта князя Метерлинка – Синяя птица. Именно драматические произведения принесли этому автору Нобелевскую премию по литературе 1911 года.

Посвященная этому спектаклю витрина содержит  афишу постановки и несколько иллюстраций с изображением героев сказочного повествования, выполненных в различной творческой манере.

Здесь и скульптурное изображение титулованного автора этого легкого и поучительного произведения, статуэтка из металлического сплава на подставке из поделочных камней.

Участок экспозиции музея МХАТ, посвященной постановке сказки Мориса Метерлинка, лауреата Нобелевской премии по литературе 1911 года. Афиша и статуэтка автора среди иллюстраций о персонажах.

Постановку шекспировского Гамлета был приглашен режиссировать англичанин Гордон Крэг, с которым Станиславского познакомила Айседора Дункан. На этот раз постановка Шекспира была удачнее ранее поставленных спектаклей великого драматурга, которые не выдерживали более десятка постановок.

Соотечественник автора справился лучше, в чем ему помогли Качалов в главной роли и Книппер -Чехова, игравшая Гертруду.

Режиссер выступал при этой постановке и в качестве художника, его рукой выполнены демонстрируемые эскизы декораций. Выставлен и средневековый наряд одного из персонажей.

Угловая экспозиция музея МХАТ о постановке Гамлета английским режиссером и театральным художником Гордоном Крэгом. Рисунки декораций выполнены его рукой.

Один из фрагментов экспозиции демонстрирует устройство поворачивающейся сцены театра, сконструированной Шехтелем в духе технических новинок того времени. Такое устройство упрощало замену декораций в антрактах в соответствии с переменой места действия. На платформе размещались декорации сразу двух актов, при необходимости со стороны кулис ставился третий  прямо во время действия.

1 Комментарий
  1. Музей МХТ действительно прекрасный и уникальный. Но безусловный интерес он представляет только для театральных практиков и теоретиков, это все-таки очень узкий круг.


Войдите, чтобы добавить комментарий