Сохраняются музеем, несмотря на дефицит выставочной площади, некоторые реальные предметы реквизита. Они передают посетителям облик предметов давних времен и оживляют экспозицию настоящими объемными формами.
Отдельный участок экспозиции отведен одному из лучших учеников и соратников Станиславского Евгению Вахтангову. Портреты этого актера и режиссера в молодом и зрелом возрасте, сцены из Принцессы Турандот, его блестящем, но последнем спектакле по пьесе Карло Гоцци.
Сначала последовательно и твердо придерживался принципов реализма, даже помогал Станиславскому в развитии этого творческого метода, затем под влиянием поэтики Гоцци стал тяготеть к театральному авангарду.
Основал и руководил студенческой студией под крылом МХАТ, после его ранней кончины ставшей Театром имени Вахтангова.
Одна из сторон экспозиционных залов музея МХАТ, как уже отмечалось в обзоре, символизировала зрительный зал театра. В отличие от символа сцены с фигурными витринами – кулисами, эта стена является плоскостью для размещения двухмерных изображений.
Здесь рисованные и фотографические портреты одетых в сценические костюмы актеров, эскизы декораций и другие плоские планшеты и картины. Вдоль стены располагаются скамьи для отдыха посетителей и мебель из старых реквизитов, на которую просят не садиться натянутые веревочки.
Среди других авторов спектаклей МХТ дореволюционного периода следует назвать русских классиков Пушкина, Горького, Льва Толстого, Андреева, Тургенева и Гоголя. Зарубежных драматургов в репертуаре чаще всего представляли Ибсен, Гамсун, Мольер и Гольдони.
Успехом пользовалась постановка Горе от ума, осуществленная по произведению Грибоедова в 1906 году, роль Фамусова исполнял Станиславский.
Витрина, посвященная этому спектаклю, содержит портреты героев в исполнении актеров театра, миниатюрные манекены главных героев в соответствующих костюмах, а также реальные костюмы на вешалках.
Советский период
Репертуар театра после революции продолжал пополняться новыми постановками классических произведений русских и зарубежных драматургов. Появились пьесы новых авторов, в частности Всеволода Иванова и Михаила Булгакова.
Витрина, посвященная бессмертному Ревизору, который остается актуальным во все времена и при любых властях, соседствует с рассказами о новых спектаклях.
В экспозиции представлены афиши, портреты исполнителей главных ролей и театральный костюм из постановки Бронепоезд 14-69 по Вс. Иванову, мелкие предметы реквизита.
Рядом экспозиция по пьесе Дни Турбиных, написанной Булгаковым по мотивам собственного романа Белая гвардия.
Авторитет Станиславского уважали и новые власти, позволяя разнообразить репертуар произведениями, слегка затрагивающими большевистские идеалы.
Однако во избежание критических наездов новой цензуры многие постановки базировались на проверенных временем сюжетах.
Сохранились уникальные сценические платья исполнительниц главных ролей в таких спектаклях, как Анна Каренина и других.
Созданы они многолетним костюмером театра Надеждой Ламановой, работавшей с труппой всю оставшуюся жизнь.
Макет построения музейных залов, своеобразие которого уже отражено в обзоре, представлен на столике с изогнутой формы столешницей.
Здесь же экспозиция, рассказывающая о творчестве основателей театра Станиславского и Немировича-Данченко. Известные художники выполнили их портреты, размещенные среди других экспонатов.
Сохранено подлинное кресло из первой обстановки зрительного зала, именно на нем, с номером 11, сидел Станиславский при проведении репетиций, пока это позволяло состояние его здоровья.
Почитание памяти основателей театра, следование их творческим принципам стало традицией большей части их последователей, что не спасло театр от раскола на две труппы. Однако это совсем другая история.
Станиславский скончался в 1938 году, его многолетний творческий партнер – в разгар войны. Основанная Немировичем-Данченко школа студия продолжала поиск и шлифовку таланта будущих актеров прославленной труппы даже в суровый 1943 год.
Многие выпускники студии стали звездами российских театров, прославив творческий метод Станиславского и Немировича-Данченко.
Посещение музея МХАТ безусловно обогатит познания о театре как у его преданных поклонников, так и у всех любознательных людей.
В собрании хранилища только подлинные экспонаты, настоящие свидетели исторических постановок и зрительских восторгов.
В сохранении творческих традиций и памяти о предшественниках – залог успешной работы театра на долгие годы.
Музей МХТ действительно прекрасный и уникальный. Но безусловный интерес он представляет только для театральных практиков и теоретиков, это все-таки очень узкий круг.
Без знаний в области театра в этом музее нечего делать.