Большинство путешествующих людей использует разные способы передвижения, и железнодорожный транспорт в их числе. Пассажиры чаще задумываются о цели поездки, нежели о виде транспорта и тем более об истории его развития. Между тем стальные магистрали и движущиеся по ним составы достойны интереса к своей эволюции, и музей Московской железной дороги способен предоставить необходимую информацию.
Московская железная дорога была российским пионером движения по рельсам, не считая заводские и шахтные перевозки с использованием конной тяги. Этапы развития крупнейшего в стране предприятия ж/д транспорта представлены в музее Московской железной дороги.
Использовать направляющие для движения повозок начали еще в древнем Вавилоне, за 2 тысячелетия до нашей эры. Это были две параллельных канавки, по которым передвигались колеса. Похожие на современные рельсовые колеи использовали в шахтах и на заводах для перевозки руды и других грузов, используя конную тягловую силу. Появились рельсовые конные экипажи и для пассажиров.
Изобретение паровой машины в конце XVIII века (англичанин Джеймс Уатт) обеспечило двигателем многие промышленные машины и станки; с 1801 году в Англии Тревитик создал шахтный паровоз, а машина для передвижения вагонов по поверхности земли впервые изготовлена в 1814 году Стефенсоном, также англичанином. Его паровоз под говорящим именем Ракета имел уже все элементы знакомого старшему поколению парового локомотива.
Отец и сын Черепановы были авторами первого российского паровоза, перевозившего медную руду на заводе в Нижнем Тагиле (1833 год) – груз в 3 тонны перемещался со скоростью 16 км/час. Справедливо упомянуть, что изобретение реализовано после поездки одного из Черепановых в Англию и ознакомления с конструкцией и использованием машин Стефенсона.
Упоминание о медной руде – не ошибка; тагильский металлургический гигант начинался именно с медного завода Демидова. Здесь была выпущена первая листовая медь в России; именно тагильской медью облицована статуя Свободы в Нью-Йорке. Истощение медного месторождения привело к специализации завода на выпуске железа – знаменитой на весь мир марки Старый соболь.
До наших дней нижнетагильский металлургический комбинат производит значительную долю железнодорожных рельсов и колес, а также металлопрокат и лист, в том числе для железнодорожников. Другой завод в Нижнем Тагиле, Уральский вагоностроительный, выпускает подвижной состав – грузовые полувагоны и цистерны для разных жидких грузов.
Московская железная дорога создавалась начиная с 1861 года, когда было запущено сообщение между Москвой и Петушками; затем открылись маршруты на Нижний Новгород и Сергиев Посад. Далее новые магистрали запускались практически ежегодно; уже к 1880 году общая длина железных дорог московского узла превысила 2 тысячи километров.
Активно развивающаяся магистраль постоянно увеличивала протяженность дорожной сети; сейчас она достигла 9 тысяч километров. Магистрали МЖД ежедневно пропускают более 3 тысячи составов пригородных и пассажирских поездов. На дороге трудятся более 100 тысяч человек. Зона охвата территории такова, что на ней проживает около 30% населения страны.
Посещение специфического музея целевым образом практикуют в основном работники и ветераны отрасли, студенты железнодорожных учебных заведений. Однако музейная экспозиция достойна более широкой аудитории, поскольку не ограничивается демонстрацией средств передвижения по рельсам.
Можно на макетах, с одетыми манекенами увидеть, как выглядело купе высшей категории в царское время, внешний вид железнодорожного проводника и пассажирки. Видны удобства вагона такого класса, вплоть до индивидуальной ванной комнаты.
Здесь можно увидеть состояние в разные периоды времени интерьера вагонов и станций, вокзалы и перроны. Внешний облик местности вокруг дорог, одежда пользующихся услугами ж/д людей также представлены в экспонатах музея.
Музей Московской железной дороги имеет два отделения; главное и наиболее представительное расположено на Павелецком вокзале. Именно ему посвящен данный обзор.
Второе отделение музея находится на Рижском вокзале под открытым небом, занимая более 1,5 километров железнодорожных путей. Здесь сохраняются действующие образцы железнодорожных машин разного времени, которые доступны для осмотра; используются они и при съемке документальных и художественных кинофильмов, в том числе с выходом на реальные дороги.
Представлен кабинет крупного руководителя путевого ведомства дореволюционного образца, оборудование связи и даже портрет царствующего императора.
Создание музея Московской железной дороги произошло в исторический момент, трагичный в понимании тогдашнего поколения. Кончина лидера большевизма Ленина воспринималась как невосполнимая утрата, а образ вождя – достойным почитания и вечной памяти. Поэтому появился Мавзолей и многочисленные памятники во многих населенных пунктах. В уже упомянутом Нижнем Тагиле сооружен один из первых посмертных памятников Ленину (были и прижизненные) в январе 1925 года.
Монумент в Нижнем Тагиле весьма оригинален – пирамидальный постамент из белого мрамора изображает уложенные плашмя корешки книг, по граням поставлены раскрытые тома с высеченными текстами. Наверху – бронзовый земной шар с рельефными континентами и фигура вождя на нем.
Паровоз, перевозивший тело скончавшегося руководителя страны, и багажный вагон были признаны также достойными сохранения; их оставили на вечное хранение. Решение принято в 1937 году, после реставрации поезд и вагон установили у Павелецкого вокзала и обнесли цепным ограждением.
До постановки на вечное хранение паровоз В.И. Ленина продолжал производственную работу; выпущенный в 1910 году на питерском Путиловском заводе, он находился в эксплуатации более четверти века. Восстановлением и окраской в первоначальные цвета руководил тот же машинист Лучин, который управлял паровозом при перевозке тела вождя.
Объект, именуемый Траурным поездом Ленина, подвергался воздействию осадков и неизбежно изнашивался. Для предохранения новоявленной реликвии от повреждения атмосферными факторами паровоз и вагон были обстроены зданием, послужившим основой будущего музея. Строительство павильона закончили в 1948 году.
Второе музейное здания постановили строить в преддверии 20-й Олимпиады, право проведения которой досталось Москве; строительство было произведено в кратчайшие сроки. Применены были ценные и качественные отделочные материалы – лабрадорит черного цвета, привезённый с Украины, уральский белый мрамор, красный карельский гранит. Открыли новое здание музея к юбилейной дате 110-летия со дня рождения Ленина.
Распад СССР едва не привел к исчезновению музея – его перестали охранять и обесточили. Некоторое время в павильоне работал салон по продаже автомобилей; новая жизнь началась с передачей из ведения музея Ленина под крыло музея Московской железной дороги. Ведомство провело реставрацию, затем расширение и размещение в крытом помещении большей части существующей экспозиции музея, дополнив траурный состав многими разнообразными экспонатами.
Значительное внимание было обращено на наружное оформление прилегающей территории. Уборка старых деревьев и высадка новых, мощение тротуаров и площадок, установка уличных светильников преобразили исторический объект, придали ему облик достойного места отдыха. Парк при музее позволяет отдохнуть как ожидающим свой рейс пассажирам, так и жителям города и приезжающим в Москву путешественникам и командированным.
Кроме реального паровоза и вагона, экспозиция включает уменьшенные копии образцов техники, начиная со старинной до современных образцов. Музейные стенды и витрины представляют публике обмундирование со знаками отличия и наградами железнодорожников разных времен, рангов и специальностей. Здесь же инструменты для путевых работ и обслуживания техники, осветительные приборы и многое другое.
Представлены документы, схемы и чертежи паровозов, тепловозов и электровозов.
Подробно показано изменение внутреннего оформления пассажирского вагона электрички – самого посещаемого вида пригородного транспорта.
Прослеживается изменение во времени конструкции сидений, устройства окон и даже облика предметов одежды, головных уборов и обуви пассажиров различных исторических периодов.
Особенно наглядно изменения заметны при выбранном способе демонстрации – разные отсеки одного вагона представляют сменяющиеся эпохи, их можно окинуть одним взором, сравнить и проанализировать различия. Меняющиеся пейзажи за окнами поезда создают полную иллюзию движения.
Среди музейных экспонатов есть стенды, посвященные самым примечательным поездам формирования Московской дороги. Многие из маршрутов заслужили право именоваться фирменными, имеют индивидуальные наименования. Оформление таких поездов, униформа членов экипажа выполнена с характерными отличиями, символизирующими именно этот состав.
Представлен даже макет жилой комнаты в квартире железнодорожника времен начала телевизионной эры. Иллюстративность сценки повышает действующая модель старого телевизора с миниатюрным экраном; игрушечная железная дорога косвенно говорит о частой преемственности профессии.
Макетами представлены здания многих вокзалов МЖД в окружении городской застройки, с подъездными путями и элементами инфраструктуры. Даже автомобили можно рассмотреть и людей, отправляющихся в путь либо прибывших на свою станцию.
Музей использует не только традиционные методы экспозиции экспонатов. Применяются интерактивные экраны как информационного, так и игрового характера; такой подход повышает доходчивость и занимательность представленных сведений. На одном из экранов нужно подобрать предметы одежды железнодорожников разных эпох и специальностей.
Многогранная история нашей страны отражается и в истории транспортных средств и эксплуатирующих организаций. Московская железная дорога – крупнейшее объединение ж/д транспорта в России, музей которой достоин посещения, а экспонаты заслуживают внимательного осмотра.
На Рижском вокзале имеется не менее ценная экспозиция по истории железнодорожного транспорта. Павильонная часть выставки поскромнее, но зато там находится миниатюрная постоянно действующая модель железной дороги, вписанная в городской и природный интерьеры со зданиями, автомобилями, человечками и животными. Всё это живёт своей жизнью, даже смена дня и ночи воспроизводится. А под открытым небом можно посмотреть десятки паровозов, локомотивов, вагонов и прочей техники. Даже существует возможность поездки в раритетном железнодорожном составе, а для ребятишек полазить в кабине машиниста.
Информация полезная – спасибо! Я иногда люблю подобного рода музеи: реальная история во всем блеске. Экспонаты интересные.
Глянула сайт — вполне информативный, билеты недорогие: 150 рублей — взрослым, а для детей вообще — от 60 до 100 рублей.
Думаю в будущем при случае посетить.