Музей Москвы

Музей Москвы. Вход с Остоженки
Погода Dorogomilovo

легкий дождь

19 °C
Ветер
5.3м/с
Давление
751 мм рт. ст.
Влажность
0 %

Музей Москвы – одно из старейших хранилищ столицы, основанное как экспозиция городского хозяйства. Позднее стал многопрофильным музеем исторической направленности. Размещался в храме Иоанна Богослова, после его передачи РПЦ перемещен в Провиантские склады. Это здание также представляет собой примечательное строение, наравне с богатой внутренней экспозицией представляющее познавательный интерес.

Здание построено еще в 1835 году по типовому проекту (по современной терминологии) известного архитектора Стасова. Другими известными работами этого зодчего являются петроградский Спасо-Преображенский собор, часовня Александра Невского в германской колонии русских переселенцев в Потсдаме, перестройка дворца вильнюсского епископа, несколько соборов и другие.

Провиантские склады использовались по прямому назначению – для хранения продовольствия для армейских нужд. После революции к 30-м годам переоборудованы под гаражи военной техники Красной армии и в таком качестве использовались вплоть до 2005 года. После необходимой перестройки переданы музею Москвы.

Начало нового тысячелетие обязывало применить для оформления интерьеров передовые и нестандартные решения. Насколько это удалось, судить нашим современникам, посетителям нового музея.

Приходящие видят просторный светлый вестибюль, оборудованный оригинальной административной стойкой. Здесь нужно оплатить посещение постоянной экспозиции или временных выставок, так же можно получить любую консультацию по режиму работы и расположению разделов музея.

Административная стойка в музее Москвы, размещающемся с 2007 года в историческом здании Провиантских складов. Оформление достаточно современное, привлекает внимание.

Не совсем привычно выглядит винтовая лестница на второй этаж здания. Собственно, лестницы в обычном понимании здесь нет, подъем производится по наклонной плоскости пола. На стене справа по ходу подъема размещены барельефы на исторические сюжеты, выполненные современными художниками. Искусная стилизация в манере древних мастеров иллюстрирует знаменательные моменты в жизни города, демонстрирует работу ремесленников Москвы.

На массивной округлой стене в виде вьющейся по спирали ленты укреплены поднимающиеся перила, облегчающие подъем нуждающимся в опоре гражданам. Над перилами размещена историческая шкала, отмечающая памятные, в основном трагические события в увязке с периодом, когда они происходили.

Оригинальное решение подъема посетителей в музее Москвы – наклонная плоскость вместо лестницы с перилами для нуждающихся в опоре. Лента времени над перилами отражает датировку событий.

Музей Москвы предлагает вниманию посетителей многочисленные исторические реконструкции жизненных сценок разного времени. Воссозданы окружающая обстановка, облик и одеяния жителей разных эпох и сословий.

Одним из таких экспонатов является фигура летописца в средневековом облачении, пером заполняющий свиток историческими хрониками. Оживляет экспозицию воинский островерхий шлем, помещенный на краю стола.

Муляж средневекового летописца в музее Москвы изображает пожилого человека за внесением исторических сведений в архивный свиток. Кованый шлем на краю стола символизирует готовность к сражениям.

Археологические изыскания на территории Москвы и области обнаружили многочисленные следы стоянок древнего человека. Самые ранние находки датируются эпохой палеолита, которая завершилась около 10 тысяч лет назад.

Московские раритеты принадлежат к VII веку до нашей эры, что свидетельствует о нескольких тысячелетиях человеческого присутствия на будущей территории Москвы.

Как и в других аналогичных по времени поселениях, здесь находили изделия из камня и кости, элементарные орудия труда и останки людей древнейшего времени.

Музей Москвы демонстрирует древнейшие следы присутствия человека на нынешней московской территории. Датируются находки историческим периодом палеолита, каменным веком человечества.

Железный век человеческой истории характеризуется временным периодом от 2000 до 1200 лет до нашей эры. Как видно, временные рамки каменного и железного веков нормально стыкуются, подтверждая заключения археологов.

В демонстрационной нише можно видеть уже гораздо более сложные изделия – детали орудий труда, амулеты и украшения.

Металлические сосуды свидетельствуют о владении выплавкой и обработкой металлов тогдашними ремесленниками, проживающими на месте расположения будущей российской столицы.

Экспозиция периода железного века в музее Москвы демонстрирует значительное разнообразие и усложнение найденных изделий и орудий.

Макет древней планировки поселения на месте нынешней Москвы характерен началом формирования облика нынешнего города. Обнаруживаются контуры окраинных районов расселения населения, укрепленная территорию центральной части.

Целесообразность образующейся планировки подтверждается поразительным сходством представленного макета с нынешней картой городских кварталов.

Уже в 1147 году летописи упоминают о поселении с нынешним наименованием, Москва постепенно крепнет и увеличивается как территориально, так и по количеству населения.

Историческая реконструкция, относящаяся к периоду первого упоминания московского поселения в летописных источниках. Уже проступают контуры городских окраин и укрепленного крепостного центра.

Общая концепция организации демонстрации музейных экспонатов позволяет не заслонять исторического облика Провиантских складов.

Расположение находок в стенных нишах оставляет свободной большинство территории внутри здания, что позволяет представить размещение здесь хранимых припасов, их перемещение при приемке и отгрузке.

Планировка помещения типична для больших складов, предназначенных для сохранения значительных объемов различных продовольственных товаров.

Общая концепция размещения экспонатов в музее Москвы оставляет в удобном для восприятия виде интерьер Провиантских складов, представить характер их использования по первоначальному назначению.

Производство посуды издавна было одним из важнейших человеческих ремесел. Ведь сосуды и емкости крайне необходимы в повседневном обиходе, без них человеческий образ жизни просто немыслим.

Обработка пластичных материалов, имеющих свойство сохранять приданную форму после определенной обработки, зародилась в глубокой древности. Сначала посуда формовалась вручную, с изобретением гончарного круга этот процесс обрел черты искусного ремесла, зачастую приравниваемого к искусству.

Витрина гончарного мастерства музея Москвы демонстрирует множество образцов посуды различного размера и всяческих емкостей.

Гончары научились делать самые разнообразные предметы обихода, а затем и декоративные предметы. Многообразие таких древних изделий можно видеть в одной из витрин.

3 комментария
  1. Случайно попала в этот музей, когда была проездом и появилось чуть-чуть свободного времени. Должна отметить, впечатление не однозначное сложилось. Может я так попала, но большая часть экспозиции, это фотографии. Познавательно, но как-то суховато, Москва не такой город, который может испытывать дефицит в исторических экспонатах.

  2. Раньше музей истории Москвы располагался напротив Политехнического в здании церкви. Шесть лет назад РПЦ отжало храм в свою пользу, а под музей отдали так называемые Провиантские склады, которые в советские времена использовались как правительственный гараж. Сегодня это одно из интереснейших мест в Москве, как по внутренней архитектуре, так и по наполнению многочисленных залов, в которых одновременно проходит по 5-6 выставок разного направления. Причём, количество исторических экспонатов бывает настолько обширное, что просто не хватает сил осмотреть даже самое интересное.

  3. Один из   моих  самых любимых музеев столицы. Посещаю его несколько раз в год. Там все время интересные новые выставки и события. Недавно была на выставке московской моды времен революции. Всем кому интересна история Москвы, однозначно советую заглянуть в музей.


Войдите, чтобы добавить комментарий