Богата Москва музеями, среди огромного многообразия которых можно растеряться. Возраст некоторых из них достигает, а то и превышает сотню лет (Оружейная палата, Московский Кремль, Третьяковская галерея). Есть и совсем юные, но не менее интересные музеи. Одним из таковых является Музей русского лубка и наивного искусства, основанный в 2003 году.
Специалистами Музей русского лубка и наивного искусства проводится постоянная работа по реализации выставочных проектов, налаживанию издательской деятельности, сохранению и изучению наивного искусства. Разнообразные научные контакты способствовали появлению обширной коллекции.
2013 год стал для музея годом объединения наивного искусства с народной графикой. Так и образовался Музей русского лубка и наивного искусства, который за всю историю существования претерпел множество изменений (увеличение площади, добавление выставочного зала, формирование собственного фонда).
История лубка
Самые первые лубки появились в Китае, в тот период они рисовались от руки. После 8 столетия гравюры стали выполнять на дереве. В Европу это искусство пришло в XV столетии, лубок, в основном, выполнялся в технике ксилографии. Лубок, ориентированный на «широкие массы», был лучшим средством агитации во времена войн, реформации и революций. В каждой стране производство лубка имело свои особенности.
Лубок, создаваемый полупрофессиональными мастерами, получил широкое распространение в XVII-ХХ столетии. Первые русские лубки создавались в Киево-Печерской Лавре. Их можно было встретить повсюду: в домах мещан, купцов, бедных дворян, мастеровых. Лубок был заменой дорогих икон, светских картин и книг. Дети по ним учились грамоте чтения и письма. Первым московским гравером был А. Тимофеев Невежа. Крупнейшим производителем «фряжских листов» (одно из названий лубочных картин) для царского двора в 1680 году был Афанасий Зверев.
Откуда пошло и как появилось название лубка — точно неизвестно. Может быть из-за клише для оттиска, которые изготавливались из луба (совр.» липа»). Или из-за офени — лубяных коробках, в которых коробейники носили картины. Старое московское предание рассказывает о том, что большинство лубочных мастеров проживало на Лубянке, именно по этой причине гравюра получила свое название. Какая из версий правильная — остается только догадываться.
Лубок делали на бумаге. Лубочные мастера брали липовую доску, стругали и шлифовали ее. Затем карандашом наносили какой-либо рисунок и вручную (с помощью ножа) вырезали ее, оставляя рисунок и надписи выпуклыми. В местах, которые должны быть белыми, делали углубления. Черная краска, приготовленная из льняного масла, жженого сена и сажи, наносилась на деревянное клише с помощью специальной кожаной подушки.
Затем на подготовленное клише помещали влажный бумажный лист и отправляли под пресс станка. Ну, а раскрашиванием оттисков занимались, в основном, женщины и дети. Кисти им заменяли заячьи лапки. В деревнях Подмосковья и Владимира существовали целые артели по раскрашиванию лубков. Профессия людей, занимающихся раскрашиванием лубочных картин именовалась цветальщиком. Первоначально картины были только черно-белыми, а чуть позже «окрасились» в другие цвета (красные, желтые, зеленые и даже лиловые).
В основе лубка по большей части лежал потешный сюжет. К XVIII веку лубочный мир пополнился свадебными темами, которые к середине XIX века исчерпали себя. Еще в эпоху зарождения лубка мастера осваивали сказочный сюжет. Тогда главными героями картин были богатыри из былин, цари и рыцари. Во второй половине XVIII столетия к существующим жанрам присоединился батальный, на котором были запечатлены события военной истории. В конце XIX столетия в картинах можно было лицезреть темы священного писания и поучительного характера. Они рассказывали о вреде пьянства, обжорства и других пагубных привычках.
С освоением гравюры на металле (начало XVIII в.) появилась возможность создания более гибких линий и придания картинам объемности и глубины за счет перекрестной штриховки. В качестве поясняющего текста использовались короткие рассказы, пословицы, стихотворения.
Современники отмечали, что народ отдавал предпочтение картинам «позатейливее»: с большим количеством персонажей и эпизодов. Огромный спрос на лубочные картины был обусловлен их дешевизной — примерно 2 копейки за штуку. Партия в 100 картин стоила один рубль. В первопрестольной их можно было купить у Спасских ворот.
Чуть позже производители лубочных картин поняли, что большинство людей приходят только за тем, чтобы посмотреть на картины. Тогда они создали специальный аппарат, через который за определенную плату можно было смотреть картины. В 1822 году ввели цензуру полиции, после которой множество лубочных картин и деревянных клише было уничтожено.
Общее количество лубочных картин (вместе с современной графикой и реконструированными лубками) более двух тысяч, вглядываясь в которые, замечаешь, что многие из них не утратили актуальности и в настоящее время. Лубочное производство пошло на спад, когда появились фабрики и заводы по производству картин.
Наивное искусство
Музей русского лубка и наивного искусства на Сретенке познакомит посетителей с наивным искусством — творчеством художников-самоучек. Что же такое наивное искусство? Часто его отождествляют с примитивным (простым) стилем, зародившимся в XIX веке. Большинство этих картин похожи на рисунки детей, но у каждой из них взрослый подтекст. Несмотря на малую степень художественности и отсутствие профессионализма по сравнению с академическим искусством, произведения художников-самоучек наполнены добротой, искренностью и непосредственностью. Произведения наивного искусства отлично впишутся в любой интерьер.
Главные признаки примитивного искусства — отсутствие перспективы, одноцветный фон, плоскость фигур, расположение основного мотива на большей части полотна.
В разных культурах всегда присутствовало наивное искусство, ибо это вид самодеятельного искусства, не требующего особых навыков. В последние десятилетия в разных странах, в том числе и России примитивизм стал пользоваться интересом и получил признание.
Экспонаты Музея русского лубка и наивного искусства
В коллекции Музея русского лубка и наивного искусства представлено более полутора тысяч произведений этого направления искусства. Интересные и весьма необычные скульптурные композиции, выполненные в стиле наивного искусства.
Замечательные произведения живописи, портреты, натюрморты. Одна из таких картин — «Музыка крылатой арфы»…Божественно…
А эта картина называется «Три Грации». Забавно и очень мило. Только самые позитивные эмоции.
Несмотря на кажущуюся простоту, картины художников-примитивистов глубоким смыслом, яркими красками и полнотой жизни. Здесь представлены работы Михаила Королева, Марии Примаченко, Кати Медведевой и других. Отдельного внимания удостаиваются произведения Л. Майковой, В. Аносова, А. Рыжовой, А. Пыжовой. Имена многих из них неизвестны простому обывателю.
Музей русского лубка и наивного искусства открыт для всех, кто желает окунуться в мир искренности, чистоты и доброты. Здесь есть отдельная комната для мастер-классов, где проходят тематические занятия.
В музее ежегодно проходит Московский международный фестиваль наивного искусства и творчества аутсайдеров «Фестнаив»
Работает Музей русского лубка и наивного искусства ежедневно, кроме понедельника и вторника. Стоимость билета — 100 рублей. Для учащихся и пенсионеров предоставляется скидка в размере 50%. В музее постоянно проводятся временные выставки современных мастеров примитивного искусства.