Насаждаемым сверху тотальным почитанием вождя последней (пока) русской революции порождено несчетное количество памятников и мемориалов. В их числе и Музей-усадьба Ленина в Горках, сохранившая тенденциозное название и после переоценки Октябрьского переворота. Восприятие достопримечательности во многом изменилось, она обрела несколько иную ценность для новых россиян. Образец зодчества и аристократического быта, не заслонив неоднозначной личности Ленина, обрел самостоятельную значимость.
Классического стиля здание с колоннами и балюстрадами, пристройками, балконами и флигелями весьма своеобразно и привлекательно. Главный фасад выдается вперед, парапеты лестницы украшены декоративными вазами, хороша лепнина фризов под карнизами сбоку. Таким Музей-усадьба Ленина в Горках предстает на заглавном виде, место расположения иллюстрирует высотная фотография. Ориентироваться при просмотре предельно просто, если обратить внимание на окружающую здание балюстраду, она – на обеих фото.
Севернее находящегося на переднем плане объекта нашего визита приведен еще один указатель со стрелкой. Она направлена на второй музей Ленина, отстоящий от особняка совсем на малое расстояние. Концентрация музеев одной и той же личности беспрецедентна, выглядит нелепо и карикатурно, как вся советская действительность. Говоря по большому счету, именно герой мемориалов и породил во многом этот тупиковый исторический период. Первоначально Музей-усадьба Ленина в Горках приглашает в северный флигель, дальний на фото с высоты.
Внешний вид и интерьеры помещений северного флигеля
Архитектурных прибамбасов у этого здания поменьше, хотя по размерам оба флигеля центральному особняку уступают незначительно. Северный примечателен тем, что именно здесь пришлось разместиться ленинскому семейству первоначально, после ранения вождя. Обстоятельства неточного обстрела на заводе Михельсона широко известны, Фанни Каплан попала в историю, ранив Ленина. Повреждения были серьезными, значительно убавив жертве продолжительность жизни и снизив активность деятельности.
До экспроприации большевистскими властями северный флигель усадьбы был гостевым домом. Единственная внешняя достопримечательность здания – балкон второго этажа, настоящая терраса на опорных колоннах. Как и на всей территории, здесь Музей-усадьба Ленина в Горках обильно озеленена. Возле круглого газона с цветущими растениями комплектуются экскурсионные группы посетителей. Есть время погулять по парку, осмотреть беседки в виде ротонд, одна из которых была любима Лениным.
На первом этаже северного флигеля расположена экспозиция, рассказывающая об истории усадьбы, о ее владельцах и их судьбах. Огромное фото дореволюционной хозяйки имения, Зинаиды Морозовой, со вторым из трех мужей расположено на символической границе выставки. Слева рассказывается о законных собственниках Горок, а справа представлены документальные экспонаты, освещающие биографию создателя первого социалистического государства. Историческая экспозиция охватывает детство и юность в Симбирске, и поныне – Ульяновске, по настоящей фамилии вождя. Освещены учеба в Казанском университете, начало революционной деятельности, за которую из ВУЗа отчислили. Окончив обучение экстерном в Петербурге, период до революций и между ними Ульянов провел в основном в эмиграции и ссылке.
Многочисленные фотографии, разбавленные пояснительными текстами, показывают и заграничную жизнь, и российский период, кардинально изменивший страну. Фоновые элементы экспозиции выдержаны в красных тонах, ставших государственными символами. Под таким знаменем страна жила почти 80 лет, стала индустриальной, победила фашизм, в итоге развалившись.
Личность Саввы Морозова и вещи Ульянова
Импозантный мужчина, будто входящий в помещение со своей супругой, но в черно-белом варианте, был известен не меньше Ленина. Дипломированный химик, успешный промышленник, покровитель искусств и спонсор большевиков – это все о Савве Тимофеевиче Морозове. Здесь он не бывал, усадьбу приобрела вдова после таинственного самоубийства супруга при лечении в Каннах. Фото, как и некоторые экспонаты, словно предваряют переформатирование, которое Музей-усадьба Ленина в Горках пережила при отказе страны от ленинской идеологии.
Посетителям уже не представляется Музей-усадьба Ленина в Горках исключительно последним жилищем, местом кончины Ульянова. Признается и озвучивается значение исторического памятника начала прошлого века, имеющего касательство к биографии политика. Однако недопустимо принижать значение этой личности в событиях и жизни России и всего мира. Радует хотя бы сохранение касающихся Ленина экспонатов, теперь уже не считаясь со степенью их подлинности. Важна историческая память, терять которую недопустимо.
Личные помещения Ленина и Крупской
Совершенно аскетично обставлена спальня Ленина в месте его временного размещения. Кровать с тумбочкой, платяной шкаф да небольшой стол с зеркалом практически исчерпывают меблировку помещения. Исчезла даже подаренная охотниками волчья шкура, расцвечивавшая предыдущие описания, скорее всего убрана из-за ветхости. Охотничьи ружье и облачение на предыдущих фото относятся к ссылке в Шушенское Енисейской губернии. Популяризируя гуманизм вождя, советская пропаганда описывала его жалость к зверям, не дающую стрелять.
Северный флигель был пристанищем Ленина с 1918 года, инсульты и частичный паралич еще не произошли. Он мог самостоятельно писать, звонить и отдавать распоряжения пока еще послушным соратникам. В комнате только необходимый минимум бытовых предметов, даже вместо письменного стола – туалетный. Именно на его столешнице готовились важнейшие документы, определяющие будущее страны, касающиеся каждого жителя. Разномастная обстановка была собрана из комнат главного особняка, но не возвращена.
Комната супруги Ленина, Надежды Константиновны Крупской, значительно просторнее, мебели здесь намного больше. Обвенчались Ленин и Крупская еще в сибирской ссылке, для осужденной на отбывание в Башкирии Надежды Шушенское заменило медовый месяц. После смерти Ленина Крупская твердо закрепилась во всех партийных и государственных структурах, хотя и не на первых ролях. Рулила народным образованием и воспитанием молодежи, определяла цензурную политику. Чуковский после ее критики при жизни Крупской сказок больше не писал.
Меблировка комнаты выглядит случайно подобранной и разнотипной, никто ее особо не комплектовал. Повседневные предметы – обычного фабричного производства, не отличающиеся декоративностью. Они ровным счетом ничего не говорят о привычках и характере обитателей, безлики, как в гостинице. Немного оживляют интерьер картина неизвестного живописца да потолочная люстра, вместе с настольной лампой говорящей о наличии электричества. Комната Крупской, судя по фото, выходит на южную сторону флигеля.
Комнаты членов семейства Ульяновых
Наивысшее положение Владимира Ильича в пришедшей к власти большевистской верхушке обеспечило особое положение его домочадцев. Некоторые члены семьи имели собственные комнаты и в Кремле, и здесь. Музей-усадьба Ленина в Горках сохраняет все помещения в том состоянии, какими они были на момент переезда в особняк. Комната младшей сестры братьев Ульяновых, Марии Ильиничны, одновременно служила общей гостиной и столовой. Обстановка больше говорит о прежней хозяйке, Зинаиде Морозовой.
Увлечение Морозовой коллекционированием фарфоровых изделий демонстрирует сервант с посудой в комнате ленинской сестры. Изделия знаменитейшего мейсенского производства знатоки видят сразу, остальным покажет экскурсовод. Стол здесь весьма приметный, на нем самовар и листок с разовым заказом питания. Меню простое и недорогое, за еду Ленин платил из своих средств. Проведенного в особняк парового отопления в северном флигеле не было, он, как и хозяйственный южный, отапливался дровяными печами.
Наряду с сестрой Ленина, имел здесь свою комнату и младший брат вождя. В Москву Дмитрий Ильич Ульянов переехал в 1921 году, работал в здравоохранении и музее брата. До этого бывал в столице только наездами, работая в Крымской республике. Там он сначала участвовал в установлении советской власти, затем был видным партийным деятелем. Побывал министром здравоохранения и председателем Совнаркома Крыма. Вместе с Марией стал одним из биографов вождя, их мемуары многократно переиздавались.
Дмитрию отвели угловую комнату, которая хорошо освещается летним солнцем, но разглядывать в ней практически нечего. Мебель также разнотипная, внимание привлекает только настольная лампа необычного устройства, с фарфоровым основанием. Наверняка вещица из коллекции бывшей хозяйки, подобных светильников немало и в особняке. Удивительным образом развернутые Сталиным репрессии против соратников Ленина, уничтожившие многих, его родни совершенно не коснулись.
Вовсе не обязательные подробности
Невероятно, но именно младший брат вынудил отложить создание мемориала, упорно не покидая подмосковную дачу. Иначе Музей-усадьба Ленина в Горках появилась бы раньше, но забрать имение позволила только его кончина в 1943 году. Оформлением экспозиции занялись только после окончания Великой Отечественной войны, в 1947 году, завершив в 1949-м. Даже туалетная комнатка с допотопным смывным бачком, высоко над обычным унитазом не закрыта от осмотра.
Почему-то такая схема расположения сантехнического оборудования долгое время преобладала, хотя высота падения воды завышена. Нынешние системы имеют абсолютно те же составляющие, только бачок располагается внизу, что облегчает ремонт оборудования. Сохранять в северном флигеле хлопотное печное отопление Музей-усадьба Ленина в Горках не стал. Отопительные регистры центрального отопления просто замаскировали сеткой, чтобы не бросались в глаза самым дотошным посетителям.
Музей-усадьба Ленина в Горках, основное здание
Далее наступает черед осмотра основного здания бывшего аристократического имения, еще раз запечатленного на высотной фотографии. Покинутый северный флигель просматривается за деревьями слева, вход в особняк – в правой (южной) части здания. Открытое окно одноэтажной пристройки словно помогает ориентироваться по фото и на местности. Парадным входом посетители не пользуются по неизвестной причине. Живописный фасад популярен у свадебных процессий как фон для фотографирования.
Последняя фотография особняка, в отличие от заглавной, изображает его объемно. Видна прилегающая площадь и террасы по краям, достаточно просторные для прогулок. Овальный газон с вкраплениями цветочных клумб окружен дорожками с розоватым покрытием. Мемориальный по сути, Музей-усадьба Ленина в Горках выглядит как типичное дворянское имение не только внешне. Абсолютное большинство интерьеров и экспонатов также относятся к периоду проживания Зинаиды Морозовой.
Виденное снаружи открытое окно находим и внутри здания, в одном из помещений явно развлекательного назначения. Внимание привлекает архитектурное оформление зала, выполненное известным зодчим Шехтелем. Декоративность во многом обеспечена белоснежными колоннами, придающими особую привлекательность. Шехтель был хорошим знакомым Зинаиды Морозовой, приложил руку к переустройству особняка в ее вкусе. Переделок во время проживания Ленина здесь не было.
Отдельно в осматриваемом зале огорожена зона чаепития, прямо у открытого окна. Там – накрытые ажурной скатертью стол, рядом высокая подставка с самоваром и изящные плетеные стулья. Одна из дверей снова декорирована крупно увеличенной фотографией, изображающей посетительниц последней дореволюционной хозяйки. Приметны рояль в одном и велосипед в другом углу помещения, на нем мог передвигаться сам Владимир Ильич до ухудшения здоровья. Прочие экспонаты оставляем на самостоятельное обозрение.
Помещения и экспонаты ленинского жилища
Небольшая комнатка рядом с парадной прихожей сосредоточила экспонаты, появившиеся в особняке при поселении здесь Ленина. Оснащенная телефонным кабелем усадьба была им выбрана во многом из-за возможности постоянной связи. Стараниями подчиненных руководитель страны был обеспечен самыми современными на то время телефонными аппаратами. Их здесь целая коллекция, внешний облик большинства даже отдаленно не похож на нынешние. Однако некоторые бренды, например, Эрикссон, звучат до сих пор.
На столе под телефонными аппаратами размещены подлинные образцы писем и черновиков документов, написанных Лениным собственноручно. Писать он мог до 1922 года, далее только диктовал из-за парализованной правой руки. Сохранность эпистолярного наследия бывшего правителя, создателя СССР, обеспечивает толстое небьющееся стекло. В типографском варианте многократно издано все им написанное, не раз переиздавались полные собрания сочинений. Он до сих пор – самый тиражируемый автор в мировой истории.
Коридор и парадная прихожая имеют подлинно дворцовый облик, опять же из-за использования колонн. Они были любимым архитектурным элементом Шехтеля, использовались во многих его постройках. В прихожей еще и люстра изготовлена по его эскизу, сразу рассчитанная на электрические лампочки. Символично, что наметки знаменитого плана электрификации России, ГОЭЛРО, рождались уже при электрическом освещении. Просторное помещение с диваном и картинами над ним, в большим ковром имеет двери в смежные залы.
Через левую дверь проходили в парадную столовую Зинаиды Морозовой, через левую – в ее же библиотеку. Намеренно подчеркиваем принадлежность прежней владелице усадьбы, великий революционер прошлого века здание почти ничем не пополнил. Внимание привлекает большое пристенное зеркало, совмещенное с небольшим столиком. Декорированные скульптурами и барельефами бронзовые часы, с царским орлом наверху, показывают время смерти вождя. Вдова распорядилась об этом в отношении всех часов в доме.
Некоторые вещи крупным планом
Памятные часы показываем крупно, оформлены они искусно и с большим художественным вкусом. Замершие стрелки напоминают о кончине фактического могильщика самодержавия, чей герб их украшает. Внизу размещена серия из трех барельефов с античными сюжетами, популярными во все времена. Под циферблатом сплетение лавровых венков и пальмовых ветвей, по бокам от корпуса с часовым механизмом – скульптуры. Однако художественные достоинства меркнут перед их скорбным символизмом.
Также в подборке – фотография рукомойника перед библиотекой, с расписной фаянсовой раковиной английского производства. Рисунок хорошо сочетается с росписью изразцов на стенах, защищающих их от водяных брызг. После чтения периодики тех лет руки мыть было необходимо, они пачкались свинцовыми соединениями типографской краски. Еще один столик в малой комнате заполнен подборкой сувениров и канцелярских предметов. Они-то явно имеют отношение к Владимиру Ильичу, есть и с его изображением.
Столовая и библиотека
Одним из роскошнейших помещений особняка Музей-усадьба Ленина в Горках сохраняет парадную столовую Зинаиды Морозовой. По информации экскурсовода, Владимир Ильич якобы чурался этого великолепия, принимая пищу в другом помещении. Миллионерша со вкусом оформила обеденный зал, драпировка оконных и дверного проемов гармонирует с расцветкой стен. Уцелели превосходные предметы сервировки стола, сохраняемого накрытым, — фарфоровый сервиз из многих предметов, стойка для фруктов и хрустальные бокалы.
Вся меблировка парадной столовой выполнена из ценной древесины карельской березы, наверняка на заказ, единым гарнитуром. Обивка предметов набора сочетается с оторочкой штор похожим орнаментом. Стены украшены несколькими живописными полотнами, но не перегружены ими, а строго в меру. Такая обстановка позволяла принимать самых взыскательных гостей, что Зинаида Григорьевна в свое время и делала. Не верится, что родившиеся и воспитывавшиеся в похожих условиях потомки дворян брезговали подобным.
Столь же аристократично и выразительно оформлено помещение библиотеки, которым Владимир Ильич пренебречь просто не мог. Человек к тому времени довольно начитанный, без книг, журналов и газет он не мог существовать. Так было и в ссылке, и в эмиграции, благо что он владел несколькими европейскими языками. В библиотеке у него было любимое место, в кресле под стенным светильником. Видимо, нравилась своеобразная конструкция с шорами на спинке, не дающими отвлекаться на посторонние движения.
Ленинское кресло кажется инородным предметом среди прочей обстановки, возможно, оно взято из другого помещения. Обставлена библиотека единым гарнитуром, состоящим из добротной, довольно строгого фасона мебели. Застекленные книжные шкафы с выпуклыми вставками нижних створок дополняются столом с массивной столешницей и резной опорой посередине. Под стать и стулья с цельными спинками и оригинального вида поручнями, и приставной столик у окна. Просто идеальное место для чтения и размышлений.
Коридор, Зимний сад и лестница на второй этаж
Коридор от прихожей до самого большого помещения особняка выполнен с наибольшим количеством любимых Шехтелем колонн. Мощные дорические столбы не имеют базы, то есть подкладок внизу, капители состоят из круга и квадратной подкладки. Округлая ниша Зимнего сада декорирована колоннами ионического ордера, стоящими на базах и оканчивающихся завитками волют на капителях. Главные украшения здесь – мраморные статуи и вазы на высоких постаментах.
Стена напротив выхода из колонного коридора словно частично отсутствует, такое здесь большое окно, такие стекла и сейчас – редкость. Под окном стол типа библиотечного, только овальный, с антикварной фарфоровой чашей огромной величины. Обращает на себя внимание тщательный подбор обивки мебели и портьерной ткани, похожих, но не идентичных. В Зимнем саду наибольшее количество произведений живописи из всех помещений особняка Морозовой. На лестничной клетке вместо картины продолговатое зеркало, что несколько неожиданно.
Музей-усадьба Ленина в Горках, второй этаж (траурный)
Траурный, конечно, не весь этаж, но об этом речь зайдет позднее. На пути следования еще несколько помещений различного назначения. Количество комнат в особняке намного превышало потребности семейства, некоторые ими не использовались. За давностью лет неизвестно и их назначение при прежней владелице, остается предполагать. Проходная комната второго этажа могла быть будуаром либо гостиной для близких людей. Первый замеченный в доме диссонанс – между красным креслом и серой обивкой дивана.
Угловой диван оборудован полочкой, на которой пристроили старинный бронзовый сосуд, словно волшебная лампа. Круглый столик под белой скатертью сервирован для чаепития не более чем на две персоны. Назначение стола большего размера непонятно, но частично металлическое исполнение как минимум оригинально. Другие предметы меблировки кажутся несочетающимися, но это отчасти скрадывается декоративными вазами и часами, тоже остановленными. Живописные полотна с природными ландшафтами поправляют впечатление.
Дальше осматриваем ванную комнату, по словам экскурсовода, предназначавшуюся для мужчин. Сама ванна непривычной конфигурации с одного края и вполне современная с другого, непонятный гибрид, усложняющий изготовление. Система кранов обыкновенная, хотя и старого вида, а вот удлиненный душ и кран рукомойника удивляют. Экономить трубы тогда еще не научились, не выпускались шланги в металлической оплетке. Еще непривычно отсутствие занавески, предотвращающей попадание брызг на пол.
Нашим современникам, жителям стандартных многоэтажек, непривычно видеть и выходящее на улицу окно ванной комнаты. Странноваты огромные габариты раковины, вызывает недоумение высокий изогнутый кран рукомойника. Повторимся, гибких шлангов не было, как прикажете помыть растительность бородатому человеку? Или голову вымыть отдельно от остального организма? Самое же привлекательное здесь – размеры помещения, вся современная бытовая техника вошла бы легко.
Кабинет Ленина, он же – спальня Крупской
Бывший личный кабинет аристократки Морозовой сохранил функции и при пролетарском вожде, только с иной тематикой. Прежняя обстановке была сохранена, некоторую стесненность вызвал привезенный для Ленина канцелярский стол. Зеленое чиновничье сукно на столешнице совсем не вписывалось в дворцовый интерьер, зато было привычно для работы. Письменный прибор Ильичу тоже привезли, а настольных ламп в доме было достаточно, почти все на фарфоровых основаниях, в том числе переделанные из ваз.
Вообще-то кабинет был далеко не малого размера, судя даже по количеству оконных проемов в комнате. Целую канцелярию можно было бы разместить, будь такое желание. Однако преданные соратники, выражавшие всемерную поддержку на словах, не прекращая посещать вождя, уже были поглощены борьбой за власть. Ленин надиктовал предостерегающее письмо о необходимости устранения Сталина с поста Генерального секретаря партии. Депешу прозвали предсмертным политическим завещанием вождя.
Однако адресаты не захотели или не смогли к нему прислушаться. Настоящей опорой хворому революционеру осталась только преданная жена, она же партийный товарищ. Еще не старые супруги были бездетны, из-за занятости революционными делами либо иной, медицинской причине. Их отношения были несколько официально-отстраненными, но по -своему трогательными и заботливыми. Крупская даже свою кровать поставила в кабинете мужа, бдительно следила за здоровьем увядающего супруга.
Отделенный в кабинете ширмой, уголок Надежды Константиновны совсем невелик, вплотную стоят кровать с тумбочкой да туалетный стол. Оправа зеркала здесь наиболее приметна из-за необычной конструкции и блестящих металлических накладок. Ярким пятнышком выделяется миниатюрный абажур настольного светильника, заметна и картина над изголовьем кровати. Вряд ли привлекательность ее личного пространства заботили его обитательницу на фоне критического состояния спутника жизни.
Мемориальная спальня вождя
Рядом с кабинетом – персональная спальня Ленина, в углу – кровать, на которой он умер. Наступила смерть 21 января 1924 года, сразу после поражения своего сторонника Троцкого на партийной конференции. Теперь руки Сталина стали полностью развязаны, страна стала скатываться к неприкрытой диктатуре и всеобщей подозрительности. Ленин сознательно обожествлялся, чтобы отвлечь внимание от одиозного сменщика у руля России. Превратив его тело в мумию, Сталин рассчитывал на преданность народа себе лично.
Мемориальная спальня Ленина сохраняется в неизменном состоянии все прошедшее время, хотя обстановка ее озадачивает. Довольно нелепо здесь выглядит роскошное трюмо с полукруглым столиком и огромным зеркалом. Сохранено кресло Ленина и маленький столик с последними документами, им прочитанными, под защитным кожухом. Траурный акцент в эту разномастную обстановку вносят посмертные слепки лица и кистей рук, размещенные на круглом столе у окна. Оригиналы выполнены известным скульптором Меркуровым, здесь представлены копии.
Сергей Меркуров обучался ваянию параллельно с изучением философии в Швейцарии, в итоге избрав стезю скульптора. Был знаком с работами великих Роденом и Менье, многое позаимствовав в их творчестве. В начале прошлого века присутствовал на политических дебатах с участием Ленина, в Россию переехал в 1910 году. Именно Меркуров делал посмертную маску Льва Толстого, Георгия Плеханова и множества известнейших людей эпохи. Это поэты Волошин и Маяковский, писатели Булгаков и Горький, большевики Жданов, Куйбышев и Фрунзе, сама Надежда Крупская.
Обстановка залов дворянского особняка
Долгое время законсервированные помещения нынешний Музей-усадьба Ленина в Горках демонстрирует теперь своим посетителям. Они не были задействованы ленинским семейством, самим соседством с советскими реликвиями были спасены от разграбления. Сейчас великолепие обстановки помещений стало достоянием публики и вызывает не меньший интерес, чем титульные комнаты. Особенно шикарно выглядит парадная гостиная Зинаиды Морозовой с камином и большими зеркалами, многочисленными произведениями искусства.
Здесь нужно либо выдавать подробности о деталях оформления, либо постепенно сворачивать обзор. Ведь Музей-усадьба Ленина в Горках в части, касающейся пребывания вождя, нами уже осмотрена. Тем не менее займем еще немного читательского времени, осмотреть осталось только два помещения, одно – мемориальное. Сначала заглянем в личные покои Зинаиды Морозовой, обстановка помещения восстановлена по дореволюционным фото и воспоминаниям. Комната совмещала функции спальни и будуара, соответствующим образом обставлена.
Практически каждый представленный здесь предмет является произведением мебельного мастерства. Позолоченные металлические вставки присутствуют на всех вещах, делая повседневно используемое произведениями искусства. На стене единственная в комнате картина, скорее всего особенно дорогой хозяйке пейзаж. Любимые бывшей владелицей усадьбы фарфоровые вазы стоят и на специальных подставках, и на предметах меблировки. Ее же вкусы и предпочтения видны в личной ванной комнате, предлагаемой к осмотру.
В сантехнической части эта ванная комната идентична прежде виденной, только не столь масштабна раковина рукомойника. Индивидуальность хозяйки демонстрируется инкрустацией на столике под радиатором отопления, а главное – туалетным трюмо из фарфора. Произвела этот шедевр прославленная Мейсенская фабрика, а Музей-усадьба Ленина в Горках сохранил для демонстрации. Скорбная мемориальность помещения заключается в факте проведения здесь первичного вскрытия тела умершего вождя.
Подсобные здания и любопытные экспонаты
Целый комплекс подсобных зданий прилегает к южному флигелю имения, продолжающего именоваться Музей-усадьба Ленина в Горках. Здесь и конюшни бывшего барского конного двора, и высокая водонапорная башня, основа комфортности жилища. Стойла для лошадей давно переделаны под технику нового поколения, активно меняющую привычную конную тягу. В гараже представлен уникальный американский автомобиль, значительно измененный умельцами Путиловского завода специально для Ленина.
Машину снабдили гусеничным приводом, передние колеса закрепили на широких лыжах. Понадобилось также утеплить салон для зимней охоты, однако Ленин здесь охотился непродолжительное время. Роллс-Ройс в таком исполнении – единственный в мире, подобных переделок более не известно. Второй приметный экспонат – инвалидная коляска, приобретенная целевым назначением первым наркомом внешней торговли СССР Леонидом Красиным. Пользоваться электромобилем Ленин не мог из-за парализованной руки, катался Дмитрий.
Фото в заключение визита в Музей-усадьбу Ленина в Горках
Еще одна высотная фотография показывает расположение зданий, в том числе только что осмотренную башню и соседние строения. Точка съемки выбрана севернее имения, виден главный особняк и южный хозяйственный флигель. Хорошо просматривается близлежащий перелесок, вся окрестная территория. Музей-усадьба Ленина в Горках – не только мемориальный объект вождя революции, но и музей аристократии кануна этих драматических событий.
Музей-усадьба Ленина в Горках – один из удачных примеров выживания культурных учреждений, представляющих отвергнутую идеологию. Удалось это благодаря объективному и взвешенному отношению к прошлому, которое переделать невозможно, но знать необходимо. Здесь представлена трагическая судьба великого человека, несмотря на последствия деятельности, и обычная дворянская усадьба начала прошлого века.
Замечательное место и по природному ландшафту, и по историческому наполнению. Грамотные и доброжелательные музейные работники. Погулять по парку, посидеть на лавочке, подышать воздухом в тех краях, где провёл свои последние дни основатель нашего государства, это настоящая сказка. Особенно атмосферны те интерьеры, которые были перенесены из Кремля (кабинет Ленина, жилые комнаты, хозяйственные помещения). Именно такие аутентичные экспозиции позволяют проникнуться духом эпохи, лучше понять историю своей страны. Настоятельно рекомендую участникам форума не лениться и обязательно посетить этот уникальный музей- усадьбу.
Были в музее в 2016 году. Остались одни положительные впечатления. Интересная экспозиция, познавательные экскурсии, красивая природа. Всем рекомендую!