Второй после петербургского музей Суворова в России, открытый в 1942 году всего в 150 км от линии фронта, находится в его бывшем поместье. Музей усадьба великого полководца включает несколько объектов, представляющих большой познавательный интерес. В своём родовом имении Александр Васильевич отбывал ссылку из-за недовольства военными реформами Павла Первого, отсюда же отправился на борьбу с Наполеоном, принесшую ему мировую славу, звание генералиссимуса и тяжелую болезнь, приведшую к кончине.
Именно этими обстоятельствами усадьба в селе Кончанском (с 1950 года Кончанско – Суворовское) выделяется среди полутора десятков других поместий знаменитого военачальника и крупного землевладельца. В остальном это владение довольно традиционного типа, бревенчатый барский дом срублен из бревен и покрыт жестяной кровлей.
От подобных строений отличается мемориальной табличкой с профилем Суворова и точными датами его пребывания здесь, а также парковой скамейкой для посетителей.
Для прибывающих с познавательными целями людей администрация новгородского областного музея, филиалом которого является музей Суворова, подготовила понятную схему объектов. На ней обозначены цифрами все достопримечательности, а ниже в спецификации приводятся их названия и даты окончания реконструкций.
Однако посетителям следует иметь в виду, что по сторонам света схема не ориентирована. В центре территории обширный парк, левее расположено несколько строений, остальные – правее, включая рассмотренный дом, с осмотра экспозиции в нем и начинается обычно знакомство с музеем Суворова.
Задумано создание музея было еще в 1938 году, за год до Великой Отечественной Войны дом уже был в стадии восстановления, а напротив открыт памятник выдающемуся военачальнику. На высоком гранитном пьедестале установлен бюст генералиссимуса в мундире без эполет, но с орденами на груди.
Автором бюста был скульптор – любитель Николай Рукавишников, по основной деятельности золотопромышленник, торговец ювелирными изделиями. Выполнена работа была в 1904 году, в подражание скульптуре Демут-Малиновского более чем столетней давности, изваянной через год после смерти полководца.
Еще одна любительская работа украшает приемную Суворова, первое осматриваемое туристами помещение в суворовском доме. Скульптурная группа посвящена реальному эпизоду войны с турками, когда гренадер Новиков спас полководца от смерти. Гипсовую модель в 1907 году выполнил капитан Шлиссельбургского полка Петр Самонов, увлекавшийся ваянием в свободное время.
Отливку скульптуры в бронзе выполнил работавший в Академии художеств чех Карл Меглинник, сделав пять экземпляров произведения. Сохранилась лишь одна статуэтка, обнаруженная в запасниках музея Бородино, которая после реставрации попала в музей Суворова.
Уже в приемной видно, что стены помещений музея Суворова сохранены в неотделанном виде, а полы настелены из широченных досок и покрашены. На столь простонародном фоне выделяется шикарный диван с инкрустациями светлой древесины и атласной обивкой.
Над диваном помещен документ о возведении Суворова в графское достоинство, письмо об одном из награждений, а также портреты нескольких государственных деятелей и военачальников – современников Александра Васильевича. Возле входной двери размещена карта земных полушарий, под ней – гравюры с эпизодами важнейших сражений Суворова.
Над дверным проемом входа в приемную размещен портрет императора Павла Первого, который лично подписал распоряжение об отстранении Суворова, уже фельдмаршала, от военной службы. Причиной такой немилости было откровенное неприятие знаменитым полководцем военной реформы императора, во многом опиравшееся на заимствование прусской системы.
Начиная от тесных и неудобных мундиров и заканчивая формами обучения солдат с упором на строевую подготовку, смотры и парады, эта система противоречила представлениям Суворова. Тем не менее в музее представлен портрет Павла работы Степана Щукина, написавшего (как и Боровиковский) несколько его изображений.
Для уединенной работы в доме был оборудован кабинет опального полководца. Торцом к простенку между двумя окнами установлен письменный стол с массивной столешницей. На столе бронзовый подсвечник, колокольчик для вызова денщика, чернильница с пером, книги и рукописные черновики Суворова.
Кресло возле стола имеет подтвержденную подлинность, в отличие от многих других экспонатов, восстанавливаемых по времени производства. Напротив стола, в углу у входной двери, секретер с ящиками и книжным шкафом в верхней части. Содержимое подлинной библиотеки полководца было известно, поэтому восстановлено преимущественно из изданий тех лет.
Невеликие размеры жилища, а также личная непритязательность Суворова подчеркивается размещением в кабинете и спального места полководца. Неширокая кровать с простыми по оформлению высокими спинками установлена возле противоположной окнам стены, грубо обработанные бревна прикрыты драпировкой.
Над постелью укреплен на стене портрет дочери Александра Васильевича – Натальи, которую он нежно называл Суворочкой. Автором этой живописной работы считают современника Суворова, известного портретиста Боровиковского. Сбоку от кровати на стене висит боевая шпага военачальника, прошедшая с ним многие походы и сражения.
Смежная с кабинетом – спальней комната именовалась в доме малой гостиной и позволяла принимать гостей для совместного досуга. Пристрастия хозяина выдает наличие прекрасного ломберного столика, расположенного между двумя окнами. Столик этот раскладной конструкции, в раздвинутом состоянии появляется покрытая сукном поверхность для карточных игр.
Сохранилось даже письмо Суворова друзьям с просьбой о высылке этого изделия вместе с карточными колодами. Между окном и диваном у смежной стены – круглый стол с часами, над дверным проемом и рядом с ним два портрета супруги Александра Васильевича, Варвары Ивановны.
На круглом столе в углу малой гостиной два серебряных подсвечника, несколько копий писем Суворова и внушительного вида механические часы. По существующей версии, часы были из коллекции Павловского дворца, однако обстоятельства появления их в усадьбе фельдмаршала неизвестны.
Переписка Суворова с графом Хвостовым, женатым на племяннице полководца, и несовершеннолетним сыном Аркадием касались размещения и воспитания 14-летнего в то время юноши. Сын Суворова был успешным офицером, генерал-лейтенантом к моменту гибели в возрасте 27 лет.
По трагическому совпадению, наследник генералиссимуса погиб, утонув в реке Рымник, связанной с боевым прошлым отца и вошедшего в фамилию Суворов – Рымникский.
Парадная большая гостиная музея Суворова сохранена такой, как ее описали современники полководца. На стене портреты императрицы Екатерины Великой, на правление которой пришлась львиная доля армейской карьеры будущего генералиссимуса.
Здесь же можно видеть портреты выдающихся военачальников, ставших таковыми под командованием Суворова, в том числе спаситель России от нашествия Наполеона – фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов.
Птичья клетка отражает одно из увлечений опального хозяина поместья – ловлю и содержание певчих птиц. Большую гостиную именовали еще светелкой из-за благоприятного положения относительно попадания солнечного света в комнату.
Одним из приметных экспонатов в большой гостиной является облицованная кафелем отопительная печь. Лицевая поверхность ее украшена специально изготовленным барельефом римского воина – прообраза первого памятника Суворову на Марсовом поле в Петербурге.