Рядом мебельный гарнитур из карельской березы – диван, кресло и стулья вокруг овального стола. На стене над гарнитуром гравюры с образцами военного обмундирования и приличных размеров живописное полотно.
Картина неизвестного художника изображает поворотный момент в жизни ссыльного фельдмаршала – доставку ему императорского письма с вызовом в действующую армию. Павел Первый был к этому шагу вынужден настоянием союзных стран, борющихся с набирающим силу Наполеоном.
Тогдашний император Священной Римской империи Франц Второй, последний перед ее распадом, никого другого на посту главнокомандующего союзными армиями видеть не желал.
Александр Васильевич Суворов был искренне верующим человеком, поэтому в своем имении основал православный храм – деревянную церковь Святого князя Александра Невского. В канун столетия со дня смерти великого полководца было принято решение о переносе храма в Петербург, что и было сделано.
Взамен в имении была построена каменная церковь того же наименования, после революции разрушенная большевиками. В середине прошлого века восстановили нижний ярус этого здания, определив его назначением размещение музейной экспозиции.
Тематикой избраны военные кампании сухопутный войск и флота России против французской Великой армии Наполеона. Была создана диорама альпийского похода Суворова и витрины, демонстрирующие воинские подвиги русских солдат и их командиров.
Левая от входа стена занята стендом и витринами, посвященными сухопутным войскам под командованием Суворова. На стенде картины с выдающимися сражениями великого полководца, которых было более шести десятков, при этом ни одного проигранного.
Центр экспозиции – портрет Суворова работы художника Карла Штейбена, написанный в 1815 году. Военачальник изображен в полевой форме, при орденах на фоне природного вида. Прямо на земляном уступе развернута карта района боевых действий, прижатая шпагой. Ниже размещены портреты других генералов, в витринах – образцы солдатского обмундирования и вооружения.
Противоположная стена помещения отведена под экспозицию об участии российских военно-морских сил в обозначенных боевых действиях. В центре стенда помещен портрет нашего прославленного флотоводца адмирала Ушакова.
Средиземноморская экспедиция флота России имела выдающиеся итоги десантных операций, освободив крепость Корфу, а также Рим, Неаполь и другие захваченные неприятелем населенные пункты. Весомую помощь моряки оказали сухопутным войскам, блокируя снабжение французских войск морским путем. В остальном оформление стендов и витрин аналогично и демонстрирует стратегическое единство всех видов вооруженных сил.
Прямо напротив входа в павильон расположена жемчужина экспозиции – диорама альпийского похода, конкретно – момент боя у Чертова моста. Создали полотно художники – баталисты Мальцев, Интезаров и Усыпенко в 1952 году.
Рассматривать крупномасштабное полотно можно долго, на нем изображено множество солдат и офицеров пехоты и артиллерии, вооружение и другие детали сражения. Можно отыскать и конного фельдмаршала, не покидающего передовые позиции несмотря на тяжелое заболевание.
Прекрасно выписаны как действующие персонажи картины, так и горный пейзаж местности. Дополнительное впечатление производят подлинные артиллерийские орудия, вернее орудийные стволы, установленные на экспозиционной подставке.
В непосредственной близости от господского дома расположен еще один объект с отдельной экспозицией. Это кухонный флигель усадьбы, где демонстрируются бытовые подробности крестьянской жизни тех времен.
Здание восстановлено в первоначальном виде, бревенчатый сруб покрыт кровлей из досок, окна снабжены традиционными наличниками и ставнями. Дощатые ступени лестницы ограждены перилами, далее расположено крыльцо с навесом над ним, который поддерживается колоннами из бревен.
Осмотреть внутреннее обустройство и многочисленные предметы народного быта можно на слайдере. Посетители могут ознакомиться с интерьером нескольких помещений типичной избы крестьян, предметами обихода и изделиями народных промыслов.
Здесь и простенькая прихожая с простонародной одеждой на вешалке, и горница с иконой в красном углу, лавками вдоль стен и другой нехитрой мебелью. Жердь с люлькой для укачивания маленького ребенка станет одним из запоминающихся экспонатов, как и многие изделия из дерева, особенно большие ступы с пестами.
Центральное место в избе занимает русская печь, которая использовалась для удовлетворения самых разных потребностей. Она и согревала жилище, и давала спальные места. На ней готовили пищу, рядом умывались, здесь же и обедали.
Следующий слайдер представляет восстановленные подсобные здания усадьбы – каретный сарай и амбар с баней в отдалении. Каретный сарай служил для размещения хозяйского экипажа и крестьянских телег – типа гаража в современном понимании.
Назначением амбара было хранение съестных припасов и выращенного урожая, который обеспечивал существование обитателей целый год. Оба строения сооружены целиком из дерева, за исключением дверных петель и запоров.
На другом конце усадьбы расположена восстановленная церковь и церковно – приходская школа, здание которой в два этажа с чердаком, отреставрированная еще в 1952 году. Достаточно крупное здание школы свидетельствует о том внимании, с которым и помещик Суворов, и опекаемый им храм относились к образованию детей.
Обучались в ней, по-видимому, ребятишки из нескольких окрестных деревень. В таких школах, подчиненных религиозному органу – Синоду, обучали начальным навыкам грамоты и счета в течение двух, редко – четырех лет. Такая связь религии и образования существовала вплоть до 1917 года, и вряд ли это отрицательно влияло на подрастающее поколение.
О судьбе церковных зданий села Кончанское в обзоре уже было сказано, следует уточнить причины расхождений в устройстве восстановленной церкви и той, которая собрана в Петербурге. Дело в том, что за столетие без Суворова его потомки несколько изменили первоначальную конструкцию храма.
Один из ярусов строения был выполнен в виде цилиндрического барабана с шатровой крышей, что значительно изменило облик церкви. Восстанавливать утраченную петербургскую конструкцию обоснованно признали нецелесообразным.
В итоге благодаря имеющимся зарисовкам храм в усадьбе музея Суворова был выполнен таким, каким был задуман и выстроен великим полководцем.
Сейчас церковь Святого Александра Невского в селе Кончанско – Суворовское выглядит, как типичный русский православный храм эпохи деревянного зодчества. Вход с западной стороны выполнен как крыльцо с двухсторонней лестницей, с двухскатным навесом.
Основной объем состоит из двух уменьшающихся кверху четвериков, третий ярус восьмерик с шатровой крышей. Венчает строение цилиндрический глухой барабан с куполом и православным крестом. Апсида алтаря достигает в высоту уровня перепада четвериков, интересна конструкция кровли апсиды, где доски напоминают разложенный веер.
Побывать в музее Суворова в его родовой усадьбе поучительно т познавательно. Здесь оживает военная история России, становится более понятной судьба великого полководца и обстоятельства последних лет его жизни.
В дополнение к нашему краткому обзору подготовлена серия панорамных фотографий, сделанных в Кончанско – Суворовском. Возможно, просмотр кругового обзора объектов музея Суворова сможет усилить притягательность этой достопримечательности новгородской земли.