Народный музей музыкальных инструментов не сразу обосновался в Библиотеке искусств имени Боголюбова. Ранее это частное собрание меняло дислокацию в поисках приемлемых условий аренды, здесь заняло часть коридора безвозмездно. Просмотреть инструменты, на некоторых и поиграть можно бесплатно. Здание, в котором расположилась библиотека, построено в 1890-х годах по проекту Эрихсона, автора многих особняков и доходных домов столицы. Экспонатами народный музей музыкальных инструментов комплектуется разными способами, от покупки и дарения до временного размещения.
Соседство двух учреждений, имеющих прямое отношение к музыкальной культуре, вполне закономерно и плодотворно. Интересующиеся соответствующей литературой охотно знакомятся с экспозицией, а пришедших посмотреть инструменты могут увлечь книги по музыке. Холл на входе в здание встречает посетителей иллюминированным стендом с книжными новинками, посвященными разным видам и жанрам искусства.
Не осведомленные заранее узнают о том, что здесь и народный музей музыкальных инструментов, из объявления в проходе. Внутренняя планировка здания выполнена по коридорному принципу, с отдельными комнатами для разных разделов. Стены коридоров предоставлены современным художникам, так в содружестве появляются новые партнеры, представляющие изобразительное искусство.
Промежутки между современными стеклянными витринами народный музей музыкальных инструментов также предоставляет художникам для размещения полотен. Несколько картин, посвященных отдельным группам инструментов, передал сюда живописец Зенин. В их числе композиции о струнных и духовых инструментах, последняя размещена в самом начале экспозиции, над выставленными вне витрин барабанами.
По пути к витринам посетители минуют выставленный справа ксилофон, один из старейших по происхождению инструментов. На устойчивой раме – клавиатуры из намертво закрепленных брусков твердого дерева разной длины. Звуки извлекались ударами палочек, посетители могут попробовать. Изобрели ксилофон африканцы и индонезийцы, в Европе о нем узнали в XIX веке. Иногда инструмент вводили в оркестры, впервые – Сен-Санс в Плясках смерти (танец скелетов).
Народный музей музыкальных инструментов представляет
Предоставленный под экспозицию коридор несколько шире предыдущего, однако во избежание тесноты витрины расположены вдоль одной из стен. Живописные полотна занимают противоположную, вывешены и между витринами. Некоторая часть инструментов выставлена вне витрин, некоторые доступны для опробования публикой
Равномерное освещение всех экспонатов народный музей музыкальных инструментов обеспечил внутренним освещением витрин, стоящие в промежутках освещались общими коридорными светильниками. Крупногабаритных инструментов в экспозиции нет, они просто не могли бы здесь поместиться, да и не входили в круг интересов коллекционеров.
Ближняя к входу часть экспозиции представляет преимущественно ударные и струнные инструменты разнообразнейших форм. Верхняя полка первой застекленной витрины отдана под размещение своеобразного изделия, которое редко встречается в коллекциях. Это разновидность щипковых струнных инструментов — сарод, далее представляемый крупным планом.
Сарод – индийский аналог лютни, хотя и отличается от европейского родственника формой корпуса, имеющего выемки для пальцев. Как и лютня и другие схожие инструменты, сарод лишен ладовых порожков, поэтому называется безладовым. Некоторые виртуозные исполнители, гастролировавшие в Европе, сделали инструмент широко известным.
В промежутке между первыми витринами выставлены несколько образцов ударных инструментов мембранного типа. Простейшие – цилиндры, обтянутые кожей, звуки извлекались палочками или ладонями. Последний способ использовали на индийских барабанах табла, что на нижней полке. Инструмент это парный, сразу для двух рук, большой именуют байан, малый – дайна.
Справа расположен дутар – струнный инструмент, характерный для народов Средней Азии. Длинный гриф не дал расположить его в витрине, другое отличие – корпус, выдолбленный из цельной древесины, хотя есть варианты клееных послойно. Классический вариант дутара имеет две струны, что отражено в названии, и лады из жил животных.
Африканские балафон, кора и другие экспонаты
Балафон из Африки конструктивно напоминает ксилофон, но отличается мягким креплением деревянных брусков с помощью ремней. Под брусками устанавливаются резонаторы, которые делают из плодов горлянки (лагенарии) – местной разновидности тыквы. Плоды имеют форму сосуда с горлышком, из них готовят и хозяйственные емкости.
Распространены балафоны во многих странах Черного континента, жителям которого нравятся резкие дребезжащие звуки. Для получения такого эффекта внутрь резонаторов помещают камешки или ракушки. Инструмент чаще используют для аккомпанемента пению, но применяют и как солирующий.
Необычные экспонаты на верхней полке следующей витрины – инструменты из Африки под названием кора. Народный музей музыкальных инструментов экспонирует уменьшенные копии этого аналога арфы, реальный инструмент – высотой с сидящего человека. В отличии от европейской арфы, на коре играют сразу двумя руками, струны у нее направлены в обе стороны от центрального стержня.
Ниже выставлены столь же миниатюрные дутар и барабан с односторонней мембраной. Пожалели, что пробовать извлекать звуки из этих малюток не дают. Нижнюю полку заняла классическая лютня, инструмент арабского происхождения. В Европе этот инструмент появился в VIII веке, при арабском завоевании Испании, и стал ведущим для аккомпанемента пению, как сейчас фортепьяно.
Экспонаты следующей витрины напоминают детские игрушки типа погремушек, некоторые по сути и предназначены для извлечения подобных звуков. Описывать группу шумовых инструментов не имеет смысла, их функция – создание ритмичного звукового фона для других инструментов.
Разнообразие форм и расцветок интереса к таким устройствам не прибавляет, а наполняющие их тела могут быть практически любыми. Оставим эту витрину на самостоятельное рассмотрение будущим посетителям, которые придут в народный музей музыкальных инструментов после чтения обзора.
Инструменты Японии, Китая и других стран
Следующая витрина определенно более интересна, хотя фоновые инструменты есть и здесь. Пример – китайские пальцевые тарелки зил, уменьшенные копии компонентов всех ударных установок. Показанный вариант использовался надетым на обе ладони, тарелки ударяли одна по другой. И малые, и большие тарелки сопровождали и подчеркивали партию большого барабана.
Центр витрины занимает кото, японский вариант цитры древнего Египта, родственная русским гуслям. Отличие инструмента из Страны утренней свежести в передвижных опорах струн – кобылках, позволяющих проводить регулировку звука в широком диапазоне. Играли на кото медиаторами, надетыми на три первых пальца правой руки, типа накладных ногтей.
Далее народный музей музыкальных инструментов показывает духовые инструменты малых размеров, распространенные во многих странах. Собранные в обойму деревянные полые трубки разной длины известны как флейта Пана. Каждая трубка в отдельности посути простейшая флейта, или свирель. Отдаленно напоминает по действию губную гармошку.
Похожие трубки с набалдашниками – варианты еще одного инструмента. Индийская Змеиная флейта с двумя трубками – инструмент факиров и заклинателей. Китайская волынка хулуси с тремя трубками – древний народный инструмент. Принцип и устройство одинаковы, соединяют флейты с резонаторами из той же тыквы горлицы.
Барабан нгома из Уганды выставлен как пример наиболее поздних музыкальных инструментов. Барабаны в Африке использовали многие племена – и как сигнализацию между поселениями о важных событиях, и для извлечения музыкальных звуков. Более ранние изделия изготовлены гораздо проще, чем демонстрируемый барабан.
Экземпляр барабана нгома, который выставил народный музей музыкальных инструментов, выпущен сравнительно недавно. Изготовлен он из современных материалов – лакированной древесины, выделанной кожи, с металлическими деталями. Это уже явно парадное изделие для национальных церемоний, либо торжественных шествий.
Струны и резонаторы
Струнные музыкальные инструменты, используемые и профессионалами, и любителями многих стран мира, произошли в основном от лютни. У всех есть гриф, резонирующмий корпус и натянутые струны. Народный музей музыкальных инструментов демонстрирует часть из них в своих витринах. Здесь гитары и балалайки, банджо и чаранго из Южной Америки.
Внизу находится банджо с резонатором из упаковки из-под оливкового масла, изделие неизвестного умельца. Рядом с витриной выставлены аккордеон и баян, стоящие задней стороной к посетителям. Это означает приглашение опробовать инструменты в действии. Этот класс инструментов широко представляет музей русской гармоники А. Мирека, уже описанный нами.
Выставленный в следующей витрине диковинный инструмент похож на обычный ящик с двумя отверстиями. На лицевой стороне набор металлических лепестков, назначение которых не сразу понятно. Это кубинская маримбула, очень отдаленный родственник начинавшего экспозицию музея деревянного ксилофона.
Темпераментные кубинские танцы требуют громкого и ритмичного музыкального сопровождения. Представленный инструмент для этих целей прекрасно приспособлен, совмещая функции ксилофона и барабана. Манипуляции с металлическими пластинками маримбулы исполнитель сочетал с ударами по ящику – резонатору, заменяя небольшой оркестр.
Духовые и струнные
Крайняя витрина представляет целый набор профессиональных духовых инструментов, используемых в оркестрах и группах различного состава. Отличить друг от друга флейту и кларнет, гобой и фагот помогут таблички с названиями или экскурсовод. Ниже – бубны и гусли, около витрины несколько доступных для опробования образцов.
Классическую гитару не узнать невозможно, она была популярна в России издавна наравне с гармошкой. Бурный расцвет авторской песни в 1960-х годах сделал этот инструмент самым распространенным. Гитару использовали и барды – авторы стихов и музыки, сами исполнявшие свои творения, и начинающие любители музыки. Арфы известны меньше и используются узким кругом профессиональных исполнителей.
Напоследок народный музей музыкальных инструментов демонстрирует большой набор самых древних устройств для извлечения звуков, вернее, их более современных версий. Вместе они собраны, чтобы подчеркнуть разнообразие форм барабанов разных стран и народов мира. Перечислением утомлять не будем, все они с табличками. Посетители могут оценить характер звучания, но без лишнего энтузиазма – все-таки библиотека по соседству.
Любителям музыки и просто нормальным любознательным людям можем посоветовать посетить народный музей музыкальных инструментов в библиотеке имени Боголюбова. Многие здешние экспонаты уникальны, не все представлены даже в Центральном музее музыкальной культуры имени М.И. Глинки, признанном одним из лучших в мире по своей категории.