Новгородский музей, основанный в 1865 году в честь 1000-летия России, расположен в бывшей губернской канцелярии, или Присутственных местах. Вход в двухэтажное здание, расположенное напротив монумента, посвященного этому же юбилею, охраняют скульптуры львов из имения Аракчеева. Расположен Новгородский музей на территории древнего кремля, огражденной крепостными стенами. Экспозиции хранилища показывают историю края с древнейших времен, охватывают все эпохи существования древнейшего русского города.
Позади одной из львиных фигур на фасаде установлена памятная доска с портретом основателя учреждения, священника Николая Богословского. Одновременно с работой в губернском статистическом ведомстве он занимался археологией. За вторым львом ранее также располагалась памятная доска, повествующая о работе в этом здании известного критика самодержавия, писателя Герцена.
В Новгород он был отправлен принудительно и выполнял чиновничьи обязанности два года, на доске были приведены даты. При реконструкции 2009 года доска исчезла, и неизвестно, была ли она украдена или снята по каким-то соображениям.
Краеведческие экспозиции Новгородского музея
Экспозиция истории новгородского края включает экспонаты древнейших времен. Особое место занимают здесь берестяные грамоты – письма на березовой коре, обнаруженные при раскопках мощеных бревнами улиц. Грамотность населения была одной из отличительных черт Новгорода, сравнимая по значению с республиканской формой государственности.
Наряду с вещественными экспонатами Новгородский музей демонстрирует и живописные отображения, в их числе полотно о жизни древних людей. Картина представляет поселение из наполовину углубленных в землю хижин, а также занятия населения. Просматриваются навыки обработки дерева и изготовления глиняных сосудов, одомашнивание животных и зачатки коллективного труда. Населяли эти земли изначально финно-угорские племена, с VI века приходят славяне.
Раннее славянское поселение Новгородский музей представляет выполненным из дерева объемным макетом. Семейные подворья разделены деревянными оградами, включают жилые избы и хозяйственные постройки. В поселении еще нет храма, языческие божества помещались за пределами жилья, обычно на холмах.
Сельскохозяйственные орудия труда, приспособления для обработки зерна свидетельствуют о развитом земледелии. Фрагмент деревянного сруба демонстрирует строительные навыки местного населения, использовавшего для сооружения жилищ самый доступный материал.
Феодальная республика Великого Новгорода существовала в условиях постоянных военных действий, сопровождавших установление и изменение границ государств. Поэтому Новгородский музей никак не мог обойтись без демонстрации предметов вооружения и воинского облачения.
В витрине по соседству с картами русских княжеств и их соседей размещены древние доспехи – кольчуга из металлических колец и шлем конической формы. Здесь же выставлены рубящие и колющие виды оружия, это боевые топоры без рукояток, наконечники копий без древка.
В хронологическом порядке Новгородским музеем представлены используемые местным населением орудия труда, музыкальные инструменты, орудия труда, предметы быта и многие другие изделия, включая детские игрушки.
Разнообразие экспонатов, а также форм и способов подачи информации по истории родного края использует в своих залах Новгородский музей. Представлены картины и образцы древней посуды, макеты храмов и редкие вещи в витринах.
Многих туристов привлекает объемный макет Софийского собора, точно воспроизводящий древнее здание, в реальности стоящее совсем неподалеку. Собор в Новгороде воздвигли в 1050 году в подражание киевскому, ведь города соперничали за первенство на Руси.
Сам храм расположен тут же на территории Новгородского кремля напротив здания присутственных мест, в котором и разместил свою краеведческую экспозицию Новгородский музей.
Новгородский музей – клады, находки, макеты
По прошествии более четверти века существования Новгородский музей получил ценный подарок в свою экспозицию от государственной комиссии по археологии. Клад серебряных предметов, датированных X – XII веками, был получен для дальнейшего сохранения и демонстрации. Перстни, подвески к головным уборам и предназначенные для украшения кресты и бусины, большей частью позолоченные, экспонируются до наших дней.
Клады поступали в фонды и в советское время, однако оккупация немцами во время Великой Отечественной войны проредило коллекцию.
После победы над Германией часть вывезенных ценностей была возвращена. Дальнейшие поступления ценностей из найденных кладов происходили в плановом порядке, а поисковые работы велись регулярно. Среди последних находок , которые получил Новгородский музей — обнаруженный в 2009 году клад серебряных украшений, запакованных в сосуд из жести.
Перечень выставленных изделий, имеющих высокую степень сохранности, приводится на информационной табличке в витрине с драгоценностями. Более чем тысячелетней давности изделия едва ли уступают в привлекательности современным ювелирным изделиям.
Спасенное резное дерево
На Руси древесина издавна была самым распространенным материалом не только для строительства жилищ, но и для внутреннего убранства храмов. Новгородцы, слывущие умелыми плотниками, достигли совершенства в художественной резьбе по дереву.
В экспозиции есть и входные ворота церквей, и Царские врата для иконостасов православных храмов, и другие религиозные атрибуты православного канона. Русскую резьбу отличает четкость линий, сложность узоров и тщательная проработка всех деталей.
Отдельные изделия сохраняют некоторый налет язычества, ведь двоеверие долго было свойственно русским, особенно в северо-западных местностях. Ярким примером является раскрашенная скульптура Святой Параскевы Пятницы, а также выполненная в похожей манере статуя Николы Можайского.
Во времена Петра Великого, объявившего императора главой Церкви и отменившего патриаршество, деревянные оклада и Царские врата иконостасов уничтожались, и прятали их для потомков бесстрашные священники.
Зал русской иконы
Церковная живопись и искусство написания икон пришли на Русь из Византии, вместе с основами христианской веры. Новгородский музей представляет в экспозиции более чем 250 экземпляров иконописных произведений, начиная с образов XI века. Здесь выставлены и византийские работы, и иконы отечественных мастеров, которые отличаются большими габаритами.
Часто русские иконы изображают стоящих персонажей, как бы стиснутых размерами рамы с боков. Некоторые святые изображены с житиями, их изображения окружены сценами из жизни этих персонажей, эпизодами совершаемых чудес.
В одной из витрин зала русской иконы внимание привлекает изображение Спасителя на троне, с раскрытой книгой. Благословляющий последователей правой рукой, Иисус Христос Вседержатель восседает в резном кресле, скрестив ноги на подножной скамейке. Подобные иконы помещались во многих русских православных храмах.
Новгородский музей имеет несколько сопутствующих икон, изображающих молящихся последователей Спасителя. С течением времени такие изображения обретали все больше сходства с мирскими владыками, отражая сближение церкви и государства.
Среди многообразия священных образов Новгородский музей имеет уникальную икону византийского стиля XI века. Изображены на ней апостолы Петр и Павел, размер иконы 2 метра в высоту. Соратники по вере словно ведут разговор, слегка повернув головы друг к другу. Несмотря на древность произведения, краски сохранились достаточно хорошо и передают черты лиц собеседников.
Акцентированно крупные ступни показывают устойчивость персонажей на земле, как символ твердости их веры в учение Христа. Помещенный рядом драгоценный оклад иконы показывает посетителям, как выглядела икона при размещении в храме.
Война в музейной экспозиции
Во время войны с Германией Новгород был частично оккупирован вражеской армией и являлся прифронтовым городом. Сильнейшие повреждения получили большинство зданий города, не избегли их и исторические памятники. Новгородский музей на стендах представляет стрелковое оружие, защитные каски и снарядные гильзы противоборствующих армий.
Главная реликвия экспозиции – штурмовое знамя, с которым наши бойцы отвоевывали древний кремль в 1944 году. Известная группа карикатуристов Кукрыниксы (Куприянов, Крылов, Николай Соколов) описали эти события на масштабном реалистичном полотне Бегство фашистов из Новгорода.
Из — за нахождения на линии фронта стреляли и немецкие, и советские орудия, бомбовые налеты также совершались с обеих сторон. Стенды с фотографиями военных корреспондентов рассказывают о повреждениях достопримечательностей, неизбежных в условиях боевых действий. В ближней витрине размещен крест одного из новгородских соборов, поврежденный прямым попаданием артиллерийского снаряда. На картине Кукрыниксов первого снимка в снегу валяются бронзовые фигуры, демонтированные с Памятника тысячелетия России, которые хотели вывезти в Германию.
Среди агитационных плакатов, фотографий и документов военного времени торжественно смотрятся водруженные под потолком знамена победителей. Живые цветы в память об освобождении одного из старейших российских городов возложили благодарные потомки. Корзина стоит у основания галереи Героев Советского Союза, получивших отличия за доблесть в боях на новгородской земле.
На мой взгляд, самые интересные залы о древнерусской истории, те, где представлены новгородские древности, находки с архелогических раскопов. В целом музей классический, без особых современных наворотов или интерактива. С экскурсоводом может быть очень интересно. Я сама уже давненько местных экскурсоводов не слушала, не знаю, кто там сейчас работает. Лет 10 назад были знающие, творческие, с юмором и очень хорошие рассказчики.