Огни Москвы

ogni-moskvy-countryscanner-1-1024x678.jpg

Огни Москвы – музей необычный по своей тематике, предметом экспозиции является все, что связано с искусственным освещением. Здесь прослеживается история источников света от лучины и свечи до самых современных светильников.  Изменяющиеся с ходом технического прогресса источники света отражают не только новинки науки и техники, но и саму историю общества. Даже расположен этот музей в старинном здании.

Немного истории

В этом особняке во времена царствования Алексея Михайловича Романова проживал его стольник Протопопов. Он и его потомки служили Романовым с XVII века вплоть до 1917 года, однако дом продали раньше, в нем был и интернат, и частные мастерские различных промыслов. В советское время в особняке устроили коммунальное жилье, существовавшее до начала масштабного жилищного строительства.

В конце 70-х годов прошлого века здание перешло коммунальному предприятию Мосгорсвет, которое после реставрации разместило здесь музей освещения Огни Москвы.

Сообразно с профилем своей основной производственной деятельности предприятие ориентировало и тематику музейной экспозиции, которая была призвана рассказывать прежде всего об истории уличного освещения столицы. Собирались или воссоздавались все раритеты, когда-либо использовавшиеся для данных целей, начиная от факелов и самых примитивных фонарей.

Обстановка нижнего этажа бывшего особняка стольника, практически не имеющего наружного естественного освещения, как нельзя лучше подходила для наглядной иллюстрации степени освещенности улиц и жилищ москвичей в далекое от изобретения электричества время.

Осветительные устройства раннего периода давали очень мало света, служа главным образом для определения направления движения и только в некоторой степени позволяя выполнять какую-либо работу.

Освещение русской крестьянской избы долго обеспечивали лучиной – деревянной щепкой, отколотой топором от полена. Свет был настолько тусклым, что позволял только ориентироваться в помещении.

Освещение пламенем

Когда люди научились разжигать огонь и начали готовить пищу на кострах, они обнаружили горючие свойства животного жира и сала. Для освещения жилищ сначала использовали плошки с налитым горючим веществом, но такое освещение давало много дыма и копоти.

Решило проблему изобретение фитиля, которое приписывают древним римлянам. Жгут из плохо сгораемого материала удерживал горючее, обеспечивая постепенное горение малыми порциями.

Вместо примитивных открытых плошек стали появляться  светильники, в которых хранилище горючего было изолировано от места горения, сообщались они исключительно через фитиль.

Экспозиция музея городского освещения Огни Москвы начинается на первом этаже бывшего особняка сотника царя Алексея Михайловича Романова, отца Петра Великого. Свет старинных фонарей очень скуден.

Старинные мастера придумали и произвели множество вариантов конструкций осветительных приборов, в которых пламя было защищено от всех негативных факторов природы. Такие устройства уже были пригодны для наружного использования.

В собрании Огней Москвы можно увидеть масляные лампы и каретные фонари разных конструкций и габаритных размеров.

Огни Москвы демонстрируют разновидности масляных осветительных ламп и фонари для конных экипажей.

Масляные лампы начали использовать для освещения улиц в странах Европы с XVII века, затем они пришли и в Россию. Оснащать такими фонарями стали и колесные конные экипажи, что значительно повысило безопасность их использования.

Предыдущие витрины с более близкого расстояния и при более ярком освещении можно рассмотреть подробнее. Конструкции светильников довольно разнообразны и интересны.

Другим важным изобретением в области освещения стали свечи, первоначально их делали из сала и сжигали полностью. Так было в древнем Египте, но применение фитиля позволило  сжигать именно этот пропитанный жгут, сало же плавилось и стекало. В дальнейшем свечи стали делать из пчелиного воска, затем из парафина.

В таком виде свечи дошли до наших дней и используются до сих пор при отсутствии электричества. Кроме подсвечников и канделябров для помещений, делали и свечные светильники в форме фонарей для наружного освещения, при этом главной задачей было надежно защитить пламя от задувания ветром.

Производство свечей повсеместно стало значимой отраслью промышленного производства, а торговля этим ходовым товаром была прибыльным предприятием.

Витрина с заглавием Свечная лавка в Огнях Москвы демонстрирует не столько свечи, сколько приборы для их размещения. Подсвечники всевозможных форм соседствуют с корпусами свечных фонарей.

Следующим этапом развития освещения стало использование керосина – самого легкого из продуктов, получаемого из нефти путем отгонки при нагреве. Саму нефть человек знал и использовал с древнейших времен, но первые сведения о получении керосина относятся к середине XVIII века, а широкое его применение началось в 1850-х годах.

Керосин уверенно занял нишу уличного освещения, керосиновые лампы широко использовались и в жилых помещениях. Торговый оборот керосина составлял огромные суммы, этот продукт даже использовали в расчетах с работниками, причем встречалась такая валюта с восторгом.

Возле дверей музейной керосиновой лавки выставлен образец тары – железная бочка, в которых продукт поступал с завода по перегонке нефти, и фонарь, принесенный для заправки топливом. Сбоку от входа помещены рекламные плакаты о применении керосина в светильниках различных типов.

В натуральную величину можно видеть фонарный столб и переносную деревянную лестницу, по которой добирались к осветительному прибору обслуживающие рабочие. Некогда очень распространенная и важная для общества профессия бесследно исчезла после начала эры электрического освещения.

Уличный фонарь в его реальных размерах установлен в Огнях Москвы рядом с керосиновой лавкой, к нему приставлена деревянная лестница для обслуживания и зажигания.

Присущие керосину свойства сделали этот продукт популярным не только для уличного освещения. Легкость и безопасность использования сделали керосин основным средством обеспечения внутреннего освещения помещений любого назначения.

Для жилых комнат конструкторы и дизайнеры разработали массу типов и вариантов осветительных приборов, которые можно рассмотреть в витрине  музея Огни Москвы. Очень разнообразны образцы настольных ламп, для установки на пол помещений создали удлиненную конструкцию светильника, получившую название торшер.

Отдельная витрина демонстрирует еще одну разновидность светильников – подвесные лампы, а также лампы разного оформления и назначения. Отдельно сгруппированы самые популярные и используемые до наших дней керосиновые лампы – фонари Летучая мышь.

Их можно использовать для организации освещения в подсобных помещениях, во всех случаях отсутствия электричества или прерывания энергоснабжения. Работающие в полевых и лесных условиях, путешественники всех категорий могут работать и отдыхать с достаточным уровнем освещения, который без проблем обеспечит этот фонарь.

В Огнях Москвы представлены не только фонари для улиц и площадей, но и светильники для жилых помещений. Весьма разнообразны их формы, до наших дней используются универсальные фонари Летучая мышь.

Появившиеся практически одновременно с керосином новые средства передвижения – велосипеды также не остались без светильников. Такие же устройства, только большего размера, использовались и на автомобилях тех времен.

Керосиновые фары не могли осветить дорожное полотно, но хотя бы предупреждали окружающих о приближении транспортных средств. С увеличением скоростей передвижения авто такие осветительные приборы уже не удовлетворяли требованиям безопасности дорожного движения, которые предполагали обеспечение для водителей обзора дороги.

На фоне городской улицы к ограде прислонен почти современного вида велосипед. В Огни Москвы он попал ради демонстрации керосинового фонаря, не способного осветить дорогу, но хотя бы обозначающее присутствие там велосипеда.

Чтобы сделать свет автомобильных фар достаточно ярким для освещения дороги, стали использовать конструкцию светильников, используемых на паровозах. Это были ацетиленовые фонари, дающие гораздо более яркий свет, нежели керосиновые лампы. Для получения газообразного ацетилена необходимо было соединить твердый карбид кальция с водой, затем поджечь газовую струю.

Неудобства пуска светильника в работу компенсировалось достаточно ярким светом фар, позволяющим водителям видеть дорожное полотно и все препятствия на пути следования.

Уменьшенные копии автомобильных фар на ацетилене были использованы для велосипедов,  такими осветительными приборами оснащались все механические транспортные средства вплоть до начала использования электричества.

Огни Москвы напоминают о внешнем виде ацетиленовых велосипедных фонарей. Такие фары уже могли осветить трассу проезда, но были очень трудоемки и неудобны в использовании.

Что касается бытового использования в жилых помещениях, керосин еще долгое время оставался средством освещения, и не только. Были изобретены кипятильники, работающие за счет сжигания керосина. Собственно керосинки, а также керогазы имели, как и лампы, фитили для горения керосина.

Следующим шагом прогресса стали примусы, работающие так же, как паяльные лампы, то есть не имеющие фитилей. Примус имел насос для создания избыточного давления в емкости с керосином, под действием которого образовывались пары керосина, которые на выходе нужно было поджечь спичкой.

Кроме различных светильников, в Огнях Москвы выставлены приборы для кипячения жидкостей. На фото образцы примусов, сохранивших свое устройство до наших дней и используемые поныне.

Удобство и безопасность устройства обеспечили использование примусов долгое время, и разные конструкции этих приборов можно видеть в экспозиции Огней Москвы.

Эра электрического освещения

Электричество быстро внедрилось во все сферы жизни и деятельности людей только спустя столетия после открытия этого явления. Ученый из Англии Гилберт назвал словом электричество притяжение бумаги к потертому шерстью янтарю (латинское название этого минерала – электрон) еще в XVI веке.

Позднее этой тематикой занимались Гальвани, Ломоносов и Бенджамин Франклин, Вольта и Фарадей и многие другие ученые. Первый источник тока был создан Алессандро Вольтой еще в 1799 году, однако отсутствие потребителей нового вида энергии затормозило ее внедрение.

Только с созданием теории электродинамики Максвеллом и изобретением осветительных приборов и других работающих на электричестве устройств оно стало незаменимой составляющей человеческого существования.

Раздел экспозиции Огней Москвы, повествующий об электрическом освещении и связанных с ним устройствах начинается с демонстрации ярко освещенного изображения центра столицы. Множество лампочек на арке обрамления панорамы наглядно демонстрируют яркость нового вида света, а само изображение дает представление о масштабах его применения.

Витрины по сторонам светящейся арки представляют начальный этап применения электрического тока для целей освещения как городских улиц, так и жилых помещений. Здесь представлены некоторые ученые и их разработки, различные измерительные приборы и электрические аппараты.

Начало экспозиции об электрическом освещении в музее Огни Москвы обозначено ярко освещенной панорамой ночной столицы. Рядом витрины с информацией о типах электроламп.

Разновидности использования электрического тока для освещения представлены в двух соседних витринах. Они демонстрируют устройства, дающие свет принципиально по-разному. Дуговые лампы освещают за счет дуги между разноименными полюсами, а лампы накаливания используют свечение нагретой током проволоки.

В правой витрине размещен портрет человека, чья фамилия стала синонимом изобретательства – Томаса Эдисона, очень разностороннего и плодовитого новатора. Число осуществленных технических новинок талантливого изобретателя превышает тысячу, один из его патентов размещен под портретом.

Хотя лампа накаливания Эдисона не была первой (ранее свою конструкцию представил Джозеф Суон), именно она стала использоваться на практике за счет долгого срока службы. Лампа Эдисона представлена под прозрачным укрытием на нижней полке витрины. Свой весомый вклад в создание электрических ламп внесли и российские ученые, также представленные в экспозиции.

Выдающихся деятелей в области электротехники представляет в своих витринах музей Огни Москвы. Изобретатель Эдисон, инженер Лодыгин и ученый Яблочков внесли большой вклад в дело освещения.

Инженер Лодыгин создал лампу накаливания  на несколько лет раньше Суона и Эдисона, однако западные историки науки предпочитают этот факт замалчивать. Между тем именно Лодыгин первым применил нить накаливания из вольфрамовой проволоки вместо углеродного волокна других изобретателей.

Кроме того, наш соотечественник проводил практические опыты по освещению городских улиц, внедрял электричество в  производственные процессы и на транспорте. Электрические нагревательные печи металлургии также были изобретены и внедрены в производство Лодыгиным.

Рассказ о русском инженере Лодыгине в Огнях Москвы. Именно он впервые использовал в качестве нити накаливания тонкую вольфрамовую проволоку, что существенно увеличило срок службы.

Дуговые лампы были изобретены раньше ламп накаливания. Первую сконструировал англичанин Дэви, россиянин Яблочков  предложил свой работоспособный вариант. Лампы с электрической дугой производили очень яркий свет и использовались для освещения улиц, а также на морских маяках.

С маяков такие устройства долго не были вытеснены (до изобретения мощных прожекторов), но для уличного освещения лампы накаливания оказались предпочтительнее за счет более высокого коэффициента полезного действия – ведь дуга по сути является коротким замыканием с большой затратой энергии.

Макет дугового электрического светильника конструкции Яблочкова представлен в витрине музея Огни Москвы. Здесь же брошюра о жизни и деятельности этого российского ученого.

Имеется в коллекции Огней Москвы копия уникальной лампочки накаливания, которую заслуженно называют вечной.  Она была зажжена в начале 1901 года в одной из пожарных частей американского города Ливермора в штате Калифорния и с тех пор выключалась только несколько раз на короткое время. Считается самой долго горящей лампочкой накаливания в мире, что подтверждает книга рекордов Гиннесса.

Столь долгая служба обеспечена ручным изготовлением и рядом технических особенностей: толстыми стенками стеклянной колбы, большим расстоянием от стекла до нити накаливания, значительной толщиной этой нити. Колба практически не нагревается, стекло почти не пропускает атомы кислорода, поэтому нет износа нити накаливания. Главное – она работает в половину номинальной мощности.

Подобного эффекта можно добиться для освещения подъезда, если в цепь питания включить простейший диод. Такой лампе частые включения не повредят, она будет гореть в половину мощности очень долго. Для жилых помещений этот прием неприменим, потому что в два раза усиливается мерцание, и в комнатах это будет неприятно при долгом пребывании.

Книга рекордов Гиннесса включает достижение по времени горения лампочки накаливания. У пожарных американского Ливермора она горит с 1901 года. Точная копия представлена в Огнях Москвы.

Прослужившая непрерывно уже более века вечная лампочка ввернута в старинной конструкции патрон, снабженный полусферической резьбой (изобретение того же Эдисона). В витрине этот раритет соседствует с многими другими образцами ламп накаливания, здесь же представлена гирлянда лампочек для новогодней елки.

Любой экспонат по просьбе посетителей могут включить и продемонстрировать в действии. Использование лампового освещения в фабричном помещении показано на живописном полотне, размещенном на стенке витрины. Изображенные работницы заняты на какой-то точной работе, поэтому освещено каждое рабочее место.

Вместе с вечной лампочкой в Огнях Москвы выставлены лампы с различной конфигурацией стеклянных колб, а также гирлянда лампочек для новогодней елки. Все это можно увидеть в действии.

История московского уличного освещения демонстрируется на отдельном стенде, укомплектованном как натуральными экспонатами, так и фотографиями и пояснительными надписями.

Здесь же копия картины художника Шматько – Ленин на принятии плана ГОЭЛРО, изображающая пролетарского вождя, председателя Совета народных комиссаров на заседании по обсуждению грандиозного плана электрификации страны.

На пояснениях и фото рассказано об истории вопроса, этапах развития страны и сопутствующем развитии освещения. Множество экспонатов дополняют эти описания вещественными свидетельствами.

Историческая экспозиция музея Огни Москвы накладывает историю освещения на историю страны. Заметна в витрине копия картины Ленин на принятии плана ГОЭЛРО, написанной художником Шматько.

Историческая часть экспозиции Огней Москвы включает и витрину о развитии профильной организации по освещению улиц столицы – Мосгорсвета. Кроме фотографий и поясняющих надписей, в витрине представлены многообразные лампы, используемые в разное время для названных целей.

Здесь же выставлены светильники различных типов, выключатели и аккумуляторные батареи. Самые габаритные экспонаты размещены рядом с витриной на отдельных подставках и непосредственно на полу.

Историческая экспозиция Огней Москвы рассказывает и об истории предприятия Мосгорсвет, длительное время занимающегося эксплуатацией уличного освещения в нашей столице.

На стене нашлось место даже почтовому ящику, ведь через них долгие годы люди более всего общались друг с другом, и их нужно было освещать в первоочередном порядке.

Управление освещением

Система освещения крупнейшего города страны требовала организации централизованного управления, и такое управление было создано в виде диспетчерского центра. Пульт одного из московских районов воспроизведен в центре одной из экспозиций Огней Москвы.

Рядом с оконным проемом здания, освещенным снаружи уличными фонарями, проецируются освещенные изнутри силуэты интерьеров квартир жилых домов.

На поперечной штанге под потолком укреплены образцы уличных светильников, рядом с пультом расположен электрический щит с отключающими рубильниками и другой аппаратурой.

Витрина музея Огни Москвы с экспонатами, относящимися к сфере управления системой уличного освещения крупного города. Контрольный пульт и отключающие устройства – рубильники.

Посетители имеют возможность рассмотреть пульт управления подробнее, подойдя к нему вплотную. Под стеклом схема улиц и кварталов столичного района, которые обозначены условными номерами.

Схема предусматривает световую индикацию включенного освещения, а само включение и выключение света на улицах осуществляется соответствующими тумблерами.

Оператор уличного освещения может управлять им в ручном варианте либо вводить время включения и выключения в автоматическом режиме. Имеется и возможность связать  включение освещения с освещенностью на улицах, которая сообщается на пульт дистанционно.

Пульт для контроля и управления уличным освещением одного из московских районов представляют Огни Москвы. Схема улиц и тумблеры включения взаимосвязаны.

В продолжении экспозиции диспетчеризации освещения можно видеть пульт управления московским освещением времен Великой Отечественной войны.

Справа от пульта выставлен стенд с номерами газеты Известия первого года войны с публикациями о событиях на фронте, заметками о героизме советских солдат и жизни осажденной Москвы.

Здесь также продолжается линейка образцов уличных светильников, экспонируется конструкция домового номерного знака с индивидуальным освещением. Более подробно имеет смысл рассмотреть не только сам пульт, но и оконный проем над ним.

Экспозиция Огней Москвы, повествующая о работе городского освещения в первые годы Великой Отечественной войны. Пульт и различные светильники на перекладине под потолком, освещение номера дома.

Окно прежде всего и выдает временной промежуток, который отображается в экспозиции. Проклеенные бумажными полосками оконные стекла меньше страдали от разрывов вражеских авиабомб, а плакат военного времени предупреждал о демаскирующем эффекте включенного квартирного освещения.

Старое средство оповещения населения об атаках противника – репродуктор, укрепленный на внутреннем откосе окна. Это отражатель звука в виде конуса из плотной черной бумаги, в центре которого на поперечной планке установлен простейший приемник радиосигналов.

Резервные светильники на случай повреждений электросети представлены несколькими устройствами, в том числе фонарем Летучая мышь.

Окно московского здания времен войны в Огнях Москвы. Бумажные полосы, приклеенные к стеклам, предохраняли их от разрушения при бомбежках, репродуктор извещал об опасности налета.

Диспетчерский пульт военного времени должен был прежде всего предотвращать демаскировку городских объектов включенным освещением. С этого устройства отключалось освещение города при угрозе налета авиации противника по сигналу воздушной тревоги или телефонному предупреждению войсковых служб.

На левом углу столешницы – специальные телефонные трубки прямого вызова компетентных служб, которые передавали обязательные для выполнения команды. Связь через наборный диск самого пульта дублируется отдельным телефонным аппаратом на независимой линии.

Главной задачей демонстрируемого Огнями Москвы диспетчерского пульта было предотвращение демаскировки. Отсюда отключалось городское освещение в годы войны.

Выставлен в музейном зале и более современный вариант пульта для контроля исправности линий электроснабжения осветительных устройств города. С пульта можно проверить сеть любого участка освещения соответствующим тумблером с отображением состояния на плане Москвы.

Бесдисковые телефоны прямого соединения служат для общения оператора с дежурными и ремонтными службами. На столе пульта представлены образцы кабельных соединений, изолирующие перчатки и инструмент для безопасной проверки исправности электропроводки и осветительного оборудования.

Диспетчерский пульт более поздней конструкции для контроля за состоянием системы электроснабжения осветительной сети. Здесь же Огни Москвы показывают изолирующие перчатки и безопасный инструмент.

Эксплуатация и обслуживание осветительного оборудования предполагает единство показаний времени во всех пунктах управления системой, поэтому часть экспозиции музея Огни Москвы посвящена приборам показа текущего времени.

Часы всех составляющих системы Мосгорсвета показывают одинаковое время, поскольку используют единый сигнал. Выставка показывает разнообразие часовой техники, различные варианты корпусов, формы и размеров циферблатов и начертания цифр.

Полет фантазии часовых дизайнеров приводит к появлению пропусков цифр, даже есть часы без цифр вовсе. Такие часы представлены в экспозиции, но для служебного применения в управлении освещением не применяются.

Точное время и единство показаний часов на всех объектах – непременное условие корректной работы системы. Огни Москвы представляют свою часовую коллекцию.

Посетившие музей Огни Москвы дают о нем только положительные отзывы, и это вполне оправданно. Экспозиция интересна как в техническом плане, так и с точки зрения исторической познавательности.

И здание особняка, и демонстрируемые экспонаты интересны прежде всего своей историей, отражающей историю страны. Приходите, останетесь довольными!

One comment

  • Avatar
    Country Scanner

    26.12.2016 at 23:01

    Следующий текст является не полным.  Прочесть статью полностью. ОглавлениеНемного историиОсвещение пламенемЭра электрического освещенияУправление освещением
    Огни Москвы – музей необычный по своей тематике, предметом экспозиции является все, что связано с искусственным освещением. Здесь прослеживается история источников света от лучины и свечи до самых современных светильников.  Изменяющиеся с ходом технического прогресса источники света отражают не только новинки науки и техники, но и саму историю общества. Даже расположен этот музей в старинном здании.


Войдите, чтобы добавить комментарий