Огни Москвы

Погода Moskovskaya Oblast’

легкий дождь

14 °C
Ветер
4.82м/с
Давление
766 мм рт. ст.
Влажность
73 %

Огни Москвы – музей необычный по своей тематике, предметом экспозиции является все, что связано с искусственным освещением. Здесь прослеживается история источников света от лучины и свечи до самых современных светильников.  Изменяющиеся с ходом технического прогресса источники света отражают не только новинки науки и техники, но и саму историю общества. Даже расположен этот музей в старинном здании.

В этом особняке во времена царствования Алексея Михайловича Романова проживал его стольник Протопопов. Он и его потомки служили Романовым с XVII века вплоть до 1917 года, однако дом продали раньше, в нем был и интернат, и частные мастерские различных промыслов. В советское время в особняке устроили коммунальное жилье, существовавшее до начала масштабного жилищного строительства.

В конце 70-х годов прошлого века здание перешло коммунальному предприятию Мосгорсвет, которое после реставрации разместило здесь музей освещения Огни Москвы.

Сообразно с профилем своей основной производственной деятельности предприятие ориентировало и тематику музейной экспозиции, которая была призвана рассказывать прежде всего об истории уличного освещения столицы. Собирались или воссоздавались все раритеты, когда-либо использовавшиеся для данных целей, начиная от факелов и самых примитивных фонарей.

Обстановка нижнего этажа бывшего особняка стольника, практически не имеющего наружного естественного освещения, как нельзя лучше подходила для наглядной иллюстрации степени освещенности улиц и жилищ москвичей в далекое от изобретения электричества время.

Осветительные устройства раннего периода давали очень мало света, служа главным образом для определения направления движения и только в некоторой степени позволяя выполнять какую-либо работу.

Освещение русской крестьянской избы долго обеспечивали лучиной – деревянной щепкой, отколотой топором от полена. Свет был настолько тусклым, что позволял только ориентироваться в помещении.

Освещение пламенем

Когда люди научились разжигать огонь и начали готовить пищу на кострах, они обнаружили горючие свойства животного жира и сала. Для освещения жилищ сначала использовали плошки с налитым горючим веществом, но такое освещение давало много дыма и копоти.

Решило проблему изобретение фитиля, которое приписывают древним римлянам. Жгут из плохо сгораемого материала удерживал горючее, обеспечивая постепенное горение малыми порциями.

Вместо примитивных открытых плошек стали появляться  светильники, в которых хранилище горючего было изолировано от места горения, сообщались они исключительно через фитиль.

Экспозиция музея городского освещения Огни Москвы начинается на первом этаже бывшего особняка сотника царя Алексея Михайловича Романова, отца Петра Великого. Свет старинных фонарей очень скуден.

Старинные мастера придумали и произвели множество вариантов конструкций осветительных приборов, в которых пламя было защищено от всех негативных факторов природы. Такие устройства уже были пригодны для наружного использования.

В собрании Огней Москвы можно увидеть масляные лампы и каретные фонари разных конструкций и габаритных размеров.

Огни Москвы демонстрируют разновидности масляных осветительных ламп и фонари для конных экипажей.

Масляные лампы начали использовать для освещения улиц в странах Европы с XVII века, затем они пришли и в Россию. Оснащать такими фонарями стали и колесные конные экипажи, что значительно повысило безопасность их использования.

Предыдущие витрины с более близкого расстояния и при более ярком освещении можно рассмотреть подробнее. Конструкции светильников довольно разнообразны и интересны.

Другим важным изобретением в области освещения стали свечи, первоначально их делали из сала и сжигали полностью. Так было в древнем Египте, но применение фитиля позволило  сжигать именно этот пропитанный жгут, сало же плавилось и стекало. В дальнейшем свечи стали делать из пчелиного воска, затем из парафина.

В таком виде свечи дошли до наших дней и используются до сих пор при отсутствии электричества. Кроме подсвечников и канделябров для помещений, делали и свечные светильники в форме фонарей для наружного освещения, при этом главной задачей было надежно защитить пламя от задувания ветром.

Производство свечей повсеместно стало значимой отраслью промышленного производства, а торговля этим ходовым товаром была прибыльным предприятием.

Витрина с заглавием Свечная лавка в Огнях Москвы демонстрирует не столько свечи, сколько приборы для их размещения. Подсвечники всевозможных форм соседствуют с корпусами свечных фонарей.

Следующим этапом развития освещения стало использование керосина – самого легкого из продуктов, получаемого из нефти путем отгонки при нагреве. Саму нефть человек знал и использовал с древнейших времен, но первые сведения о получении керосина относятся к середине XVIII века, а широкое его применение началось в 1850-х годах.

Керосин уверенно занял нишу уличного освещения, керосиновые лампы широко использовались и в жилых помещениях. Торговый оборот керосина составлял огромные суммы, этот продукт даже использовали в расчетах с работниками, причем встречалась такая валюта с восторгом.

Возле дверей музейной керосиновой лавки выставлен образец тары – железная бочка, в которых продукт поступал с завода по перегонке нефти, и фонарь, принесенный для заправки топливом. Сбоку от входа помещены рекламные плакаты о применении керосина в светильниках различных типов.

В натуральную величину можно видеть фонарный столб и переносную деревянную лестницу, по которой добирались к осветительному прибору обслуживающие рабочие. Некогда очень распространенная и важная для общества профессия бесследно исчезла после начала эры электрического освещения.

Уличный фонарь в его реальных размерах установлен в Огнях Москвы рядом с керосиновой лавкой, к нему приставлена деревянная лестница для обслуживания и зажигания.

Присущие керосину свойства сделали этот продукт популярным не только для уличного освещения. Легкость и безопасность использования сделали керосин основным средством обеспечения внутреннего освещения помещений любого назначения.

Для жилых комнат конструкторы и дизайнеры разработали массу типов и вариантов осветительных приборов, которые можно рассмотреть в витрине  музея Огни Москвы. Очень разнообразны образцы настольных ламп, для установки на пол помещений создали удлиненную конструкцию светильника, получившую название торшер.

Отдельная витрина демонстрирует еще одну разновидность светильников – подвесные лампы, а также лампы разного оформления и назначения. Отдельно сгруппированы самые популярные и используемые до наших дней керосиновые лампы – фонари Летучая мышь.

Их можно использовать для организации освещения в подсобных помещениях, во всех случаях отсутствия электричества или прерывания энергоснабжения. Работающие в полевых и лесных условиях, путешественники всех категорий могут работать и отдыхать с достаточным уровнем освещения, который без проблем обеспечит этот фонарь.

В Огнях Москвы представлены не только фонари для улиц и площадей, но и светильники для жилых помещений. Весьма разнообразны их формы, до наших дней используются универсальные фонари Летучая мышь.

Появившиеся практически одновременно с керосином новые средства передвижения – велосипеды также не остались без светильников. Такие же устройства, только большего размера, использовались и на автомобилях тех времен.

Керосиновые фары не могли осветить дорожное полотно, но хотя бы предупреждали окружающих о приближении транспортных средств. С увеличением скоростей передвижения авто такие осветительные приборы уже не удовлетворяли требованиям безопасности дорожного движения, которые предполагали обеспечение для водителей обзора дороги.

На фоне городской улицы к ограде прислонен почти современного вида велосипед. В Огни Москвы он попал ради демонстрации керосинового фонаря, не способного осветить дорогу, но хотя бы обозначающее присутствие там велосипеда.

Чтобы сделать свет автомобильных фар достаточно ярким для освещения дороги, стали использовать конструкцию светильников, используемых на паровозах. Это были ацетиленовые фонари, дающие гораздо более яркий свет, нежели керосиновые лампы. Для получения газообразного ацетилена необходимо было соединить твердый карбид кальция с водой, затем поджечь газовую струю.

Неудобства пуска светильника в работу компенсировалось достаточно ярким светом фар, позволяющим водителям видеть дорожное полотно и все препятствия на пути следования.

Уменьшенные копии автомобильных фар на ацетилене были использованы для велосипедов,  такими осветительными приборами оснащались все механические транспортные средства вплоть до начала использования электричества.

Огни Москвы напоминают о внешнем виде ацетиленовых велосипедных фонарей. Такие фары уже могли осветить трассу проезда, но были очень трудоемки и неудобны в использовании.

Что касается бытового использования в жилых помещениях, керосин еще долгое время оставался средством освещения, и не только. Были изобретены кипятильники, работающие за счет сжигания керосина. Собственно керосинки, а также керогазы имели, как и лампы, фитили для горения керосина.

Нет комментариев

Войдите, чтобы добавить комментарий