Необычная экспозиция, представляющая орудия пыток Средневековья, расположена в Петропавловской крепости Санкт-Петербурга. Здесь люди с устойчивой нервной системой могут познакомиться с методами и приспособлениями для получения правдивых показаний от подследственных, причинения мучений инакомыслящим и лишения жизни. Выставка позволяет познать уровень гуманизма и морали далеких времен, оценить нынешние человеческие отношения.
Выставка развернута в каретнике крепости, включавшем прежде конюшню и помещения для размещения экипажей. У входа достаточно красноречивые экспонаты, сразу уточняющие крайний случай использования орудий – помост для казни, одежда палача, плаха и топор для отсечения головы. Иногда сотрудник музея облачается в одеяние исполнителя казни и с топором в руках становится живой рекламой экспозиции орудий пыток Средневековья.
Расположенный рядом с помостом позорный столб – стойка и доска с тремя отверстиями – служил для публичного наказания без лишения жизни. Доска здесь разъемная, голову и руки закрепляли, т. е. приковывали наказуемого к позорному столбу. Как вариант применяли позорный столб для фиксации приговоренного к наказанию плетьми, либо выставляли узника доступным для любого наказания каждым желающим из прохожих.
Способы казни и смертоносные устройства наряду с приспособлениями для истязаний – один из повседневных аспектов средневековой жизни, когда жестокость в обращении с себе подобными была в порядке вещей. Пытки и казни использовались и при государственном дознании, и во время преследования инакомыслящих в религиозном плане. Инквизиция в странах Европы помнится всем по учебникам истории, но и на Руси все эти ужасы тоже имели место.
Одним из самых распространенных орудий пыток Средневековья была дыба, нижнюю часть которой на снимке можно подробно рассмотреть. Верхняя перекладина в кадр не вошла, но наличие и функции ее вполне понятны – пытаемого подвешивали за связанные за спиной руки и воротом поднимали вверх. Все суставы верхних конечностей выворачивались, причиняя сильную боль.
Горизонтальный вариант дыбы также представлен возле стены помещения, здесь нагрузки разрушали все суставы человеческого скелета, а также внутренние органы. На примыкающей стене вывешены обычная двуручная пила и подобие грабель с острыми зубьями. Пилой распиливали подвешенного за ноги человека от промежности, граблями раздирали плоть. Описывать страдания от этих процедур излишне.
Раздвижная капсула с направленными внутрь острыми шипами, прозванная Нюрнбергской девой, впервые применена в этом германском городе. Предназначением ее было причинение значительных болей в течение длительного времени, не допуская при этом смерти жертвы. Расположение шипов палачи выбрали достаточно грамотно, чтобы не были сразу поражены жизненно важные человеческие органы. Похожий принцип воздействия имело пыточное кресло, размешенное справа от предыдущего устройства, однако дева была более изощренным средством – при закрытии ее подключалось психологическое воздействие темноты.
На стене вывешено для обозрения еще одно пыточное приспособление – молитвенный крест, который служил для фиксации подследственного или наказуемого в неудобной позе без возможности ее изменить. Само положение тела было пыткой, действенность могли усилить избиениями и истязаниями плоти.
Выполненный достаточно мастерски, даже с некоторым изяществом, железный табурет Клюющий петух был орудием одной из самых страшных пыток Средневековья. Человека приковывали кандалами за одну ногу и одну руку. Малая длина цепей заставляла пытаемого принимать немыслимо неудобную позу, в которой долго продержаться было невозможно.
Обессиленный человек вынужден был садиться на сиденье, которое имело острые шипы, впивающиеся при этом в область промежности. Не хватает воображения для описания ощущений человека, присевшего на этот железный табурет, прозванный палачами клюющим петухом.
Умерщвление через повешение использовалось палачами издавна, произошел этот способ казни скорее всего от способа охоты на животных и птиц с помощью петель и силков. Прекращение дыхания из-за передавливания горла петлей, затягивающейся под тяжестью собственного веса человека, приводит к гибели в предсмертных конвульсиях и мучениях.
Нехитрое сооружение из деревянных бревен либо брусьев, скрепленных под прямым углом и распертых укосиной, по-русски назвали виселицей из-за положения тела подвергаемого этому способу казни. Кроме самой виселицы нужна была крепкая веревка, прочно укрепленная на стойке, с самозатягивающейся петлей на конце.
Приговоренный к смертной казни через повешение становился на табурет, который после надевания петли на шею резко выбивался из-под ног. Способ продолжает применяться для казни преступников в ряде государств, не говоря уже о популярности среди склонных к добровольному уходу из жизни.
Одним из самых заметных экспонатов музея орудий пыток Средневековья является устройство для казни, широко распространившееся несколько позднее этой эпохи. Гильотина для мгновенного обезглавливания была введена в обиход по предложению медика, деятеля Великой французской революции Гийотена. Неверно называть его изобретателем данного устройства, прототипы гильотины использовались и ранее в ряде стран.
Гильотина состояла из двух вертикальных направляющих, скамьи осужденного и тяжелого косого лезвия на веревке. Лезвие поднималось веревкой, жертва закреплялась на скамье, затем нож роняли и он по направляющим скользил вниз, срезая голову быстро и надежно. Здесь не имели значение навыки палача, необходимые при казни топором, предусматривалась даже корзина, куда падала отделенная от туловища голова.
Из пояснительной таблички посетители узнают о многих известных личностях, лишенных жизни при помощи гильотинирования. Среди них особы королевских кровей и представители других общественных сословий, сторонники Революции и ее противники. В годы второй мировой войны в берлинских застенках таким образом умерщвлены антифашисты Юлиус Фучик и татарский классик Муса Джалиль, а последняя казнь на гильотине датируется 1977 годом.
Экспозиция интересная и познавательная. Но больше всего меня порадовала фотография какого-то страшного устройства для разрывания человека и вентилятор в углу. Наверное, для «облегчения» страданий пытаемого)))
Музей пыток Средневековья полностью оправдывает славу самого страшного в Санкт-Петербурге. Уже у входа стояли палачи (двое – один человек и очень реалистичная кукла), а рядом был эшафот. Орудия пыток сами по себе выглядели устрашающе, погружая в атмосферу прошлого. А вот куклы из воска, показывающие сам процесс пыток и расположенные рядом с некоторыми из орудий, только добавляли ужаса. К каждому экспонату было описание. В целом посещение этого музея очень запомнилось, но еще раз пока не хочется туда идти.
Вообще, есть много музеев, где представлены орудия пыток. Меня больше всего впечатляют те, в которых еще и фигуры людей стоят. Много раз мне такое смотреть грустно, а так, для общего развития — не помешало бы.
>
Это «средневековый» вентилятор, а они, как известно, не облегчали, а усугубляли страдания
Нда, действительно, очень облегчит страдания орудие для «разрыва» человека. Я так полагаю, разрывали человека, извините, как червяка не за один раз, а за несколько. Иначе просто не было бы это орудием пыток, а только исполнение смертной казни. А мы еще сейчас жалуемся, что жестоко относятся к людям. Нормально. Сравнительно — вообще прекрасно.
Да, вот раньше нравы-то были, ужас просто. Не хотелось бы мне в те времена жить. Ведь тогда кто-нибудь донесет на тебя какую-нибудь ерунду и тебя давай пытать без особых разбирательств. Меня вот больше заинтересовал этот «Клюющий петух». Только вот я сколько не разглядывала, то никаких у него шипов не увидела. Может их, конечно же, специально убрали, чтобы никто не поранился. Интересно сколько стоит вход в этот вот ужасный музей?