Памятник тысячелетию России в Великом Новгороде — единственный в стране монумент к юбилею государства. Воздвигли монумент в 1862 году в кремле Великого Новгорода, приняв за начало государственности приглашение на престол варяжского князя Рюрика.
Символ единоличной власти – держава стала основой замысла памятника, похожего по силуэту и на шапку Мономаха, и на гигантский колокол. Проект выполнил молодой художник Микешин, позднее ставший автором монументов Екатерине Великой в Санкт-Петербурге и Богдану Хмельницкому в Киеве.
Состоит Памятник тысячелетию России из трех ярусов, вверху на державе символ Церкви (Ангел) благословляет коленопреклоненную женщину – олицетворение России. Вокруг шара расположены фигуры правителей, символизирующих главные, эпохальные моменты существования государства. Круговой горельеф на постаменте содержит более 100 изображений государственных деятелей, просветителей, полководцев, деятелей науки и искусства.
В такую структуру вкладывался смысл единства православной веры, самодержавной власти и народности, проще говоря – церкви, государства и народа. Прочность этого единства подвергали сомнению острые противоречия, увенчавшиеся убийством открывшего Памятник тысячелетию России императора Александра II, и дальнейшая история страны.
Выбранные для помещения на Памятник тысячелетия России исторические периоды и деятели соответствуют историографии того времени. Призвание варягов и принятие христианства, объединение княжеств и победа на Куликовом поле, воцарение Романовых и деяния Петра Великого – действительно важнейшие периоды в истории страны.
Реформатор Петр изображен устремленным в сторону будущего Петербурга, слева от него дальний предшественник, объединитель княжеств Иван III. Несмотря на значимость, не помещен на Памятник тысячелетия России Иван Грозный, приняли во внимание его злодейства, особенно против новгородцев.
Рюрик смотрит в сторону Киева, первоначально бывшего главным конкурентом Новгорода, рядом с варягом языческое божество. Слева креститель Руси князь Владимир, осеняющий православным крестом соотечественников, принимающих христианскую веру.
Кроме названных, среди главных фигур победитель татар Дмитрий Донской и первый монарх из династии Романовых – Михаил Федорович. Состав персонажей, олицетворяющих славу и гордость России, не все столь однозначно.
Выбор персоналий на Памятник тысячелетию России
Предложивший увековечить выдающихся людей России Александр лично контролировал выбор, этим объясняется присутствие на горельефах не слишком значимых членов правящей династии. Император внял призыву Микешина запечатлеть Гоголя, а пространную аргументацию по Тарасу Шевченко проигнорировал либо не дочитал до конца.
Отсутствие генералиссимуса Меншикова, скорее всего, связано с явным казнокрадством светлейшего князя, окончившего жизнь в сибирской ссылке. Касательно отсутствия адмирала Ушакова, впоследствии канонизированного святым, внятных объяснений нет – его император вычеркнул лично.
Многое, в том числе отсутствие виднейших деятелей и присутствие второстепенных персонажей, объясняется личными пристрастиями монарха и его окружения.
Памятник тысячелетию России соседствует с древним Софийским собором, севернее монумента расположен Новгородский музей в здании Присутственных мест. В экспозиции музея есть картина Кукрыниксов об изгнании фашистов в 1944 году, где по снегу разбросаны снятые с памятника бронзовые скульптуры. Это самый драматичный эпизод в истории монумента, только натиск советских войск спас детали от вывоза в Германию.
После узурпации власти большевиками Памятник тысячелетия России не переплавили, достало забот с присвоением и вывозом изделий из драгоценных металлов. Монумент зашили досками и до самой войны использовали как трибуну при митингах и праздниках.