Кресла для императора не предусмотрено, принято было по канонам православия слушать службу стоя на ногах, невзирая на высочайший статус. Основатель собора присутствовать на богослужениях не смог, он тяжело заболел и скоропостижно скончался в возрасте неполных 53 лет.
Напротив Царского места обустроена кафедра для произнесения проповедей, полагающаяся собору в статусе кафедрального, который присваивается навсегда. Даже при освящении нового собора кафедрального назначения предыдущий этого статуса не лишается, как произошло в Санкт-Петербурге при освящении Исаакия.
Кафедра Петропавловского собора изготовлена из липовой древесины и позолочена, эскиз ее убранства выполнил сам архитектор храма Трезини. Балдахин украшен скульптурами четырех евангелистов, ниже – фигуры апостолов Петра и Павла. Ограждение кафедры и лестницы к ней содержит живописные изображения на сюжеты евангелия, прославляющие силу проповедей.
На снимке с беспилотного аппарата на первом плане видна была усыпальница великих князей, кажущаяся продолжением Петропавловского собора. На самом деле это отдельное здание значительно более поздней постройки, соединенное галереей с храмом. Стены галереи использованы для размещения экспозиции о династии Романовых, начиная от Петра Великого и заканчивая Николаем Вторым.
Большинство посетителей Петропавловского собора непременно проходят и в усыпальницу, которая имеет свои примечательные детали. Это здание очень сильно пострадало во время блокадных артиллерийских обстрелов и бомбежек, но успешно восстановлено и продолжает использоваться.
Стенд, посвященный злодейски убитому Николаю Второму и членам его семьи, содержит информацию только о пяти захороненных в 1998 году. Тогда определение подлинности останков дожидаться не стали, оно завершилось только в 2011 году, что повлекло прекращение уголовного дела. При этом канонизация членов семьи проведена РПЦ в 2000 году.
Останки царевича Алексея и великой княжны Марии были обнаружены только в 2007 году, подлинность их определяется до сих пор, а хранится небольшое количество найденных останков в Государственном архиве.
Для повторной экспертизы эксгумировали часть праха Николая и его супруги, взяли для сравнения кровь с хранимого в Эрмитаже мундира убитого народовольцами Александра Второго. Захоронение ожидается не ранее лета 2018 года, к 100-летию трагедии.
Внутреннее пространство Великокняжеской усыпальницы открывается из галереи без дверей, в открытую арку проема. В квадратном в плане помещении не сохранилось алтаря, из украшений восстановлен по рисункам многоцветный оконный витраж, выбитый во время войны взрывной волной. Основным архитектурным элементом внутреннего строения здания являются арки различных размеров и пилястры между ними.
В отличии от захоронений в Петропавловском соборе, в усыпальнице изначально были заготовлены 60 могил, закрытых мраморными плитами. При захоронении на них наносились данные об умерших, составленные в единообразной форме. На данный момент использовано менее трети склепов, в том числе для захоронений прошлого века – членов семейства Романовых, проживающих за рубежом. Выполненный в 1905 году по эскизу художника Бруни витраж воссоздан в 2006 году, на нем изображен воскресший Спаситель в белом облачении.
Внутренняя поверхность купола Великокняжеской усыпальницы образована сходящимися четырьмя выпуклыми наружу скатами, повторяющими форму кровли. Утолщенные части с нанесенным орнаментом составляют крест с равными лучами, со сквозными овальными проемами на лучах и освещенным через проемы барабана квадратом под куполом.
Остальные детали оформления усыпальницы , а также небольшую музейную экспозицию можно рассмотреть при личном посещении Петропавловского собора и соединенной с ним усыпальницы.
Огромное мемориальное значение кафедрального Петропавловского собора предопределяет некоторые его отличия от обычного храма. Здесь не проводилось крестин и венчаний, отпевали только членов семейства Романовых и родственных ему родов. Уникальное убранство и внешний облик храма привлекательны сами по себе, к тому же вокруг еще масса достопримечательностей.
Воистину осмотреть все достопримечательности северной столицы невозможно. Столько раз был в городе, а до столь интересного собора не добрался. Времени не хватает на все. В следующий раз, начну с него.