Петропавловский собор дал название одноименной крепости на Заячьем острове, построенной Петром Первым для защиты основанного им города в дельте реки Невы. Каменный храм необычной для России архитектуры построили на месте деревянной церкви во имя апостолов Петра и Павла.
Собор имел статус кафедрального до освящения Исаакиевского, кроме того, он стал усыпальницей российских императоров и некоторых их родственников, начиная с царевича Алексея Петровича, погибшего именно в Петропавловской крепости.
Проектированием собора занимался строитель Петропавловской крепости Доменико Трезини, привлекая лучших российских и иноземных мастеров. Расположен храм в центральной части крепости, его окружение и расположение части укреплений отлично просматривается с высотного снимка. В пределах видимости вся Стрелка расположенного ниже по течению Невы Васильевского острова с площадью и зданием Биржи, мосты на Большой и Малой Неве.
В давние времена, когда городу могли угрожать шведские корабли, пушки Петропавловской крепости держали под прицелом прямой наводки обе водные артерии. Петропавловский собор соседствует с другим местом захоронения – Великокняжеской усыпальницей, построенной в начале прошлого века в связи с исчерпанием мест для могил в самом храме.
Здание Петропавловского собора имеет вытянутое с запада на восток основание в форме прямоугольника, увенчанное колокольней с высоким шпилем и главой над восточной алтарной частью. Многоярусная колокольня возвышается более чем на 122 метра, до появления недавних новостроек это было самое высокое здание северной столицы.
Фасад и боковые стены храма украшены пилястрами, удлиненные оконные проемы обрамлены наличниками. Таким же образом оформлена башня главы собора, исполненная в виде восьмигранника со сферической кровлей, на которой устроены окна по числу граней. Этот купол увенчан барабаном с верхним куполом луковичной формы и православным крестом на вершине.
В нижнем ярусе фасада под колокольней расположен главный вход в Петропавловский собор, выполненный как колоннада с портиком – балконом. Колонны дорического ордера своими базами опираются на каменное основание, имеющее несколько ступенек с трех сторон. На перекрытии над колоннами площадка окружена кованой металлической оградой со строгим орнаментальным узором.
В целом входной фасад, сочетающий колонны и пилястры, а также округлые арочные ниши в стене, выглядит очень гармонично, заставляя взгляды подходящих к храму устремляться ввысь, скользить по ярусам колокольни и по шпилю к венчающей его фигурке ангела в полете, играющей роль флюгера.
Вошедших в Петропавловский собор встречает исключительное великолепие внутренней отделки, превосходящей многие дворцовые залы. Очень широко использовано золочение декоративных деталей, от капителей храмовых столпов до иконостаса алтаря. Документально зафиксировано выделение из государственной казны 200 килограммов драгоценного металла для выполнения позолоты.
Необычайно высока конструкция алтарного иконостаса, возвышающегося до уровня окон на первом ярусе башни главы храма. Иконостас был изготовлен из липовой древесины московскими резчиками, на месте собирался из отдельных фрагментов на основании из лиственницы. Искусная позолота превратила простейший материал в драгоценные кружева затейливой резьбы, вмещающие произведения иконописи лучших художников того времени.
У продольных стен храма расположены захоронения российских правителей. Здесь всегда многолюдно, организованные группы внимают пояснениям экскурсоводов, туристы самостоятельные читают мемориальные таблички в головах надгробий.
Немалый интерес вызывает и художественное оформление стен и потолков соборного здания, выполненное в салатных тонах с орнаментами на стенах, сводах и парусах. Стены используются для демонстрации копий трофейных вражеских знамен, захваченных в битвах нескольких войн, их оригиналы переданы в Государственный Эрмитаж. Великолепные люстры из позолоченной бронзы и горного хрусталя хорошо освещают богатые интерьеры.
Близко к алтарю расположены два надгробия, разительно отличающихся от остальных. Все прочие выполнены из белоснежного мрамора, декорированы бронзовыми позолоченными крестами и гербами Российской империи. Надгробия из яшмы зеленого цвета с белыми прожилками и из розового родонита, или орлеца, с вырубленными в монолите глыб крестами выполнены по приказу Александра III для его родителей.
Ближнее к стене надгробие отмечает захоронение Александра II Освободителя, известного благодаря отмене крепостного права и погибшего от бомбы террориста Народной воли. Рядом, под надгробием из уральского родонита, покоится его супруга и мать заказчика надгробий – императрица Мария Александровна.
Рядом расположены захоронения двух российских императриц, матери и дочери. Жена Петра Великого Марта Скавронская, в православии Екатерина Алексеевна, царствовала после кончины мужа два года, до своей кончины, под именем Екатерины Первой. Фактическим правителем в этот период был Александр Меншиков, ближайший приближенный царя – реформатора и глава Тайного Совета, учрежденного Екатериной Первой взамен упраздненного Кабинета министров.
Дочь Петра и Екатерины – Елизавета Петровна правила с 1741 года в течение 20 лет, до собственной кончины и воцарения Петра Третьего, внука великого императора. Надпись на табличке – Елизавета Первая была сделана на случай появления еще одной императрицы с таким именем, однако такого не случилось. Правление Елизаветы Петровны отмечено возвратом к отцовскому устройству управления империей, рядом военных побед, основанием Московского университета и Академии художеств, подъемом экономики и продолжением западной ориентации.
Надгробие над захоронением Петра Великого от других не отличается, кроме наличия его бюста возле могилы, памятных медалей выше надгробного креста и обилия живых цветов на ограде. Бюст установлен в честь 300-летия со дня рождения Петра, в 1972 году. Это копия известного творения скульптора Карло Альболини, изобразившего императора без парика, доспехов и орденов.
Повторять многократно описанную биографию Петра Великого в этом обзоре нет смысла, этот правитель превратил отсталую и небогатую страну в одну из ведущих мировых держав. Его непреклонной воле обязан своим появлением и город, и крепость на Заячьем острове, многие другие строения Санкт-Петербурга.
Присутствие монарха на богослужениях требовало специального места для размещения царствующей особы, для этого использовалось Царское место. В Петропавловском соборе оно оборудовано укрытием в форме балдахина, украшенного золотым шитьем и бахромой, на стенке укреплен золоченый герб Российской империи на бархатной обивке.
Воистину осмотреть все достопримечательности северной столицы невозможно. Столько раз был в городе, а до столь интересного собора не добрался. Времени не хватает на все. В следующий раз, начну с него.