Среди множества римских храмов церковь Сан Луиджи деи Франчези вблизи Пантеона мало чем выделяется. Необычна она разве что своей принадлежностью общине уроженцев Франции. Названная измененным на местный лад именем короля соседней страны, она сохраняет три подлинных картины Караваджо. Фасад украшен накладными пилястрами, портиками и нишами со статуями, на фронтоне – щит с королевскими лилиями.
Первый канонизированный из французских королей, Людовик IX прослыл в народе добрым и справедливым правителем. Сумел сохранить долговременный мир с Англией, возглавлял последние попытки завоевания Святой Земли. Кроме самого заглавного персонажа, в нише первого яруса представлен Карл Великий. Правитель второй половины первого тысячелетия создал и возглавлял государство с огромной территорией. Это были современные Бельгия, Швейцария и Голландия плюс большие части Франции, Германии, Италии и Испании.
Общий облик Сан Луиджи деи Франчези соответствует проекту знаменитого архитектора Джакомо делла Порта. Заканчивал строительство Доменико Фонтана, при нем центр второго яруса украсил декоративный балкон с балюстрадой. В проеме установлена христианская эмблема, по бокам – две ниши с женскими статуями. Королева франков 500-х годов Клотильда Бургундская соседствует с Жанной Французской, всего несколько месяцев пробывшей королевой. Брак был расторгнут в 1476 году тогдашним Папой римским из-за близкого родства. Жанна основала монашеский орден аннунциаток, после смерти осталась нетленной и провозглашена святой в 1950 году.
Внутренний облик церкви Сан Луиджи деи Франчези
Относительная скромность церковного фасада резко контрастна внутреннему убранству. Сочетать многоцветный мрамор с обильнейшей позолотой было беспроигрышным вариантом, особенно при высоких потолках. Именно потолочные конструкции и соседние верхние элементы стен содержат более всего золоченных деталей. На таком красочном фоне выигрышно смотрятся белоснежные скульптуры алтарного пространства. Огромных размеров алтарная икона над главным престолом церкви Сан Луиджи деи Франчези также весьма впечатляюща.
Некоторым диссонансом в общей тональности оформления здесь выглядит епископская кафедра с синим фоном. Особенно инородным телом выглядит плоская крыша, типа балдахина, но никоим образом с кафедрой не связанная. В сравнительно небольшом здании создатели храма умудрились выкроить место для трех нефов, разграничив их продольными перегородками с арочными проемами. Над входом, напротив главного алтаря, установлен обычный для католиков церковный музыкальный инструмент, духовой орган.
Звуковые трубы заключены в фигурный футляр, белоснежный, с позолоченными накладками, — одно из украшений церкви Сан Луиджи деи Франчези. Соседство с таким же образом отделанными архитектурными деталями подчеркивает единство здания и музыкального инструмента. Привлекательность католической мессы во многом определяется ее музыкальным сопровождением. Воздействием мелодий раскрываются каналы восприятия словесных проповедей, приобретающих дополнительную убедительность.
Детали алтарного пространства
Разнообразие внутреннего декорирования церкви Сан Луиджи деи Франчези наилучшим образом иллюстрируют фото с близкого расстояния. Буквально каждый декоративный элемент – отдельное произведение искусства, порой даже каждый фрагмент. Даже зелень и многоцветье растительных букетов не затмевает великолепия расцветок мрамора. Приблизившись к алтарю, главную икону храма единым взором не охватишь. Приходится делать несколько фотографий, чтобы зрительная информация была полноценной.
Алтарная икона с сюжетом Вознесения Богородицы словно продолжена скульптурной группой на портике. Небожители даже корону приготовили для вновь прибывшей, завершая приготовления к встрече. Когда вникаешь в смысл изображенного, блеск обильной позолоты многочисленных декоративных элементов кажется даже излишне ярким. Однако подобным образом привлекаются самые разнородные личности, невзирая на отношение как к религии, так и к изобразительному искусству. Ходит в церковь Сан Луиджи деи Франчези самая разнородная публика.
Съемки с близкого расстояния позволяют запечатлеть каждую декоративную деталь. Зачастую только так можно разглядеть составляющие элементы здания, например – неприметные ложи на втором ярусе. На общем продольном изображении зала их незаметно, а таким ракурсом становятся видимыми, даже с подробностями. Мраморная балюстрада сверху продолжена узорчатой бронзовой решеткой, обрамление из камня по углам украшено вставками. Завитки капителей пилястр позолочены, как и многие другие части оформления.
Другие детали, включая не показанные
Боковые капеллы крайних нефов также прекрасно декорированы, оборудованы красочными дополнительными алтарями. Демонстрируем для примера только один, с художественно выполненным распятием. Христос на кресте – на фоне яркой драпировки, словно осеняет купол неведомого храма. Очевидно, эта капелла церкви Сан Луиджи деи Франчези посвящена погребенным здесь известным личностям. Бюсты, барельефы и надписи на памятных плитах многочисленны и разнообразны по исполнению.
Среди погребенных – посол Людовика XV в Италии, кардинал де Берни, не признавший революцию на родине и умерший в Риме. Здесь же упокоился знаменитый скульптор Пьер Ле Гро младший, сын придворного ваятеля французского двора. Экономист Фредерик Бастиа был главным оппонентом Карла Маркса, апологетом свободы предпринимательства и торговли. Мастер пейзажа Клод Лоррен, тоже француз, прожил в Риме подавляющую часть жизни. Его работы есть всюду, более десятка – в Эрмитаже Санкт-Петербурга.
Напоследок – выход из церкви Сан Луиджи деи Франчези, под балконом уже показанного органа. Белокаменные ангелы в облаках придерживают хрупкими ручонками нависшую тяжесть, либо тормозят о балкон собственный взлет. Сознательно не помещаем среди иллюстраций обзора фото капеллы Контарелли, где размещены работы великого Караваджо. Пятую капеллу левого нефа будущие посетители найдут самостоятельно, все картины посвящены апостолу, евангелисту Матфею.
Так же звали заказчика, французского кардинала Контарелли, выделившего деньги на оформление, здесь и погребенного по завещанию. Не будем доверять живописные полотна фотографической оптике, их предпочтительно рассматривать собственными глазами, в авторских оригиналах. За осмотр шедевров, украшающих церковь Сан Луиджи деи Франчези, даже денег не берут, вход сюда свободный.